Методическая разработка по теме Межпредметные связи на уроках химии
Методическая разработка
учителя химии МБОУ «Школа №17» города Сарова
Левкиной Елены Васильевны
Тема: «Реализация межпредметных связей при изучении
темы «Алюминий. 9 класс»
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение. с.3
1.Межпредметные связи . . с.4
1.1. Понятие межпредметных связей с.4
1.2.Классификация межпредметных связей с.5
1.3.Функции межпредметных связей. с.7
2.Алюминий - элемент III-А группы периодической системы.. с.8
2.1.Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. с.9
2.2.Нахождение алюминия в природе, его получение и свойства.... с.9
2.3.Важнейшие соединения.. с.12
2.4.Биохимическая роль с.13
3.Межпредметные связи темы «Алюминий».. с.14
4.Тестовые задания с.15
Литература и электронные ресурсы. с.18«Слеп физик без математики, сухорук без химии».
М.В.Ломоносов
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее актуальных методик преподавания химии, на мой взгляд, является реализация межпредметных связей.
По приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 в 2015 году в нашей стране вводится Федеральный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования второго поколения (ФГОС ООО). ФГОС ООО определяет следующее требование к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования:
- сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, различных форм общественного сознания науки, искусства, морали, религии, правосознания, понимания своего места в поликультурном мире [8].
Реализация межпредметных связей в процессе обучения полностью удовлетворяет заявленным требованиям, а значит, является актуальным дидактическим принципом современного образования.
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.
Разнообразие высказываний о педагогической функции межпредметных связей объясняется многогранностью их проявления в реальном учебном процессе.1.1. Понятие межпредметных связей.
В классической педагогике, в частности в работах Я. А. Коменского, Д.Локка, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, уделялось большое внимание проблеме взаимосвязей между учебными предметами. Великие дидакты обосновали необходимость межпредметных связей для отражения целостности природы в содержании учебного материала, для создания истинной системы знаний и миропонимания. Я. А. Коменский отмечал, что все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи .
И. Г. Песталоцци, указывая на опасность отрыва одного предмета от другого, писал о том, что нужно приводить в своем сознании все взаимосвязанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе. А К. Д. Ушинский обращался непосредственно к учителям, считая, что преодолеть хаос в голове ученика можно при согласованной работе учителей, когда каждый из них заботится не только о своем предмете, а об умственном развитии детей. Он отмечал, что обособленность знаний приводит к омертвлению идей, понятий, когда они лежат в голове, как на кладбище, не зная о существовании друг друга. В теории К. Д. Ушинского процесс усвоения знаний рассматривается как установление связи между ранее приобретенными и новыми знаниями. При этом он подчеркивал, что системность в обучении обеспечивается развитием ведущих идей и понятий и общих понятий с помощью внутрипредметных и межпредметных связей.
В отечественной педагогике в XX столетии идея межпредметных связей получила свое дальнейшее развитие. В исследованиях В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшина, В. Н. Максимовой показан комплексный многоаспектный характер межпредметных связей, их мировоззренческое значение, а так же влияние на формирование мотивов и умений учения. При правильном действии межпредметные связи не только способствуют систематизации учебного процесса и повышению прочности усвоения знаний учащимися, но и вызывает усиление познавательного интереса школьников к обучению и вместе с тем приобщают к научным понятиям о законах природы, идеях, теориях. В результате знания становятся не только конкретными, но и обобщенными, что дает учащимся возможность переносить эти знания в новые ситуации и применять их на практике [5].
Такие исследователи как М. М. Левина, П. А. Лошкарева рассматривают межпредметные связи как дидактическое условие, которое обеспечивает не только систему знаний учащихся, но и развитие их познавательных способностей, активности, интересов, умственной деятельности.
Существует и узкометодическое понимание межпредметных связей как средства, обеспечивающего согласованность программ и учебников по разным предметам. Многие ученые видят в межпредметных связях самостоятельный дидактический принцип.
