Развитие творческих способностей младших школьников в развивающей системе Л. В. Занкова


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МЕЧЕТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Развитие творческих способностей младших школьников в развивающей системе Л. В. Занкова».
Подготовила:
учитель начальных классов
Щербакова Л. Г. Творчество как особый путь саморазвития.
Творчество- это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Т.е., порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов (Философский энциклопедический словарь - М., 1983. с.670). Оно является составным компонентом выполнения цели и способа деятельности, а также обязательным условием мастерства, инициативы и новаторства.
В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И. творчество определяется как созидание нового по замыслу культурных и материальных ценностей.
Любое определение творчества будет неполным, если лишится таких признаков, как новизна, личностная ценность, социальная значимость, направленность на человека. Таким образом, творчество - это универсальный признак личности человека, актуализации которого обусловлена осознанным ею объективным противоречием, требующим решения, а результат активности, направленной на снятие противоречия обладает новизной и качественным своеобразием, личностной ценностью, социальной значимостью и направленностью на саморазвитие и самовоспитание творческих способностей.
Противоречие составляет универсальный источник творчества. Творчество включает в себя:
Отражение проблемной ситуации в сознании субъекта творчества и ее проявлении в виде поиска решения определенной задачи.
Выдвижение идеи решения в виде предположения (гипотезы).
Отражение хода творчества, контроль за ним, корректировка его и оценка его со стороны достигнутого результата, возникающих трудностей при отсутствии положительного решения.
Творческие способности- это способность удивлять и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, конкретность на открытии нового и способность к глубокому осознанию своего опыта".
Основными показателями творческой способности являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость:
Беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени.
Гибкость мысли - способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую.
Оригинальность - способность к генерации идей, отличатся от общепринятых, неожиданность решений.
Любознательность - способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
Точность - способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.
Смелость - способность принимать решения в ситуациях неопределенности, не пугаться собственных взглядов, выводов, возможных неудач.
Один из создателей системы измерения творческих способностей - Торренс - говорил, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Творчество невозможно без духовной жизни личности, без разума, чувства воли, интуиции, воображения и т.д. Творчество не будет таковым без познания и вне общения. Творчество, как и личность всегда индивидуально и своеобразно. В то же время его результаты имеют общественное значение. Творчество осуществляется посредством деятельности, реализуется в деятельности, а сама деятельность является компонентом творческого процесса.
Личность вполне можно считать творческой, если в ее характеристике присутствует креативность, т.е. способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс - способность к творчеству.
2. Формирование творческих способностей учащихся как педагогическая проблема.
Проблема индивидуального творчества по преимуществу психолого-педагогическая, касающаяся, с одной стороны, внутренней структуры творческого процесса, интуиции и т.д., с другой - внешних условий и воздействий, стимулирующих саморазвитие творческого потенциала личности. Существует очень много мнений, теорий, учений о том, как происходит формирование творческой деятельности школьника.
В современном обществе востребована творческая личность. Поэтому проблема творческого развития личности в учебном процессе рассматривается всесторонне. Специалисты по психологии творчества убеждены, что творческими способностями обладает каждый нормальный ребенок. Нужно лишь их своевременно раскрыть и развить. "Мы пропускаем громадный базовый возраст: от рождения до 7 лет. Но развивать творческие способности можно и до 20 лет. В младшем школьном возрасте необходимо целенаправленно развивать воображение в учебной деятельности, когда дети начинают присваивать научные знания, художественные образы, нравственные ценности. Все это требует от ученика умения анализировать полученные результаты, что предполагает развитие творческого воображения.
3. Педагогические условия формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения по системе Л.В. Занкова.
Определим возможности системы обучения Л.В. Занкова для развития творческих способностей учащихся. Анализ цели, принципов, свойств методической системы, особенностей содержания поможет нам доказать, что учебная деятельность младших школьников представляет собой продуктивный вариант ее организации, т.е. носит творческий характер.
