Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики и информатики.

Информационные технологии
как средство активизации познавательной деятельности
на уроках Математики и Информатики

Страшная эта опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли.
В.А. Сухомлинский.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, направлений. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль учащихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроке включать каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Немаловажная роль отводится информационным и телекоммуникационным технологиям, так как они позволяют решить проблему перехода от традиционной формы обучения, направленной на усвоение учеником фиксированной суммы знаний, к новой, где основной упор сделан на освоение способов деятельности.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. По своим природным способностям, темпу работы и т.д. учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одной группе можно наблюдать детей как с очень высоким так и с очень низким уровнем развития. Учитель обычно выбирает методы, формы обучения, ориентированные на среднего ученика. При этом слабым и сильным ученикам уделяется мало внимания. В этих условиях учащиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые испытывают возрастающие затруднения.
Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
О некоторых средствах повышения эффективности обучения и приемах активизации познавательной деятельности учащихся, которые используются мною, я хочу рассказать. Не все, представленное вашему вниманию, является моим “изобретением”, многое есть результат перенятого опыта у коллег, а также из источников полезной информации.
ФГОС предусмотрены три вида результатов освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования:
        личностные;
        метапредметные;
        предметные.
Учитель и ученик Даже человеку, далёкому от педагогики, понятно, что без взаимодействия этих составляющих невозможен образовательный процесс, а следовательно, невозможно развитие общества, которому необходимы грамотные специалисты и творческие люди. Поэтому особая роль предназначена учителю. В результате изучения математики и информатики обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математической логикой; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию.
Интерес же к предмету вырабатывается, на мой взгляд, тогда, когда ученику понятно то, о чем говорит преподаватель. Когда интересны по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают учащегося к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат не только делать выводы и обобщения, но и видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности. Вот почему учитель должен стремиться к обновлению системы преподавания, направленному на повышение мотивации ученика к учебному процессу.
Использование информационных технологий в процессе преподавания математики даёт то, что учебник дать не может; компьютер на уроке является средством, позволяющим обучающимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствуя развитию самостоятельности.
Главной же задачей использования компьютерных технологий, на мой взгляд, является расширение интеллектуальных возможностей человека, с одной стороны, и умение пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера, с другой.
 Своеобразие и новизна моей работы заключается в использовании информационно-образовательной среды, создании собственных цифровых образовательных ресурсов,  отвечающих требованиям модернизации российского образования, таким как повышение  доступности, качества и эффективности современного урока.
 В основу моей работы положены следующие принципы:

·         доступность в обучении;

·         наглядность в обучении;