Если говорить о подходе к межпредметным связям, как проявлению дидактического принципа систематичности, который отражает общее философское понятие о связи явлений и согласуется с физиологическим и психологическим понятием о системности в работе мозга, то он, как и все другие дидактические принципы, обусловливает определенную структуру содержания образования, систему методов, средств и форм обучения, направленных на формирование мировоззрения школьников, их убеждений, личностных качеств [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что межпредметные связи это дидактическое условие, сопутствующее отражению в учебном процессе сформированности целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также овладение учащимися навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности. В результате знания становятся не только конкретными, но и обобщенными, что дает учащимся возможность переносить эти знания в новые ситуации и применять их на практике.
1.2.Классификация межпредметных связей.
Рассмотрим теперь классификацию межпредметных связей, так как правильная классификация, отображая закономерности развития классифицируемых понятий, глубоко вскрывает связи между ними, способствует созданию научно-практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе.Межпредметные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, то мы можем выделить следующие формы связей:1. по составу.2. по направлению действия.3. по способу взаимодействия направляющих элементов. Исходя из того, что состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями и мыслительными операциями, то в первой их форме мы можем выделить следующие типы межпредметных связей: 1) содержательные; 2) операционные; 3) методические; 4) организационные. Каждый тип первой формы подразделяется на виды межпредметных связей. (Таблица 1).
Таблица 1.Классификация межпредметных связей.
ФормыМежпредметных связей
ТипыМежпредметных связей
ВидыМежпредметных связей
1) По составу
1) содержательные
по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук
2) операционные
по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям
3) методические
по использованию педагогических методов и приемов
4) организационные
по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса
2) По направлению
1) Односторонние,2) Двусторонние,3) Многосторонние
Прямые; обратные, Или восстановительные
3) По способу взаимодействия связеобразующих элементов (многообразие вариантов связи)
1) хронологические2) хронометрические
1) преемственные2) синхронные3) перспективные
1) локальные2) среднедействующие3) длительно действующие
Межпредметные связи по составу показывают - что используется, трансформируется из других учебных дисциплин при изучении конкретной темы.Межпредметные связи по направлению показывают:1) является ли источником межпредметной информации для конкретно рассматриваемой учебной темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, один, два или несколько учебных предметов.2) Используется межпредметная информация только при изучении учебной темы базового учебного предмета (прямые связи), или же данная тема является также «поставщиком» информации для других тем, других дисциплин учебного плана школы (обратные или восстановительные связи).Временной фактор показывает:1) какие знания, привлекаемые из других школьных дисциплин, уже получены учащимися, а какой материал еще только предстоит изучать в будущем (хронологические связи); 2) какая тема в процессе осуществления межпредметных связей является ведущей по срокам изучения, а какая ведомой (хронологические синхронные связи).3) как долго происходит взаимодействие тем в процессе осуществления межпредметных связей.Вышеприведенная классификация межпредметных связей позволяет аналогичным образом классифицировать внутрикурсовые связи(связи, например, между ботаникой, зоологией, анатомией и общей биологией – курса биологии; связи между неорганической и органической химией – курса химии), а также внутрипредметные связи между темами определенного учебного предмета, например ботаники, органической химии, новейшей истории. Во внутрикурсовых и внутрипредметных связях из хронологических видов преобладают преемственные и перспективные виды связей, тогда как синхронные резко ограничены, а во внутрипредметных связях синхронный вид вообще отсутствует.
1.3.Функции межпредметных связей.
Межпредметные связи выполняют в обучении химии ряд функций:
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития химических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников, учитель химии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов[7].
Таким образом, межпредметные связи – это современный принцип обучения в средней школе, обеспечивающий взаимосвязь предметов естественнонаучного, гуманитарного и физико-математического цикла.
Использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач учителя химии. Она требует знания содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя химии с учителями других предметов.
Реализация межпредметных связей химии с другими дисциплинами предполагает осуществление комплексного подхода к отбору учебного материала, т.е. привлечение теоретических и эмперических сведений из смежных дисциплин для многоаспектного освещения основных вопросов школьного курса химии с целью формирования у учащихся целостных и системных знаний об окружающем мире.
