МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА В 9 КЛАССЕ
О.В. Самохвалова
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА В 9 КЛАССЕ
В статье раскрываются способы реализации межпредметных связей на уроках литературы, посвященных поэзии Серебряного века.
Ключевые слова: межпредметные связи, Серебряный век.
Одной из важнейших задач обучения является формирование у учащихся представления о единой картине мира, о взаимосвязи явлений действительности. Большую роль в реализации этой задачи играют межпредметные связи [1, с.45].
Литература связана с целым рядом других учебных дисциплин. Вооружая школьников широкими познаниями мира и человека, литература вступает во взаимодействие с историей, обществоведением, изобразительным искусством, музыкой [2, с. 3]. Возможны также, хоть и в меньшей степени, связи с такими дисциплинами, как иностранный язык, естественные науки, информатика. Конечно, реализовать все связи одновременно сложно, но это становится возможным при изучении определенного периода литературы.
Такой упор на использовании межпредметных связей был сделан при изучении в 9 классе поэзии Серебряного века. Это необыкновенное по своему содержанию тридцатилетие, затронувшее разные сферы культуры и искусства. Именно этот факт позволяет активно использовать межпредметные связи на уроках литературы.
В соответствии с учебным планом нашей школы и программой по литературе, которая предлагает обзорное изучение поэзии 20 века, было составлено тематическое планирование. В нем, в частности, на изучение Серебряного века мной было отведено 12 уроков.
№ п/пТема урока Межпредметные связи
1 Русская лирика 20 в. Серебряный век русской поэзии. Разнообразие направлений и течений. Изобразительное искусство, музыка, архитектура, история, обществознание.
2-3 А.А. Блок. Слово о поэте. Особенности творчества. Образ Прекрасной Дамы.
А.А. Блок. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Русский язык, философия, живопись (портреты, иллюстрации к сборникам), музыка.
4-5 С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. Есенина. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…»
Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа лирики С.Есенина. История (биография), русский язык, иностранные языки (перевод стихотворения на немецкий язык).
6-7 В. В. М а я к о в с к и й. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта. История (биография), живопись (создание плаката), русский язык (анализ синтаксиса стихотворения «Послушайте!»).
8-9 М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики М.Цветаевой. Образ Родины в лирическом цикле М.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. География (составление «маршрута» жизненного пути поэта, музыка (песня «Мне нравится, что вы больны не мной…»), история.10-11 А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. «Реквием» Русский язык (составление таблиц «Синтаксические фигуры сборника «Вечер»», «Цветообозначения в сборнике «Вечер»»); живопись (знакомство с портретами поэта кисти художников разных эпох и направлений); история (биография, события истории, отраженные в цикле «Реквием»).12 Серебряный век русской поэзии. Итоговый урок.
История, география (составление карты Великой русской эмиграции), конкурс фотографий «В образе поэта Серебряного века»
Рассмотрим, с какими дисциплинами были связаны уроки по литературе, посвященные поэзии Серебряного века.
Наиболее естественно осуществляются связи литературы и русского языка. Работа велась по различным направлениям: поиск выразительно-изобразительных средств языка в поэтических произведениях, обоснование их роли в форме устного или письменного высказывания, нахождение неологизмов Маяковского и установление моделей их образования, составление словаря синонимов к слову Родина (по сборнику Есенина «Радуница»), анализ синтаксиса Цветаевой, выявление цветообозначений и их роли в раннем творчестве Ахматовой (сборник «Вечер»).Произведения художественной литературы отражают особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Это определяет связь литературы с историей и обществознанием. Так, на вводном уроке акцент делался на таких знаменательных для России событиях, как революции 1905 и 1917 годов, Гражданская война, эмиграция, Первая мировая война. Данный материал был представлен в виде доклада ученика. Кроме того, на уроках, посвященных биографии поэтам, обралось внимание на их отношение к революции 1917 года, так как это играло едва ли не решающую роль в их судьбе; на исторический подтекст их произведений. Например, при анализе стихотворения Есенина «Край ты мой заброшенный…» важно подчеркнуть подтекст этого произведения.
На вводном уроке также были использованы связи с искусством: живописью, музыкой, архитектурой, театром. Мной была подготовлена презентация, которая позволяла познакомить учащихся с модернистскими произведениями художников, композиторов, архитекторов, театральных режиссеров.
Связь с изобразительным искусством достигалась разными способами: привлекались портреты поэтов, иллюстрации к их произведениям, создавались собственных изображений. Так, связь с иллюстрацией использовалась при изучении творчества и философии Блока: образ Прекрасной Дамы нашел воплощение в полотнах художника И. Глазунова (иллюстрации к сборнику "Стихи о Прекрасной Даме"). Одной из задач изучения обзорных тем является воссоздание общественно-политического облика эпохи. Осуществление этой задачи может быть достигнуто с помощью плаката. Плакат – один из немногих жанров изобразительного искусства, в котором изображение органически слито со словом [2, с. 192]. Учащимся предлагалось, используя в качестве текста стихи В.В. Маяковского, создать собственный плакат.
Привлечение музыкальных произведений на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, способствующих эстетическому развитию учащихся. Воздействуя на чувства, музыка создает на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания литературных произведений [2, с.199]. Связь с музыкой была установлена на уроках, посвященных творчеству М.И. Цветаевой (учащиеся слушали исполнение песни «Мне нравится, что вы больны не мной…»), А.А. Блока (учащиеся находили в стихах поэта черты музыкальности).
В индивидуальных заданиях реализовывались связи с иностранными языками (переводы на английский и немецкий языки), с фотографией (учащийся должен был войти в облик полюбившегося поэта), с географией (составление карты с центрами русской эмиграции начала XX века). Связь с информатикой устанавливалась при создании презентаций, посвященных биографиям поэтов.
Занятия строились по сходной схеме: доклад о жизненном пути поэта, знакомство с чертами поэтики, работа с текстом с целью выявить эти черты, творческое задание на дом, его обсуждение на следующем уроке, чтение наизусть.
Таким образом, школьники познакомились с Серебряным веком как с периодом культуры в целом, и использование межпредметных связей позволило показать историко-литературный процесс как единство разных сфер науки и искусства, углубить знания, развить исследовательские навыки и творческие способности учащихся.
Литература
1. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2006. – 319 с.
2. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Е.Н. Колокольцев, А.В. Дановский, М.А. Дмитриева и др.; Под ред. Е.Н. Колокольцева. – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.