Методическая разработка Авторские пособия и дидактические игры как средство развития продуктивного диалога у дошкольников с нарушениями речи
Методическая разработка
Авторские пособия и дидактические игры как средство развития продуктивного диалога у дошкольников с нарушениями речи
Автор: Шептунова О.В.
учитель-логопед
МБДОУ детского сада №4
г. Каменск-Шахтинский
Пояснительная записка
Каждый педагог усиленно работает над обогащением словаря и развитием связной речи. Не более того. А все остальное: умение выслушать, поспорить, привести аргументы, распределить роли в группе и т.д. придет само собой. Это неправильно, «готовых» диалогичных детей не бывает. Представим, что у ребенка богатый словарный запас, он знает, что говорить и как, умеет подобрать синонимы, построить предложение, поговорить о погоде и ответить на вопросы фронтального характера. Но диалог вести не умеет ни со сверстниками, ни со взрослыми. Почему? Объективная причина этому – неумение детей взаимодействовать друг с другом. Ведь мысль ребенка, в отличие от мысли взрослого человека, эгоцентрична. Он никогда не спрашивает себя, поняли его или нет, он никогда не думает о других, когда говорит, так как занят предметом высказывания. Поэтому, чтобы научить ребенка участвовать в диалоге следует развивать не только речь, но и речевую деятельность, а развитие речи – это лишь способ и средство реализации речевой деятельности.
Если работа в ДОУ по развитию речи еще ведется, то остальные умения в основном рассматриваются педагогами как самоформирующиеся, то есть педагоги убеждены, что, работая над словарным запасом детей и развивая их связную речь, они смогут вывести детей на уровень «самопроизвольного» общения в диалоге, который и подразумевает умение выслушать, поспорить, привести аргументы, распределить роли в группе и пр. Педагоги надеются на активность детей при участии в диалоге, на самостоятельность в суждениях, на рефлексию, но, увы, мы наблюдаем обратное.
Наверное, у такого явления, как неумение детей взаимодействовать друг с другом, участвовать в диалоге, адекватно оценивать себя и других, есть объективные причины, следовательно, необходимо рассмотреть и сравнить понятия «развитие речи» и «развитие речевой деятельности», так часто отождествляемые педагогами.
Говоря о формировании коммуникативных умений и имея в виду в первую очередь умения диалогические, вспомним, что диалог – первичная, наиболее естественная форма речи в дошкольном возрасте. Диалог – форма непосредственного речевого взаимодействия между людьми. Способность строить и поддерживать его должна развиваться в дошкольном возрасте. Но присутствует ли данная форма речи (конкретно – ее развитие) в близком нам и знакомом понятии «развитие речи»? Для ответа на этот вопрос дадим определения понятий «речь» и «речевая деятельность». Речь – это способ формулирования и формирования мысли посредством языка. Речевая деятельность – форма коммуникативно-общественной деятельности (вербального общения), представляющая собой взаимодействие людей при помощи речи. Любая деятельность человека состоит из следующих структурных компонентов:
потребности и мотивы;
цели;
условия и средства достижения целей;
действия, операции, входящие в способы;
результат.
Следовательно, речевой деятельностью можно назвать активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения. Речевая деятельность – это форма вербального общения, взаимодействие людей при помощи речи.
А теперь рассмотрим, что подразумевается под развитием речи, которым занимается каждый педагог, организуя свою педагогическую деятельность и деятельность детей.
Развитие речи:
-обогащение словарного запаса (увеличение активного словаря, работа над употреблением синонимов, антонимов и др.);
-развитие связной речи (обучение построению различных типов текстов, как устных, так и письменных, - описание, повествование, рассуждение).
Как видим, задача развития диалогической речи ребенка даже не ставится. Подразумевается, что ребенок должен сначала «получить» определенные речеведческие знания, чтобы участвовать в диалоге, а потом уже в него вступать. В другом случае перекладываем это на школьный период, думая, что если мы обогатим словарный запас ребенка, научим уместному употреблению синонимов и пр., дадим схему построения текста (высказывания), то ребенок сможет участвовать в диалоге и свободно и виртуозно владеть всеми навыками его ведения. Как будто все должно получиться автоматически! О диалоге как форме речи мы забываем? Как диалог сам может возникнуть в школьный период? Учителя средней школы «монологическим» детям (обучавшимся в «монологической школе»: я сказала – ты молчи и делай по образцу) пытаются навязать этот пресловутый диалог в 5-м и последующих классах и негодуют на учителей начальной школы - не научили дискутировать, выражать свою точку зрения, элементарно взаимодействовать со сверстниками (не говоря о продуктивном сотрудничестве!). Но они и сами не знают, как диалогу научить, да и время почти ушло.
