Межпредметные связи на уроках литературы


Межпредметные связи на уроках литературыПрезентацию-выступление подготовила:учитель русского языка и литературы МОУ «Школа-гимназия № 6» г. Джанкоя Жадан О.С. «Новое русское искусство так крепко обнялось с русской литературой и творчеством,как, быть может, ни одно искусство в Европе… Наша литература и искусство – это точно двое близнецов неразлучных, врозь немыслимых» Владимир Васильевич Стасов Межпредметные связи – это особенно значимый фактор формирования содержания и структуры учебного предмета. Особенности межпредметных связей в предметах художественно-эстетического цикла определяются:






Художественно-эстетический цикл школьных предметов позволяет достичь необходимого разнообразия в объединении нескольких предметов: ИЗО и музыка; литература и ИЗО; русский язык, литература и музыка; литература, ИЗО, МХК, музыка; литература, история, ИЗО, музыка и т.д. Литература и живописьЯрким примером использования живописи на уроках литературы могут служить иллюстрации, например: к повести «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина - репродукции картин известных художников. Так «зарисовкой» к уроку по произведению Юрия Павловича Казакова «Тихое утро» может служить картина Исаака Ильича Левитана «У омута» Изучая поэму Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин», можно использовать картину Юрия Михайловича Непринцева «Отдых после боя» Цикл уроков по произведениям Николая Алексеевича Некрасова, посвященного крестьянам, можно сопровождать циклом картин художника Алексея Гавриловича Венецианова: «На пашне. Весна», «Гумно», «Захарка», «Жнецы», «Спящий пастушок»,«На жатве. Лето»… Литература и музыка Нельзя представить литературу и без взаимосвязи с музыкой. Музыка при изучении литературных произведений помогает сформировать у детей многогранное представление о разных явлениях мира, позволяет ставить в широком контексте вечные вопросы о смысле жизни, о добре и зле. Изучая различные поэтические произведения, школьникам предлагается не только инструментальное исполнение, но и песни, арии, написанные на слова того или иного поэта. Например, песни на слова Сергея Александровича Есенина, Афанасия Афанасьевича Фета, Фёдора Ивановича Тютчева и др. Сергей Александрович Есенин«Ты меня не любишь, не жалеешь.»Исполнитель: Борис Рубашкин (Борис Семёнович Чернорубашкин) Сергей Александрович Есенин«Клён ты мой опавший»Исполнитель: Великанова Гелена Марцелиевна Сергей Александрович Есенин«Отговорила роща золотая»Исполнитель: Иосиф Давыдович Кобзон Музыка развивает воображение. Например, в 5-7 классах на уроках литературы и русского языка можно прослушивать звуки природы: журчание ручейка, шум прибоя, раскаты грома, завывание бури, еле слышный шелест листвы, голоса птиц. После прослушивания учащиеся пишут небольшие сочинения по собственным впечатлениям, которые потом коллективно обсуждаются, делают зарисовки. Подводя итоги, хочу ещё раз подчеркнуть, что современный урок литературы не должен быть оторван от других, смежных предметов: МХК, истории, изобразительного искусства, музыки. Необходимо как можно шире использовать межпредметные связи дисциплин культурологического цикла. Такая интеграция уроков позволяет воспитывать в учениках эстетический вкус, нравственные устои и в целом гармонически развитую личность. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