2.Алюминий - элемент III-А группы периодической системы
Я металл серебристый и легкий,И зовусь "самолетный металл",И покрыт я оксидною пленкой,Чтоб меня кислород не достал.
Алюминий Al (лат. Aluminium, от лат. alumen квасцы). Аl элемент III группы 3-го периода периодической системы Д. И. Менделеева, п. н. 13, атомная масса 26,9815, имеет один стабильный изотоп 27Al (100 %). Металлический Аl был получен в 1827г. Вёлером. По содержанию в земной коре (8,8 %) Аl занимает 3-е место после О и Si, с которыми Аl (в виде различных алюмосиликатов) составляет более 82% массы земной коры. В свободном виде не встречается. Основное сырье для производства Аl – бокситы. Аl – серебристо-белый металл, легкий, прочный, пластичный, ковкий, обладает высокой электро- и теплопроводимостью, высокой химической активностью. В соединениях А. проявляет степень окисления +3. А. легко соединяется о кислородом воздуха, покрываясь плотной пленкой оксида Al2O3, это обусловливает высокую коррозионную стойкость; концентрированная HNO3 на Аl не действует. Аl легко растворяется в щелочах, разбавленных НС1 и H2SO4. Гидроксид Аl (и Аl2О3) амфотерен: с кислотами водных растворах он дает соли, содержащие гидратированный ион [Al(H2O)6]з+, со щелочами алюминаты. Аl получают электролизом Аl2О3 (из боксита), растворенного в расплавленном криолите Na3AlF6, Аl применяют для производства легких сплавов (дуралюмин, силумин) в самолетостроении, автомобилестроении, при строительстве зданий, для изготовления химической аппаратуры, электрических проводов, конденсаторов, как материал для ядерных реакторов и др. Аl служит восстановителем при получении ряда металлов. Применяются различные соединения Al алюминия оксид, хлорид алюминия АlС13 или водный А1С13 . 6Н2О как катализатор в органическом синтезе, сульфат алюминия А12(SО4)3
· 18H2O и алюмокалиевые квасцы KAl(SO4)2
· 12Н2О для очистки воды, при крашении тканей, для дубления кож и в производстве бумаги. В строительстве и архитектуре для защиты от коррозии и в декоративных целях применяют серебряную краску смесь алюминиевого порошка с минеральным маслом.
2.1. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома
Алюминий находится в главной подгруппе III группы. Схема расположения по энергетическим уровням следующая: +3Al 2e-, 8e-, 3e-
Так как у атомов алюминия на внешнем уровне 3 электрона, то алюминий в соединениях проявляет степень окисления +3.
К такому же выводу приходим, руководствуясь представлениями о характере движения электронов в атомах и расположении их не только по энергетическим уровням, но и по подуровням. В атоме алюминия легко происходит распаривание 3s2-электронов и один электрон переходит 3p-орбиталь:
В результате получаются три неспаренных электрона.
2.2. Нахождение алюминия в природе, его получение и свойства.
Алюминий третий по распространенности элемент в земной коре. Он встречается только в соединениях. Важнейшие из них указаны на схеме 1.
Схема 1.
Окрашенные кристаллы Al2O3 красного цвета рубины, синего цвета – сапфиры.
Получение
Немецкий химик Ф. Вёлер в 1827 г. получил алюминий при нагревании хлорида-алюминия со щелочными металлами калием или натрием без доступа воздуха.
AlCl3 +3K 3KCl + Al
Для промышленного получения алюминия эти методы экономически невыгодны, поэтому был разработан электрохимический метод получения алюминия из бокситов.
Физические свойства
Алюминий серебристо-белый металл, легкий (
· = 2,7 г/cм3), плавится при 660 °С. Он очень пластичен, легко вытягивается в проволоку и прокаливается в листы и фольгу. По электрической проводимости алюминий уступает лишь серебру и меди (она составляет 2/3 от электрической проводимости меди).