Откуда диалог возьмется? Даже если у меня достаточный словарный запас, если я знаю, что говорить и как, умею подобрать синонимы, построить предложение, текст… Что же дальше? А если я не хочу вступать в диалог? Что же для диалога надо и очень важно? Действительно, мы забыли о мотивах, о потребности ребенка говорить. Мы поддерживаем эту потребность? Выращиваем, если она «замерла» от наших педагогических изысканий? Развиваем?
Мы забываем, что диалогу учат. Учат, не ожидая, когда ребенок будет будто бы «готов» к нему. Ребенок изначально настроен на диалог, мотивирован к нему в силу психологических особенностей данного возраста, в силу того, что диалог для него является естественной формой речи. А мы ждем какого-то взросления ребенка, когда ему диалог вдруг станет доступен. А ребенок ждет диалога от нас, взрослых. Ребенок обладает инициативой – он хочет говорить, а мы его осаживаем, не доверяя его субъектному речевому опыту. Что тогда впоследствии ждать от ребенка, если его инициатива была загнана внутрь, его тогдашним корявым фразам не доверяли, его «учили», как надо говорить, а он так хотел когда-то поделиться чем-то. Его же останавливали – подожди, ты сейчас не готов к диалогу, тебе еще надо выучить построения фраз, тебе надо обогатить словарь, а вот тут уместно употребить синонимы и т.п., а потом уже будешь дискутировать, потом будешь отстаивать свою точку зрения в группе, в классе… А ребенок уже давно ничего не хочет – его инициатива была проигнорирована или вовремя не была поддержана педагогом. Потом мы удивляемся – дети не хотят участвовать в диалоге, они действительно разучились (парадокс!) при якобы развитой речи высказываться в группе, в классе, отстаивать свое мнение и т.д. Дети уже не хотят вступать в какие-то дебаты, потому что ранее их никто и не спрашивал. Получается, мы развиваем речь детей, с помощью которой, как нам кажется, они заговорят, а дело не только в этом – развивать надо речевую деятельность.
С чего нужно начать развитие речевой деятельности? В первую очередь, с мотивации, с потребности ребенка говорить. К сожалению, мы придерживаемся своих тематических планов и не учитываем потребность ребенка в диалоге, не поддерживаем и не развиваем её. Поддержка мотивации общения – самое главное, с чего начинается развитие речевой деятельности и обучение продуктивному диалогу. Речь идет не о беседе, не о фронтальной работе, а о диалоге, в ходе которого дети вместе с педагогом решают определенные содержательные задачи, которые имеют противоречия, с недостающими данными, требующие выбора правильного решения из нескольких возможных. Продуктивный диалог – это учебный диалог, в результате которого у ребенка развиваются коммуникативные навыки.
Обучение детей началам продуктивного диалога включает в себя три этапа: - обучение постановке вопроса
- работа в парах, группах
-ведение групповой дискуссии.
Отметим, что важным элементом является и обучение культуре ведения диалога. Первый шаг в работе педагога направлен на создание атмосферы доверия и на выработку «этикета» взаимодействия – общекультурных норм дискуссии. Дети постепенно научаются устанавливать глазной и тактильный контакт с партнером по совместным действиям.
Второй шаг – это перевод отношений личной симпатии – антипатии детей в план содержательных, предметных отношений.
Хотелось бы также отметить, что наши дети, как правило, ориентированы на педагога («эффект подсолнуха», по Г.А. Цукерман), именно ему они адресуют свои высказывания, от него ждут отклика и оценки, их уши «закрыты» для высказываний сверстников, их мнение не является авторитетным. Вспомните, КАК мы строим свою речь. Постоянно педагог говорит: «Скажите МНЕ…», «Все глазки на МЕНЯ…»; следствие этого – детские фразы: «А ОН Сказал…». Стоит только педагогу исключить из своей речи глаголы в прошедшем времени: «Встали…», «Открыли тетради…» - и отражать в словах факт своего сопричастия к учению, факт совместного сотрудничества: «Откроем тетради… Запишем число…», как мы обнаружим, что стали ближе детям, а значит, по-настоящему диалогичнее, и взаимодействие наше с детьми и самих детей существенно изменится.
