Межпредметные связи на уроках физики
Тематический план по физики для 8 класса с использованием межпредметных связей
Прежде чем разработать данный тематический план мы провели анализ
учебных программ по предметам естественнонаучного и гуманитарного циклов. В ходе анализа выявилось, что в учебниках данных программ есть общие линии, которые можно реализовывать с использованием межпредметных связей. Анализ показал, что учебные программы требуют от учителей данных предметов решения общих учебно-воспитательных задач, одной из которых является формирование общепредметных умений в тех видах деятельности, которые являются общими для данных предметов (учебная, познавательная, экспериментально – практическая, расчетно-измерительная).
Использовать межпредметные связи на уроках физики можно по следующим направлениям: использовать фрагменты текстов, которые связаны с естественнонаучными и гуманитарными науками;
использование задач с элементами биологии, географии, литературы, истории.
Целью нашего тематического плана будет повышение мотивации для развития познавательного интереса обучающихся.
Предлагаемый тематический план призван решить следующие задачи:
– служить основой для формирования научного миропонимания;
– прививать интерес к изучению предметов естественно-математического цикла;
– готовить учащихся к жизни, общественно полезному труду, развивать логическое мышление;
– формировать основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней;
– знакомить с применением физических законов в практической деятельности человека с целью ускорения научно-технического прогресса;
Программа должна: по возможности охватить материал всех основных разделов курса физики; обеспечить доступность изучаемого материала; обеспечить преемственность с пропедевтическим курсом естествознания, взаимодействовать с параллельно изучаемыми предметами (химия, биология, математика, география), включить проблемы экологии и отношения человека с природой и техникой.
Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается определённая познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов.
Учебный материал отдельных тем уроков того или иного курса оказывается на столько тесно связан с учебным материалом другого предмета, что возникает потребность в осуществлении межпредметных связей на протяжении всего урока. Для решения практических задач повседневной жизни для формирования такого опыта мы целенаправленно используем уроки с внешними межпредметными связями. За время работы мы систематизировали уроки со следующими предметами: география, история , биология, литература, математика, астрономия.
Интегрированные уроки используются:
— при изучении нового материала,
— формирование ЗУН
— обобщение и систематизации знаний.
Важно оптимально сочетать в зависимости от целей урока формы организации познавательной деятельности, методов обучения и содержания учебного материала.
Урок планируется как система. Для оптимальности выбора методов обучения используется таблица «Сравнительные возможности различных методов обучения» Ю. К. Бабаевского.
Использование в работе уроков с межпредметными связями оказалось для нас наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению физики, формирования устойчивого познавательного интереса к предмету, повышению качества знаний, создание педагогических условий для развития способностей учащихся. Эти уроки создают ситуацию успеха у каждого ребёнка
Уроки с межпредметными связями помогают обучающимся не только учиться, но и жить, позволяют детям видеть мир как единое целое, видеть прекрасное в точных науках и точное в прекрасном. Ученик, успешный в других областях (литература, рисование, география и т. д.) и менее успешный в физике имеет возможность раскрыться и на таких уроках. И учитель начинает смотреть на этого ребёнка по-другому. Для некоторых ребят это может быть единственная возможность почувствовать себя успешными.
Доля таких уроков в общем процессе обучения невелика, а значение их огромно.
Тематический план по физики для 8 класса.
№ Тема урока Межпредметная связь Тип урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66-
68 Механика-наука о движении тел
Ускорение
Скорость при равноускоренном движении
Решение задач
Путь в равноускоренном движении
Обобщающий урок по теме «Механическое движение»
Лабораторная работа №1
Равноускоренное движение по окружности
Период и частота обращения
Лабораторная работа №2
Решение задач
Контрольная работа №1
Первый закон Ньютона
Второй закон Ньютона
Третий закон Ньютона
Решение задач
Лабораторная работа №3
Импульс тела
Закон сохранения импульса
Реактивное движение.
Развитие ракетной техники
Энергия
Закон сохранения энергии
Использование энергии движущейся воды и ветра
Решение задач
К Р №2
Механические колебания
Виды колебаний
Л Р №4
Резонанс
Механические волны
Скорость и длинна волны
Сейсмические волны
Звуковые волны
Звук в различных средах
Громкость и высота звука. Эхо
Инфразвук и ультразвук
К Р №3
Температура
Виды энергий. Способы изменения внутренней энергии
Виды теплообмена
Примеры теплообмена в природе и технике
Расчёт изменения внутренней энергии
Удельная теплоемкость
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделению им при охлаждении
Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса
Л.Р.№ 5
К.Р. № 4.