Химические свойства
В электрохимическом ряду напряжения алюминий помещается за самыми активными металлами. Однако из повседневного опыта известно, что на алюминиевые изделия (посуду и т. д.) не действует ни кислород, ни вода даже при температуре ее кипения. На алюминий не действует также концентрированная холодная азотная кислота. Это объясняется наличием на поверхности алюминия тонкой оксидной пленки, которая предохраняет его от дальнейшего окисления. Если поверхность алюминия потереть солью ртути, то происходит реакция:
2А1 + 3HgCl2 2А1С13 + 3Hg
Выделившаяся ртуть растворяет алюминий, и образуется его сплав с ртутью амальгама алюминия. На амальгамированной поверхности пленка не удерживается, поэтому алюминий реагирует с водой при обычных условиях :
2А1 + 6НОН 2А1(ОН)3 + 3Н2
При повышенной температуре алюминий реагирует со многими неметаллами и сложными веществами без амальгамирования (Схема 2):
Схема 2.
Применение
Алюминий применяют для производства различных сплавов. Наибольшее распространение имеют дюралюмины, содержащие медь и магний, и силумины сплавы алюминия с кремнием. Основные преимущества этих сплавовлегкость и высокая прочность. Упомянутые сплавы широко используют в авиа-, авто-, судо- и приборостроении, в ракетной технике и в строительстве. В виде чистого металла алюминий идет на изготовление электрических проводов и различной химической аппаратуры.
Алюминий используют также для алитирования, т. е. насыщения поверхностей стальных и чугунных изделий алюминием с целью защиты их от коррозии.
На практике часто используют термит (смесь оксида Fе3O4 с порошком алюминия). Если эту смесь поджечь (с помощью магниевой ленты), то происходит бурная реакция с выделением большого количества теплоты:
8Al + 3Fe3O4 4Al2O3 + 9Fe + Q
Этот процесс используют при так называемой термитной сварке, а также для получения некоторых металлов в свободном виде.
2.3. Важнейшие соединения алюминия.
Оксид алюминия
Аl2О3 можно получить следующими способами:
1. Непосредственным сжиганием порошка металлического алюминия (вдуванием порошка алюминия в пламя горелки):
4Al + 3O2 2А12O3
2. Путем превращения по приведенной ниже схеме:
Оксид алюминия твердое, тугоплавкое (темп. пл. 2050 °С) вещество белого цвета.
По химическим свойствам это амфотерный оксид. Реагирует с кислотами, проявляет свойства основных оксидов:
А12O3 + 6НС1 2А1С13 + 3Н2O
Al2O3 + 6H+ +6С1- 2Al3+ + 6С1- + 3Н2O
А12O3 + 6Н+ 2A13+ + 3Н2O
Оксид алюминия реагирует со щелочами и проявляет свойства кислотных оксидов. Причем при сплавлении образуются соли метаалюминиевой кислоты НА1O2, т. е. мета-алюминаты:
Al2O3 + 2NaOH 2NaA102 + H20
В присутствии воды реакция протекает иначе:
А12О3 + 2NаОН + Н2O 2[NaA1O2 . H2O]
Это объясняется тем, что в водном растворе алюминат натрия NaA1O2 присоединяет одну или две молекулы воды, что можно изобразить так:
а) NaA1O2-Н2О, или NaH2A1O3; б) NaA1O2-2H2O, или NaAl(OH)4.
Гидроксид алюминия
Гидроксид алюминия А1(ОН)3 получают при взаимодействии раствора щелочи с растворами солей алюминия (раствор щелочи нельзя брать в избытке):
АlCl3 + NaOН Al(OH)3 + 3NaCl
A13+ + 3Cl- + 3Na+ + 3OH- Al(OH)3 + 3Na+ + 3С1-
Аl3+ + 3ОН- А1(ОН)3
Если белую желеобразную массу гидроксида алюминия выделить из раствора и высушить, то получается белое кристаллическое вещество, практически не растворяющееся в воде.