·         практическая направленность обучения.
Я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности, такие как дидактические игры, логические задачи, упражнения на сравнение и обобщение, самостоятельные работы и т.д.
Для реализации применяемых принципов и приемов обучения математики, отвечая требованиям стандартам необходимо использовать средства информационных технологий для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике, что позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус современного учителя, использовать различные виды деятельности на уроке.
Ведущей  педагогической идей является  применение развивающих возможностей информационных технологий на уроках математики и информатики с целью повышения эффективности урока и направленное на создание ситуации успеха, дающая  возможность позитивного самоутверждения учащегося.
Информационные технологии, в частности средства мультимедиа, ни в коем случае не должны полностью заменить учителя. Развивающее обучение не должно превратиться в наглядно - иллюстративное, но на некоторых этапах урока разумное применение компьютера может стать оптимальным и эффективным средством передачи информации учащимся.
Исходя из опыта применения собственно разработанных цифровых образовательных ресурсов можно сделать следующие выводы:
На этапе актуализации знаний, применение информационных технологий (ИТ) экономит время, позволяет быстро проверить задание.
На этапе изучения нового материала, ИТ позволяет иллюстрировать объяснения учителя.
На этапе закрепления изученного материала, особенно для «слабых» учащихся ИТ помогут отработать основные умения и навыки на репродуктивном уровне.
При проведении тестов, фронтальных, самостоятельных работ на этапе контроля знаний оптимальность применении ИТ неоспоримо, т.к. обеспечивает визуальный контроль результатов и быстрое получение результатов.  
Считаю своей главной задачей повысить эффективность урока за счет использования информационных технологий, преподнести новые знания так, чтобы самые слабые учащиеся освоили материал в классе, справились с проверочными работами.
Главным способом тиражирования накопленного опыта  считаю –  общение с коллегами на заседаниях методических объединений, семинарах-практикумах на различных уровнях, консультации, беседы.
Современный урок характеризуется усилением функции управления процессом формирования новых знаний, реализовать который можно учитывая структуру построения учебного занятия.
В своей педагогической деятельности я ставлю цель, чтобы с помощью средств новых педагогических и информационных технологий увеличивать свой дидактический потенциал, позволяющий оперативно осуществлять обратную связь, открывать ученику возможность продвигаться в адекватно его способностям темпе.
Обычно урок математики, как и впрочем, любой другой, часто сводится лишь к “прохождению” программы, причём преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода: делай как я (посмотри – повтори – запомни).
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам.
Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет становятся доступны учащимся. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, навигатора, как в мире знаний, так и в становлении у ученика целостного качества быть личностью.
Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. При закреплении изучаемого материала использовала компьютерные презентации «Математика в науке, технике, практической деятельности и профессиональном образовании» «Виды чисел», «Графики функций», «Преобразование графиков функций». Каждый комплект слайдов позволяет отработать прочные навыки по изучаемой теме. К тому же слайды можно использовать во время проверочной работы.
Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся.
Одной из существенных составных частей математической подготовки учащихся является участие в разных математических олимпиадах.
Получая из сети Интернет учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
целенаправленно находить информацию в Интернет и систематизировать ее по заданным признакам;
видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении, устанавливать ассоциативные и целесообразные связи между информационными сообщениями;
четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника, визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему, и наоборот;
отличать корректную аргументацию от некорректной, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу;
использовать формируемые в учебном заведении знания при восприятии и критическом осмыслении информации, интерпретировать информацию, понимать ее суть, адресную направленность, цель информирования;
воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы “за” и “против” каждой из них.
Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математики интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, “воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы”.
Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.
И учебник и урок должны быть увлекательными. Интерес учеников к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления. Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель.
Обучение математике вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в образовательных учреждениях. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать знания и осваивать их самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Своими целями при обучении математики и информатики я сделала:  
-    повышение мотивации обучения        
-    развития познавательной активности учащихся -     
-    стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.  
Решаются следующие  задачи: 
-     воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета; 
-    вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;  
-    повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ
Большая радость и подспорье для учителя, когда его кабинет оснащён рабочим компьютерным местом. Мне в этом отношении повезло. Со своими наработками в плане использования мультимедийных технологий на уроке я хочу с вами поделиться.
В рамках самообразования работаю над темой "Применение ИКТ на уроках математики и информатики для развития  компетенции учащихся".
 В своей работе я использую видеоуроки, презентации и ,конечно же, научную литературу.
  Ученики очень любят создавать презентации по темам программы. Отдельные их работы могут служить наглядными пособиями на уроках и во внеурочной деятельности.
     Любой справочник, любая статья, любая репродукция доступны с интернетом. А выполнение он-лайн тестов гораздо интереснее детям, так как они сразу видят результат своей работы.
      В небольшом выступлении трудно охватить все аспекты применения ИКТ на уроках, но вывод однозначен: применение ИКТ на уроках математики и информатики позволяет повысить плотность урока, выйти на новый уровень использования дополнительного материала, осуществлять компетентностный подход в образовании.
      Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано   тем, что они
· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
· позволяют индивидуализировать процесс обучения;
· повышают интерес к урокам математики и информатики;
· активизируют познавательную деятельность учащихся;
· развивают творческий потенциал учащихся;
· осовременивают урок.
 Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:
· при объяснении нового материала;
· закреплении;
· повторении;
· контроле знаний, умений и навыков.
При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения,  игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
Уроки должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием  аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть увлекательный мир таких наук как математика и информатика.
  Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. Перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему мне помогают решить   компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме.  Ученики за урок могут не только познакомиться с графиками, формулами, но и посмотреть видеоурок как выводятся формулы и доказываются теоремы.
Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ,  создание компьютерных рисунков. Дети оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по математике и информатике, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным.
Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

        Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что компьютерные технологии играют важную роль в системе образования. Так  как  в  процессе  такого  обучения  происходит  активное  участие  в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы  которой  обеспечивают  ученику  возможность  самообразования,  саморазвития  в   ходе овладения знаниями.
 


Литература и интернет ресурсы:

Конструирование современного урока математики: Кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2002. – 175с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


zђ Заголовок 3Lђ Заголовок 415