Агрегатное состояние вещества
Плавление и отвердевание кристаллических тел
Количество теплоты, необходимое для плавления тела
Решение задач
Испарение и конденсация
Л.Р.№ 6
Кипение
Количество теплоты, необходимое для парообразования и выделяющееся при конденсации
Решение задач
Количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива
Тепловые двигатели. Изобретение автомобиля и паровоза
Двигатель внутреннего сгорания
Обобщающий урок по теме
« Тепловые явления. Изменения агрегатных состояний вещества».
К.Р. № 5
Урок – соревнование по теме:
« Тепловые явления»
Решение задач
Решение задач
Итоговая контрольная работа
Повторение
Алгебра: система координат.
Астрономия: стыковка космических кораблей.
Алгебра: линейная функция и её графики
Литература
Литература, музыка, ИЗОГеометрия: окружность и её основные элементы, хорда, касательная
Астрономия: Земля, освоение космического пространства
География: энергия воды и ветра
География: энергия воды и ветра. Строительство ГЭС, ПЭС,ВЭС. СШ ГЭС (Россия), «Три ущелья» (Китай)
История: Разрушение мостов, самолетостроение
География: строение земной коры. Цунами, землетрясение
Музыка: музыкальные звуки, настройка музыкальных инструментов.
Биология: строение и функция органов слуха человека
История: франко-прусская война 1871 г.
Биология: киты , дельфины.
Биология: кожный покров человека
Технология: обработка материалов
История: получение огня.
География: перемещение воздушных масс, распределение солнечного света и тепла на земле.
Биология: значение солнечного света для фотосинтеза
География: водоемы
География: континентальный климат
География: круговорот воды в природе
История: развитие представлений о состоянии вещества.
Технология: пайка меди и других металлов
Биология: испарение воды растениями.
География: атмосферные осадки
География: атмосфера, погода
География: горячие источники
Литература и биология
Химия: топливо и его сжигание
История: особенности промышленного переворота в Англии
История: изобретение ДВС
Литература
География, биология, литература
Литература: вопросы по литературным произведениям Урок формирования новых знаний.
Урок формирования новых знаний.
Урок применения знаний.
Арт-урок обобщения знаний.
Урок комплексного применения знаний.
Урок комплексного применения знаний
Урок формирования новых знаний.
Проблемный урок, применение знаний на практике.
Урок формирования новых знаний.
Проблемный урок.
Интегрированный урок.
Урок формирования новых знаний.
Урок формирования новых знаний.
Урок формирования новых знаний.
Урок комплексного применения знаний
Урок комплексного применения знаний
Урок формирования новых знаний.
Урок формирования новых знаний.
Урок формирования новых знаний.
Проблемный урок.
Проблемный урок.
Урок формирования новых знаний.
Урок практического применения знаний и умений.
Урок комплексного применения знаний
Урок применения знаний и умений.
Урок формирования новых знаний.
Урок комплексного применения знаний
Интегрированный урок
Урок- игра.
Урок- соревнование
Урок комплексного применения знаний
Обучение - двусторонний процесс. Даже искусственно ограничив его лишь информационной стороной, можно показать, что деятельность учителя и ученика неодинаковы. Учитель преподает учащимся знания, выявляет логические связи между отдельными частями содержания, показывает возможности использования этих связей для приобретения новых знаний. Ученик же усваивает эти знания, приобретает индивидуальный опыт познания, учится самостоятельно применять знания. Процесс познания учащимися протекает под руководством учителя, что еще раз подчеркивает различие видов их деятельности.
Какова же деятельность учащихся при использовании межпредметных связей?
Многообразие их видов деятельности можно в этом случае объединить в три группы:
1. Обучающиеся умеют привлекать и привлекают понятия и факты из родственных дисциплин для расширения поля применимости теории, изучаемой в данном предмете;
2. Обучающиеся умеют привлекать и привлекают теории, изученные на уроках других предметов, для объяснения фактов, рассматриваемых в данной учебной дисциплине;
3. Обучающиеся умеют привлекать и привлекают практические умения и навыки, полученные на уроках родственных дисциплин, для получения новых экспериментальных данных.
Методику обучения учащихся использованию межпредметных связей в учебной деятельности можно представить состоящей из трех ступеней. На первой ступени (условно названной воспроизводящей) основная цель учителя - приучить учащихся использовать знания, полученные в естественнонаучных дисциплинах. Эта ступень может быть разбита на три этапа:
Первый этап. Организация учителем процесса повторения учащимися необходимых сведений из соответствующих дисциплин.
Второй этап. Объяснение нового учебного материала учителем с использованием фактов и понятий из какого-либо одного учебного предмета для подтверждения рассматриваемых теоретических положений.