Гидроксид алюминия (как и его оксид) обладает амфотерными свойствами. Подобно всем основаниям гидроксид алюминия реагирует с кислотами. При сплавлении гидроксида алюминия со щелочами образуются метаалюминаты, а в водных растворах гидраты метаалюминатов:
А1(OH)3 + NaOH NaА1O2 + 2Н2O
А1(OH)3 + NaOH NaH2А1O3 + Н2O
Соли алюминия получают в основном при взаимодействии металлического алюминия с кислотами. По физическим свойствам это твердые кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде. Химические свойства солей алюминия аналогичны свойствам других солей. Так как соли алюминия образованы слабым основанием и сильной кислотой, то они в водных растворах подвергаются гидролизу .
Генетическая связь между алюминием и его важнейшими соединениями (Схема 3).
Схема 3.
Анализ содержания темы «Алюминий» в школьном учебнике (по программе О.С.Габриеляна) показывает, что в школьной программе на изучение данной темы отводится очень мало часов, и, кроме этого, практически нет сведений об экологических аспектах этой темы.
3.4. Биохимическая роль.
Сульфат алюминия Al2(SO4)3 используется в качестве протравы при крашении, для дубления кожи, в бумажном производстве. Сульфат алюминия применяют для очистки природных вод от коллоидных частиц, загрязняющих воду, которые захватываются гидроксидом алюминия, образующимся при этом гидролизе соли.
Алюминий имеет большое биологическое значение. Низкие концентрации ионов алюминия Al3+ стимулируют некоторые процессы жизнедеятельности растений. Например, прорастание семян. Но более высокие концентрации снижают интенсивность фотосинтеза, нарушают фосфорный обмен, задерживают рост корневой системы. Некоторые производные алюминия применяют в медицине. Например, KAl(SO4)2 служит вяжущим средством. Основной ацетат алюминия AlOH(COOCH3)2 используется для дезинфекции .
Многочисленные исследования ученых разных стран доказывают: накапливаясь в организме, алюминий умерщвляет клетки мозга (парализует центральную нервную систему, вызывает дрожание головы и судороги), вызывает анемию и артрит (у больных артритом алюминия в крови в пять раз больше, чем у здоровых), угнетает выработку желудочных и слюнных ферментов. Так же избыток поступления алюминия способствует развитию остеопороза (хрупкости костей) и рахита, что объясняется тем, что алюминий с фосфатами в пище образуют нерастворимые соединения, затрудняющие усвоение фосфатов в кишечнике.
3.МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ТЕМЫ «АЛЮМИНИЙ».
Рассмотрим, знания каких дисциплин могут быть использованы при изучении темы «Алюминий» (Таблица 2)
Таблица 2.
План изучения темы «Алюминий»
Знания, используемые из других дисциплин для раскрытия ведущих положений темы
1. Строение атома.
2.Нахождение алюминия и его соединений в природе.
3.Получение алюминия.
4.Физические свойства алюминия.
5.Химические свойства алюминия.
6.Применение алюминия и его соединений.
7.История открытия.
ФИЛОСОФИЯ: категории и законы диалектики – причина(строение) и следствие (свойства), переход количества в качество , единство и борьба противоположностей.
ИСТОРИЯ: любое открытие в химии имеет свою дату, и при обсуждении его ребята имеют представление в какую историческую эпоху это произошло
БИОЛОГИЯ: биохимическая роль ионов алюминия.
ЭКОЛОГИЯ:польза и вред для окружающей среды соединений алюминия, применяемых человеком.
МЕДИЦИНА: болезни, вызванные недостатком или избытком содержания алюминия в организме.
ФИЗИКА: физические свойства.ГЕОГРАФИЯ: распространение соединений алюминия в природе.
МАТЕМАТИКА: любая химическая задача, уравнение, проблема, зависимость может быть решена только с помощью математических навыков и приобретенных логических приемов.
