Статья на тему Межпредметные связи математики и информатики


МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
В условиях изменения социально-экономических ориентиров общества и реформирования школы меняется образовательная парадигма, и развитие личности рассматривается как ключевая цель, достижению которой подчинены все компоненты системы образования.Поиски эффективных путей повышения воспитательного уровня процесса обучения в школе все больше привлекают внимание педагогов, ученых и практиков к проблеме межпредметных связей.
Стремительно развивающиеся информационные технологии приносят глубокие изменения во все области жизни. В нашей стране и за рубежом интенсивно идет поиск новых моделей образования, при этом в качестве движущей силы модернизации всех образовательных процессов рассматривается развитие инновационных подходов к организации обучения на основе широкого и активного использования информационных технологий.
Информатизация образования рассматривается как одно из основных направлений государственной образовательной политики. В настоящее время нет необходимости убеждать учителей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику наиболее совершенных технологий обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной потребности учащихся, развитие их умственных способностей [Кривошеев, 2010].
Современный компьютер имеет великолепную возможность взять на себя рутинную работу по непосредственной передаче знаний и фактов, полной или частичной проверке полноты и прочности их усвоения, а также по отработке многих стандартных умений и навыков. Однако для того, чтобы все эти возможности могли быть реализованными в массовом учебном процессе, необходима фундаментальная научная, а затем научно-методическая проработка самой концепции образования в эпоху компьютеров, глубинное переосмысление ролей и функций каждого из субъектов педагогического процесса [Махмутов, 2005].
Современные инновационные технологии открывают возможности преподавателям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.
Межпредметные связи выполняют в обучении математике ряд функций [Максимова, 1986]:
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель математики формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития математических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении математике. Учитель математики, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель математики совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.
При изучении некоторых тем в курсе алгебры и геометрии в 9-м классе, можно не только использовать материал, изученный в курсе информатики, но и одновременно закладывать основы знаний, которые будут необходимы при изучении курса алгебры и геометрии в старших классах. Таким образом, при изучении тем курса математики, образуются не только межпредметные связи рассматриваемых предметов, но и внутрипредметные связи.
Таблица 1.
Технологическая карта урока математики
Учебный предмет: Алгебра.
Класс: 9.
Дата:
Автор УМК (программы учебного курса): Н.Я. Виленкин.
Тема урока: Линейная функция, ее свойства и график.
Планируемые образовательные результаты:
предметные– представление о сущности линейной функции;
метапредметные– представление о сферах применения функций и их графиков;
личностные – понимание роли функций и графиков в жизни современного человека.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность
учащихся Время Формирование УУД Применяемые
ИКТ
Организационный момент -Приветствие
-Учет отсутствующих -Подготовка к работе на уроке 2 мин Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности;
составлять план действий по решению проблемы (задачи);
осуществлять действия по реализации плана с использованием ИКТ;
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
Познавательные УУД:
извлекать информацию;
ориентироваться в системе знаний, осознавая необходимость новых;
делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний;
добывать новые знания и ее перерабатывать;
преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.
Коммуникативные УУД:
излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.
доносить свою позицию до других, владея приёмами речи;
понимать другие позиции (взгляды, интересы);
договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды;
Личностные УУД:
вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к людям, непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях;
вырабатывать жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего;
Компьютерный класс.
Программное обеспечение: MSOffice, Mathcad.
Проектор и мультимедийная доска.
Система диагностированияVotum.
Документ-камера.
Электронные приложения.
Постановка цели и задач урока -Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, задач урока -Совместная постановка и принятие цели и задач урока
-Готовность к учебно-познавательной деятельности 3 мин  Актуализация знаний Функции. Способы задания функций. -Ответы на вопросы учителя;
-Проверка домашнего задания. 5 мин Первичное усвоение новыхзнаний -Изложение материала урока:
Линейная функция, ее свойства и график.
Использовать электронный учебник.
(межпредметная связь: содержательная – факты, понятия, законы, теории, методы).
y = kx + b – линейная функция.
1) k> 0 – график возрастающий.
2) k< 0 – график убывающий.
3) если b = 0, то график проходит через начало координат.
4) если k = 0, b ≠ 0, то график прямая, параллельная оси OX.
y1 = k1x + b1
y2 = k2x + b2
1) если k1 = k2 , то графики параллельны.
2) если k1 = k2 и b1 = b2 ,то графики совпадают.
3) если k1 = k2 , то графики пересекаются.
Свойства линейной функции.
-Активные действия учащихся с объемом изучения;
-Совместная беседа по изучению материала
-Запись конспекта в тетрадь
18 мин Первичнаяпроверкапонимания -Решение задач у доски и в электронном учебнике. 12 мин Домашнее задание -Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.
-Запись домашнего задания в тетрадь или дневник
-Освоение цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
2 мин Подведение итогов занятия -Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
-Оценить ответы и работу активных обучающихся на уроке. -Анализ и оценка урока
-Получение отметок за урок
-Устранение недочетов по данной теме путем задания вопроса учителю.
3 мин Изучение всех предметов естественнонаучного цикла взаимосвязано с математикой. Имея в качестве основного объекта изучения информацию, предмет “Информатика” использует элементы знаний из математики для демонстрации собственных законов, теорий и другие.Основу межпредметных связей по темам "алгоритмы" и "программирование" составляют типы задач, для которых строится алгоритм или создается программа. Алгоритмы вычисления функций позволяют расширить представление о понятии математической функции. В теме "программирование" могут развиваться некоторые представления о численных методах, формируемых в курсе математики.В курсе информатики расширяются и закрепляются следующие основные понятия, введенные в курсе математики: понятие величины, алгоритма, математической функции, числа, развитие представления о численных методах, формируемых в курсе математики. Успешное освоение учебного материала в курсе подготавливается и обеспечивается изучением предыдущих тем арифметики, алгебры, геометрии.
Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании математики, и, наоборот, идущие от математики в другие учебные предметы.
Используемая литература
Кривошеев А.О. Применение информационных технологий в сфере образования и обучения / А.О. Кривошеев – Информационные технологии. – 2010. – №2. – С. 32 – 36.
Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения, – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.
Махмутов М.И. Современный урок / М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 2008. – 184 с.