Изменив привычный характер межсубъектного взаимодействия, исключив отношение к ребенку, как к чистому листу бумаги, педагог сможет организовать такую деятельность детей, при которой будут формироваться значимые коммуникативные умения и навыки, рефлексия, самостоятельность в оценке и суждениях, инициативность, которой так недостает нашим детям, а также способность к успешной социализации в обществе – все то, что мы называем ключевыми компетентностями. Дошкольный возраст – период «задавания» вопросов. Именно этот этап обучения детей постановке вопросов является мотивирующим для ребенка, а умение формулировать вопросы – отправным пунктом в решении задач развития речевой деятельности детей в продуктивном диалоге. Детская вопросительность мотивирована естественным образом, и эту мотивацию надо укреплять. Необходимо не только разрешать детям задавать вопросы и поощрять их в этом, но и обучать постановке вопросов. Тогда можно будет надеяться, что мы воспитываем самостоятельную личность, способную совершать выбор, работать с информацией, нести ответственность за свои поступки.
В данной методической разработке представлены авторские и модифицированные пособия и дидактические игры, используемые в практике работы с детьми с нарушениями речи в условиях ДОУ комбинированного вида. Их применение в совместной деятельности педагога с детьми помогло превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего коррекционно-образовательного процесса, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме. Результатом целенаправленной и систематической работы стало повышение уровня развития диалогической речи детей. Речевое развитие детей поднялось на более высокую ступень, улучшились все показатели устной речи: фонетика, лексика, грамматика, связная речь и её оформление. Дошкольники стали легче вступать в контакт, овладели умением вести диалог, внимательно слушать собеседника, ясно выражать свои мысли. Оценивая качественные результаты коррекционно-развивающей работы, можно выделить положительные изменения: повышается речевая мотивация; обогащается словарь всех частей речи; развивается смысловая сторона речи; компенсируются недостатки в развитии речи; увеличивается скорость запоминания и улучшается речевое продуцирование; активизируются и восстанавливаются у детей психические функции (мышление, внимание, память); развиваются творческие способности каждого ребенка.
Пособие «Логопедический куб»
Цель: пособие предназначено для систематизации знаний о структурных единицах русского языка: звуках, слогах, словах, предложениях.
Возраст: для детей 5-7 лет
(Приложение 1. Фотография пособия «Логопедический куб»). Используется с целью повышения мотивационной активности детей во время индивидуальной и подгрупповой работы в совокупности со звуковыми дорожками и «Логопедической улиткой». На гранях кубах находятся задания, ребёнок бросает куб и продвигается по дорожке или лабиринту логопедической улитки на соответствующее количество шагов, а затем выполняет задание со словом, изображённым на картинке, на которой он остановился. На гранях куба все задания представлены виде наглядных моделей и схем: так знак «?» предлагает ребёнку, ответить на какой вопрос отвечает предмет, изображённый на картинке «кто?» или «что?», одушевлённый он или нет. Следующие грани куба предлагают детям: разделить слово на слоги, определить место заданного звука в слове, составить звуковую схему данного слова, составить предложение и просто произнести слово правильно.
Пособие «Часы времён года»
Цель: способствовать более полному и целостному формированию у детей представлений о временах года и происходящих сезонных изменениях.
Возраст: для детей 5-7 лет
(Приложение 2. Фотография пособия «Часы времён года» и символы признаков времён года). При работе над сезонами времён года использование данного пособия в совокупности с моделями символами признаков времён года. Детям предлагается назвать время года и соответственно ему поставить стрелку на часах. А затем из символов выбрать те модели признаков, которые соответствуют этому времени года. Одновременно с проделываемыми действиями с детьми проводится беседа и систематизируются знания о соответствующем сезоне. С применением данного пособия проводят игры «Назови признаки», «Расскажи», «Это бывает».
Многофункциональное пособие «Речевое дерево».
Цель: данное пособие позволяет варьировать работу над коррекцией звукопроизношения, на этапе развития фонематического слуха, дифференциации звуков, при формировании понятия родственных слов, а так же систематизировать знания детей о временах года.
Возраст: для детей 5-7 лет
(Приложение 3. Фотография пособия «Речевое дерево» и копилки признаков времён года, родственных слов).В зависимости от этапа коррекционно-логопедической работы и его цели изменяется и назначение и применение «Логопедического дерева». Так на этапе дифференциации звуков ребёнку предлагается собрать с дерева яблочки с изучаемым звуком, на этапе формирования навыка подбора родственных слов дети «срывают» с дерева яблочки со словами «родственниками» к заданному слову и т.п. Пособие многофункциональное, в совокупности с ним собрана: копилка признаков времён года, копилка родственных слов, копилка картинок на различные звуки. Копилки постоянно пополняются и дополняются в зависимости от этапов коррекционно-развивающей работы.
Игра «Гномики Звуки»
Цель: способствовать развитию у детей фонематического слуха.