Третий этап. Изложение нового материала, при котором учителем привлекается естественнонаучная теория из смежной дисциплины для объяснения рассматриваемых явлений.
Как показывает практика, очень важно, чтобы учитель пробудил у каждого ученика чувства удивления и восхищения, которые можно вызвать, используя занимательные факты из истории, биологии, географии.
Использование межпредметных связей в курсе физики способствует активизации учащихся по нахождению дополнительного материала, по написанию рефератов, сообщений, повышению интереса к выполнению лабораторных работ, решению задач межпредметного характера.
Проводились уроки по тематическому плану, который был составлен с определением межпредметных связей между физикой и другими предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Интеграция физики с другими предметами школьного курса может осуществляться не только в рамках целого урока, но и в качестве отдельных методических приемов. Например
1. Использование фрагментов текстов, связанных с естественнонаучными и историческими науками на уроках физики.
Методика использования текстов, связанных с биологией, географией, экологией, историей может быть разнообразной. Если сообщение содержит описание какого-либо явления или пример физического явления в природе, то его целесообразно использовать на уроке как иллюстрацию.
Так при изучении темы «Звук в различных средах» в 8 классах можно привести следующие примеры из истории: передача информации барабанами во время войны Италии и Абиссинии и во время Англо-бурской войны. Также можно привести воспоминания очевидца о франко-прусской войне 1871года («Занимательная физика» Я.И. Перельман.- М.:АСТ , 2007.)2. Использование задач, с элементами биологии, географии, экологии и истории на уроках физики.
Вот примеры задач, которые предлагаются школьникам на уроках физики в 8 классе по теме «Скорость. Равномерное движение».
1. Гриб веселка (phallus), обычный в наших краях, растет со скоростью 5 мм в минуту и вырастает до высоты 30 см. За какое время гриб достигает указанной высоты? (1 час)
2. Хотя растение банан (Musa) достигает высоты 10 м и имеет ствол толщиной до 1 м, оно является травой. Листья банана растут со скоростью 0.1 мм в минуту. Определите, на сколько сантиметров увеличивается лист банана за сутки? (14,4 см)
3. Бамбуки – общее название для более чем 100 родов и 600 видов травянистых растений. Их особенностью является быстрый рост. Так, бамбуки Вьетнама растут со скоростью 2 м в сутки. Бамбук, относящийся к семейству злаковых, у себя на родине может достигать высоты 50 м и иметь стебель диаметром до 40 см. На сколько метров изменяется длина бамбука за неделю? (На 14 м)
4. Гепарды охотятся в одиночку. Они бегут за добычей со скоростью до 30 м/с, но довольно быстро устают. Антилопа находится на расстоянии 150 м от гепарда и бежит со скоростью 72 км/ ч. Догонит ли ее гепард?
Ответ: догонит через 15 с.
5. Африканские страусы, нанду и эму – это крупные бескрылые птицы. Они достаточно быстро бегают, чтобы убежать от немногих хищников, которые рискуют нападать на них. Страусы бегут со скоростью 80 км/ч. Все они неярко окрашены, кроме черно-белого африканского страуса, который является самой крупной птицей в мире. За какое время африканский страус преодолел бы стометровку?
Ответ: Примерно за 4,5 с.
Очень интересно строятся уроки «Решение задач» с использованием занимательных материалов по различным предметам. Так ребятам предлагается занимательный факт, а они должны составить по нему задачу или вопрос. А затем предложить ответить на него своим товарищам.
Вот примеры некоторых задач-вопросов межпредметного содержания, которые можно предложить обучающимся на уроках:
Когда рыба опускается на глубину, объём пузыря уменьшается. Какова причина опускания рыбы?
Какие животные могут жить при максимально низких температурах? Укажите значения этих температур.
Почему необходима побелка плодовых деревьев?
Как объяснить морские приливы? Как они влияют на скорость вращения Земли вокруг своей оси?
Почему глубокие водоёмы даже в очень холодную зиму не промерзают до дна? Какое значение это имеет в природе?
Почему поговорка « Дурак ты и уши у тебя холодные» неправильная?
«Густой туман ложится на болота среди берёзок средней полосы». Объясните это явление.
На какую глубину могут нырять птицы? Укажите виды птиц , глубину . Определите давление на этих глубинах.
Максимальные минимальные температуры , которые выдерживает человек.
В заключение хочу привести слова великого И.Г.Песталоцци, который на большом дидактическом материале раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов и отмечал опасность отрыва одного предмета от другого : « Приведи в своём сознании всё по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе».
Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12 января 1746, Цюрих,— 17 февраля 1827, Бругг) — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.