ЛИТЕРАТУРА: стихи, загадки
4.ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «АЛЮМИНИЙ».
Анализ типовых экзаменационных вариантов тестов ЕГЭ показывает, что знания по теме «Алюминий» чаще всего проверяются в заданиях А1-А13 (строение атома, закономерности ПСХЭ, свойства неорганических веществ). Также соединения алюминия можно встретить в заданиях на электролитическую диссоциацию и гидролиз солей (часть А) и задачах на растворы (часть В) [6].
Ниже приведены разработанные мною тестовые задания по теме «Алюминий и его соединения». Работа содержит закрытые тесты с единичным и множественным выбором, тесты на соответствие, открытое задание (задача) с односложным ответом и цепочку превращений. По уровню сложности тест включает: 5 заданий базового уровня, 1 задание повышенного (5) и 1 высокого уровня сложности (7).
Данный тест позволяет оценить знания по теме в соответствии с уровнем основной средней школы и может быть использован как уроках, так и в рамках подготовки к ГИА.
Тест «Алюминий и его соединения»
1.Электронную конфигурацию инертного газа имеет
1) Al0 2) Al3+ 3) Fe2+ 4)Cu1+
2.Верны ли следующие суждения об элементах III-А группы
А.С возрастанием заряда ядра атомный радиус увеличивается.
Б.Основной характер оксидов в ряду In2O3 Al2O3 B2O3 ослабевает
верно только А 3) верны оба суждения
верно только В 4) оба суждения неверны
3.Сырьем для промышленного получения алюминия служит
каолин 2) нефелин 3) боксит 4) кремнезем
4.С гидроксидом алюминия могут взаимодействовать растворы
(выберите 3 правильных ответа)
соляной кислоты
хлорида лития
едкого натра
серной кислоты
сульфата калия
нитрата натрия
Ответ:
5.Установите соответствие между формулой вещества и классом неорганических соединений, к которому оно принадлежит
А. Al2O3 1) средние соли
Б. Al(OH)Cl2 2) кислые соли
В. Al(OH)3 3) основные соли
Г. Al2S3 4) основные оксиды
5) амфотерные оксиды
6) амфотерные гидроксиды
Ответ:
А
Б
В
Г
6.Рассчитайте массу осадка, образующегося при взаимодействии избытка раствора нитрата бария с раствором, содержащим 5,13г сульфата алюминия.
(Запишите число с точностью до десятых.)
Ответ: _______________ г.
7.Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
Al Al2O3 AlCl3 Al(OH)3 Na[Al(OH)4]
Таблица 3. Оценивание.
Задание
Правильный ответ
Оценка
1
2
1 балл
2
3
1 балл
3
3
1 балл
4
134
все правильно 2 балла
1 ошибка 1 балл
5
5361
все правильно 2 балла
1 ошибка 1 балл
6
10,5
1 балл
7
4Al + 3О2 2Al2O3
Al2O3 + 6НCl 2AlCl3 + 3Н2О
AlCl3 + 3NaОН Al(OH)3 + 3NaCl
Al(OH)3 + NaОНизбыток Na[Al(OH)4]
по 1 баллу за каждое уравнение
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ.
1.Асадник В.Н. Неорганическая химия. Блок-схемы, таблицы, формулы: Учеб. пособие. / В.Н. Асадник. – М.: Книжный Дом, 2004. – с. 28 – 41.
2.Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений./О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2007.-224 с.
3.Глинка Н.Л. Общая химия./ Н.Л.Глинка. – Л.: «Химия», 1976. – 712 с.
4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./ Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
5.Федоров В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи./ В.Н.Федоров. – М., Педагогика, 1989.- 249 с.
6.ЕГЭ-2011.Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/ под ред.А.А.Кавериной. – М.: Национальное образование, 2011. – 368 с.
7.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Возможности интеграции предметов естественно-научного цикла». Сивкова Л. Н.
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
временной факторРисунок 12временной факторРисунок 9Рисунок 8Рисунок 74ђЗаголовок 24ђЗаголовок 34ђЗаголовок 415