Общее развитие младших школьников как цель развивающего обучения Л.В. Занкова в рамках его экспериментальных работ рассматривалось как развитие способностей, а именно: наблюдательности, умения воспринимать явления, факты, естественные, речевые, математические, эстетические и др.; отвлеченного мышления, способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т.п., практических действий, умения создать некоторый материальный объект, произвести ручные операции. Разработанные Л.В. Занковым дидактические принципы направлены на достижение общего развития школьников, которое обеспечивает и формирование знаний. Согласно принципу обучения на высоком уровне трудности, содержание и методика обучения строятся так, чтобы вызвать активную познавательную деятельность в овладении учебным материалом. Трудность понимается как препятствие. Проблема заключается в познании взаимозависимости явлений, их внутренних связей, в переосмыслении сведений и создании их сложной структуры в сознании школьника. Это прямо связано с принципами ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении, обучения быстрым темпом, осознания школьниками процесса учения. Раскрывая сущность принципа обучения быстрым темпом, Л.В. Занков отмечает: "Неправомерное замедление темпа, связанное многократным и однообразным повторением пройденного, создает помехи и даже делает невозможным обучение на высоком уровне трудности, поскольку учебная деятельность школьника идет преимущественно по накатанным путям". Принцип быстрого темпа прохождения материала требует частой смены познавательных задач, новизны. Особенно значимым является принцип систематической работы над развитием всех учащихся (в том числе и слабых). Подхода к личности школьника с точки зрения общего развития, мы видим, что не может быть эталона, к которому нужно подтягивать других. Слабо решающий задачи по математике может обладать исключительным вкусом к художественной стороне действительности, блестяще успевающий по математике может быть абсолютно неумелым в практическом плане. При обучении, направленном на общее развитие, речь должна идти о предоставлении простора индивидуальности каждого. Вопрос только заключается в том, как выявить индивидуальность школьника, как узнать, что в каждом ребенке сильно, и что слабо развито.
В "занковском" классе возможность проявить себя в разных аспектах обеспечивается и богатством содержания образования. Одно из основных положений системы в начальном обучении нет главных и неглавных предметов. Каждый предмет значим для общего развития ребенка. Изменение статуса неглавных дисциплин (музыки, изо, искусства, трудового воспитания) будет способствовать более полноценному и целостному развитию школьника, поскольку наблюдение, мыслительные процессы и практические действия в процессе эстетического и трудового воспитания отмечены глубоким своеобразием.
Содержание обучения, включающее систему знаний, умений и навыков, опыт творческой деятельности и опыт эмоционального отношения к действительности, нацелено не только на получение определенной суммы ЗУНов, но, прежде всего, на общее развитие человека, способного к самостоятельной творческой деятельности и эмоциональный отклик.
В обучении по системе Л.В. Занкова знания не даются ребенку в готовом виде, он их добывает самостоятельно в организованном учителем коллективном поиске: прежний опыт не каждому ребенку позволяет решить поставленную проблему индивидуально, но каждый может принять посильное участие и внести свою лепту в творческий процесс. Ребенку предоставляется возможность творческой деятельности через влияние методов обучения на его личный опыт, на организацию наблюдения (природного явления, изменения смысла слова от ударения и предложения от знака препинания, математического отношения и др.), посредством самостоятельных практических действий при обучении письму, музыке, изоискусству, труду.
Основные методы обучения наблюдения, доверительные беседы, учебные экскурсии, практические работы, познавательные игры. Методы исключают последовательное проведение учащихся по этапам получения знаний: сначала информативный, затем продуктивный, частично-поисковый, а затем только творческий этап. Учащиеся должны изначально включаться в исследовательскую деятельность - во всех случаях, где имеется возможность, осуществлять самостоятельное наблюдение, анализ материала и его осмысление.
Урок становится более мобильным, гибким, наполненным жизнью детей. Учитель не скован схемой. Движение мысли, настроений, эмоций учащихся вносят в ход урока коррективы. Урок дает возможность раскрыться внутренним силам детей благодаря соединениям в нем ведущей роли учителя и представления свободы ребенку в выборе способов и форм выполнения заданий и самих заданий. Домашние задания носят разнообразный, часто индивидуальный характер.