Возраст: для детей 5-7 лет
(Приложение 4. Фотография игра «Гномики Звуки») При проведении игры детям предлагаю различные картинки с изображением предметов и в зависимости от того, какой звук в названии предмета первый (гласный или согласный, твёрдый или мягкий) гномик в одежде соответствующего цвета и получает картинку.
«Домик для звуков»
Модифицированное пособие по методике О.С. Гомзяк Цель: развития фонематического слуха.
Возраст: для детей 5-7 лет
(Приложение 5. Фотография пособия «Домик для звуков»)Рассказываю детям, что этот домик - слово (произношу задуманное слово), и предлагаю узнать, в какой квартирке в домике-слове живёт изучаемый нами звук: в первой, посередине или в последней. Затем фишкой соответствующего цвета обозначаем выбранную позицию звука.
Пособие «Домики букв»
Модифицированное пособие разработанное в соответствии с методическими рекомендациями пособия «Учим ребёнка говорить и читать» авторов С.П. Цукановой и Л.Л. Бец .
Цель: сформировать у детей понятия звук и буква, разграничить их; дифференцировать буквы на гласные 1-го и гласные 2-го ряда; дифференцировать согласные звуки на твёрдые - мягкие, звонкие – глухие; сформировать понятие «парные согласные».
Возраст: для детей 6-7 лет
(Приложение 6. Фотография пособия «Домики букв») При знакомстве с очередным звуком и его графическим изображением букой, спрашиваю у детей: «Вот буква «…..» всё ходит, ходит и домика себе не находит. Ребята, помогите, в домике с крышей какого цвета будет жить эта буква? (красного, зелёного, синего) А почему? (потому что этот звук гласный или согласный, может быть твёрдым и мягким) А будет ли на крыше домика звоночек?(звонкий или глухой звук). Значит, если звук звонкий (глухой) мы его поселим на верхнюю (нижнюю) улицу звонких (глухих) жителей. Данное пособие используется на всех этапах подготовки детей к обучению грамоте и заполняется домиками по мере формирования у детей представлений о том или ином звуке. Так же оно служит наглядным материалом при работе над формированием звукобуквенного анализа. Дети, давая характеристику того или иного звука, дифференцируют звуки, проводят звуковой анализ слов при этом опираются на наглядные модели домиков букв. Ведь давно известно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А я считаю, что лучше и то и другое, так как в коррекционной работе необходимо задействовать все сенсорные системы ребёнка. Вариативность изготовленных и разработанных мною пособий способствует этому в полной мере.
Пособие «Домики гномиков»
Цель: способствовать развитию фонематического слуха, профилактика акустической дисграфии и знакомить детей с парными согласными.
Возраст: для детей 6-7 лет
(Приложение 7. Фотография пособия «Домики гномиков»)
Очень важным этапом в становлении правильного звукопроизношения и развитии фонематического слуха является этап дифференциации звуков (по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости). И здесь на помощь приходит разработанное мною пособие. При работе с данным пособием основополагающим является «зона ближайшего развития ребёнка». Дети получают новые знания и применяют их вместе с взрослыми, а в дальнейшем опираясь на полученный «фундамент знаний» учатся самостоятельно использовать их. Работая с пособием, опираюсь на авторский сказочный сюжет. «Жили-были гномики. Были у них домики. Гномики так дружили, что всегда в домике парами жили (Произношу пары согласных звуков и заселяю соответствующие им буквы в домики, при этом прошу ребёнка повторить, обращаю внимание на то, что один звук в домике звонкий, другой глухой). Здесь на помощь приходит тактильное или звуковое восприятие: 1-й способ - если горлышко дрожит, значит, звонкий звук бежит (к горлу ребёнка прикладывается его рука и опираемся на вибрацию мышц); 2-й способ -прошу ребёнка произнести звук, слегка прикрыв уши ладонями: этот звук «звенит», а этот нет, опираемся на звуковое восприятие. Так по мере знакомства детей со звуками и буквами, мы заселяем домики гномиков. На определённом этапе коррекционно-развивающей работы провожу игру «Найди пару гномику» или «Звуки потерялись».
Пособие «Карусель букв»
Является модифицированным с использованием авторской логопедической сказки.
Цель: формирования у детей навыка чтения, как прямых, так и обратных слогов.