Развитие творческих способностей в процессе обучения по системе Л.В. Занкова обеспечивается и благодаря типическим свойствам методической системы: многогранность (пробуждение к деятельности всех сторон психики); процессуальный характер (преодоление дискретности, раздельности, изолированности знаний; развертывании их таким образом, что каждый элемент знания все время прогрессирует, обогащается, вступая в возможно более широкие связи с другими знаниями); использование коллизий (при усвоении программного материала часто необходимый новый способ выполнения действия сталкивается с прежним опытом, т.е. для правильного выполнения нового задания нужна актуализация прежних способов действий и в то же время преодоление прежнего опыта); вариантность (свойство, проявляющееся и по отношению к учителю, и по отношению к ученикам и определяющее возможность многообразия приемов работы учителя и действий учащихся в одних и тех же ситуациях обучения). Задания и вопросы учителя как на уроке, так и в домашнем задании формулируется так, что они требуют не однозначного ответа и действия, а, наоборот, способствует формулированию разных точек зрения, разных оценок, отношений к изучаемому материалу. Таким образом, учащиеся каждодневно привыкают творчески относиться к каждому заданию, проблеме, вопросу. Это можно видеть в следующем примере. В классе читают и разбирают басню "Лебедь, рак и щука". Как принято, учитель подводит учеников к осознанию морали басни - плохо быть недружными в деле, действовать не согласованно. Но один из учеников хочет дополнить сказанное. Он согласен с выводом, но хочет добавить: "Я думаю, все-таки они могли бы подружиться, ведь они все водяные". Какой тонкий нюанс подмечает маленький школьник! Он на своем детском языке конкретным примером выражает общую идею о том, что всегда есть основа для согласия, ее надо искать и найти. Его вариант ответа тоже принимается и поощряется. Так как это - проявление творчества ребенком: он нашел новое решение в знакомой ситуации, проявил гибкость и самостоятельность ума.
В творческом поиске легких побед не бывает! Если это будет осознано учеником и станет направляющим фактором в его учебных буднях, то можно с уверенностью сказать, что зерна труда учителя попадут в благодатную почву и дадут добрые всходы. Памятуя об этом, каждый успех ученика необходимо делать достоянием всего класса. Уметь разделить радость искренне и полно - редкое качество человека. Считанные секунды нужны для того, чтобы улыбнуться ободряюще, сказать доброе слово, а сколько прибавят они и уроку, и ребенку?
Решение творческих задач разной степени трудности обеспечивает всем детям развитие мышления. Так, дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свои творческие способности в условиях решения нестандартных задач, требующих сообразительности и находчивости. А дети слабо успевающие, решая задачи нестандартные, но относительно легкие, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определенному плану.
Сопоставив вышеизложенные с характеристиками продуктивного варианта учебной деятельности, приходим к выводу, что учебная деятельность по системе Л.В. Занкова сочетает в себе репродуктивный и продуктивный варианты ее организации: и добывание, и применение знаний, и определение отношений, оценок в большинстве случаев, носит поисковый, творческий характер. Стимулируются самоанализ, инициатива, развитие прогностических и конструктивных способностей. Часто выдвигаются предположения, перебираются и оцениваются варианты и т.п.
Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
познавательные задачи должны строится на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности - памяти, внимания, мышления, воображения;
задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
В соответствии с особенностями и целями применения различного рода задач занятия включают в себя четыре последовательных этапа: 1) разминку, 2) развитие творческих механизмов, 3) выполнение развивающих частично-поисковых задач, 4) решение творческих задач.
Благоприятными условиями для формированиятворческих способностей младших школьников является практическая деятельность вдидактической системе Л. В.Занкова.
В основе программы Л. В. Занкова лежит общаяконцепция личностно ориентированной системы обучения, направленной надостижение оптимального для каждого школьника уровня общего развития иформирования на этой основе знаний, умений и навыков. В этой программе заложеныбольшие возможности развития творческих способностей младших школьников.
Наиболее эффективной сферой развитиятворческих способностей детей является искусство, художественная деятельность.Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, музыки,изобразительного искусства. Но, такой предмет, как математика, имеет тоженемало возможностей для развития творческого потенциала учащихся, хотянекоторые считают математику «сухой» наукой. Вроде бы математика и творчество -две вещи несовместимые.
В курсе математики по развивающей системе Л. В. Занковаможно выделить три основные линии:
алгебраическая
арифметическая
геометрическая
По программе И. И. Аргинской геометрический материал занимает довольно большой объём.Но именно здесь очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное. Всё это даёт возможность интеграции уроков математики с уроками трудового обучения. Уроки труда дают реальную возможность для формирования практических навыков по вычерчиванию, построению, измерению и т. д.

Игра — это поле творчества.Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. Если на занятия приходят сказочные герои: Незнайка, Карандаш, Буратино, Точка, Самоделкин,Циркуль, а также вредная проказница — Резинка и др., то дети с удовольствием помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними по стране Геометрии.
 
Точка  
Самоделкин 
Буратино  
Циркуль
 

Незнайка  

Буратино  
Резинка - Злючка
Геометрические ребусы, кроссворды в качестве небольшой разминки на уроке полезны для развития творческого мышления. В соответствии с особенностями и целямиприменения разного рода задач, могут использоваться графические диктанты, игры и т. д.
На уроках математики следует уделять внимание развитию психологическихмеханизмов как основы проявления творческих способностей (памяти, внимания,воображения, наблюдательности). Причем целесообразно применить игру «Внимание» или, например, такие задания:
Сколько на рисунке треугольников? (другихгеометрических фигур?).
Чем отличаются картинки?
Раскрась участки, на которых ты встретишь такиефигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляютэти фигуры).
Продолжи линию.
Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д.
Для развития воображения:
Нарисуй что хочешь. Составь геометрическоеописание своего рисунка.
Надень волшебные очки, через которые мы видимвсё вокруг нас только в виде треугольников (квадратов и т.д.), нарисуй, что утебя получилось.
Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет.Игра «Давай пофантазируем». Даются различные фигуры или несколько фигур.


Более сложного уровня задачи — шутки, задания со спичками
Так же предлагается решение частично-поисковыхзадач разного уровня.
Причем нахождение способов решений ведется детьми самостоятельно, без участия учителя или при его незначительной помощи, учащиеся открывают новые для себя знания и способы их добывания.
Такими являются задания на выявление закономерностей:
Раздели фигуры на группы.
Найди «лишний» рисунок.
Начерти розовый отрезок длиннеезелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.
Найди закономерность и нарисуй всеследующие многоугольники.
По какому принципу объединили данныефигуры и др.
Для развития творческих способностейучащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которыесодержат несколько вариантов решений.
Такие задания требуют большей или полнойсамостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный,нетрадиционный подход и творческое применение знаний.
Примером таких заданий могут бытьразнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу:«Монгольская игра», «Танграм» (из квадрата), «Вьетнамская игра» (из круга),«Колумбово яйцо», «Удивительный треугольник».
 
Колумбово яйцо (овал)  
Вьетнамская игра (изкруга)
 
Монгольская игра «Танграм» (из квадрата)
Решая творческие, нестандартные задания,дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.
Одним из важных методических принциповизучения геометрического материалаявляется связь его с другими предметами, в том числе и трудовым обучением, гдеона носит действенный характер.
Интеграция— средство, обеспечивающее целостное познание мира и способности человекасистемно мыслить при решении практических задач.
Ещё в19 веке немецкий педагог Ф. Фребель основал интегрированный курсобучения математике при помощи оригами,на основе которого можно улучшить и упрочить геометрические знания и умения, атакже развивать творческие способности учащихся. Обращая внимание детей на тегеометрические фигуры, которые получаются в процессе складывания, учащиесяотрабатывают основные геометрические понятия. Иногда оригамные фигуры мысвязываем в рассказах, сказках, которые дети придумывают, проявляя своюфантазию. Безусловно, оригами способствует развитию творческих способностеймладших школьников, при этом учитываются возрастные особенности детей.
Соединим эти два вида искусства: хокку и оригами.
 

О, проснись, проснись!Стань товарищем моим,Спящий мотылек! Бабочки полет Будит тихую полянуВ солнечных лучах.
Творчество является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Творчество порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.
Отличие творчества от других психологических процессов состоит так же в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.
Творчество - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. Поэтому творчество опосредствованно, основано на раскрытии связей, отношений, и представляет собой обобщенное познание объективной реальности.
В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны творчества. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.