Возраст: для детей 5-7 лет
(Приложение 8. Фотография пособия «Карусель букв») В процессе работы с пособием ребёнку или подгруппе детей я рассказываю историю: «Жили-были гласные буквы. Они любили на карусели кататься. Гласные буквы катались и при этом распевали песенки (предлагаю ребёнку пропеть гласные звуки, при этом демонстрирую ему наглядную модель соответствующих звуков). За всем этим весельем наблюдали со стороны согласные буквы, им тоже очень хотелось кататься на карусели и петь песенки. Они сказали об этом гласным, и те пригласили их на карусель. Села согласная буква (беру букву соответственно этапу работы, например «М») и стала пробовать петь песенки (сначала сама, а затем вместе с ребёнком упражняюсь в чтении обратных слогов) -«ам», -«ом», -«ум» и т.д. Нет, не получаются у согласной буквы песенки, как не старалась. «А, а» - сказала тогда буква «А». «А давайте попробуем наоборот. Вы согласны, согласные начинать песенку?» - предложила она. «Согласны» - ответили согласные. И снова села на карусель буква «М» и стала пробовать петь песенку (на этом этапе я предлагаю ребёнку «Давай и мы с тобой попробуем», и вместе с ребёнком веду пальчиком от согласной буквы к гласной. При этом, как можно дольше тянем согласный звук и при приближении к гласному сливаем их). «Ура! У нас получилась песенка» - обрадовалась согласная буква (предлагаю ребёнку попробовать самому). Это пособие в совокупности с авторской сказкой помогает ненавязчиво в игровой форме формировать у детей понятие звука, соотносить его с графическим образом - буквой, развивать и закреплять навык слитного послогового чтения, что в дальнейшем способствуем формированию навыка осознанного чтения.
Пособие «Времена года».
Цель: предназначено для упражнения детей в составлении описания времени года, в выделении и назывании признаков времени года.
Возраст: для детей 5-7 лет
( Приложение 9. Фотография пособия «Времена года») Пособие «Времена года» представляет собой таблицу, изготовленную из ковролина, расчерченную липкой лентой на пять вертикальных столбиков и девять горизонтальных строчек. Вверху по горизонтали размещаются цветные квадраты, символизирующие время года, слева по вертикали размещаются модели признаков для описания времён года, придуманные вместе с детьми. Ребёнку предлагается отобрать из копилки картинки с изображением признаков, характерных для осени (солнце за тучей, дождь, на земле листья и лужи и т.д.). Затем задаются вопросы: Скажи, какое солнце и небо осенью? (Солнце светит мало, небо серое, на небе тучи.). Скажи, какие осенью осадки? (Осенью часто идёт дождь. И т.д.). Аналогично проводится работа по описанию каждого времени года. К концу года вся таблица заполняется изображениями признаков, характерных для данного времени года. С использованием данного пособия проводятся игры «Волшебник-Перепутаник», «Сравни».
Помимо выше перечисленных пособий мною был разработан альбом для индивидуальной работы с детьми «Звуки, я вас знаю» (Приложение 10). За основу альбома я взяла детскую раскраску с буквами и картинками, затем под предметами, изображёнными на картинках, я начертила три клетки, что схематически обозначало начало, конец и середину слова. На оборотной стороне листа находятся задания на формирование зрительного образа – буквы, изучаемого звука. Весь материал был систематизирован и оформлен в индивидуальные папки детей. Так в совместной образовательной деятельности при работе над определённым звуком ребёнок на картинке находит предметы на заданный звук, определяет место этого звука в слове, дифференцирует звуки на гласные, согласные, твёрдые, мягкие, знакомится с графическим изображением звука – буквой, печатает её (подготовка руки к письму, формирование графомоторных навыков, профилактика дисграфии). При знакомстве с буквой акцентирую внимание на то, куда смотрит эта буква: вправо, влево или на нас. Тем самым, развиваю у детей навыки оптико-пространственной ориентации и в дальнейшем формирование этих навыков, способствует овладению письменной речью.
Лэпбук Сравнительно новое средство обучения из зарубежной педагогики и представляет собой самодельную книгу, в которой в сжатом виде собраны материалы по изучаемой теме. Основа Лэпбука - папка или другая прочная картонная основа, на которую наклеены маленькие книжки (мини-книжки простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал.
Чем для меня стала привлекательна данная форма работы?
Во-первых лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.
Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
В-третьих, ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.)
Как создать Лэпбук1. Начинаем мы с выбора темы.
Тема лэпбука может быть любая:
-интересные события, происходящие с ребенком (рождение брата, отдых на море, появление домашнего питомца);
-увлечения детей;
-темы недели;
-литературные произведения;
-мультипликационные герои и т.д.
Темы могут быть как общие так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Насекомые". А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее.
2. План.
После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Например, план Лэпбука на тему «Осень»: (Приложение 11. Фотография лэпбука «Осень»)1. Книжечка с осенними стихотворениями.
2. Кармашек с загадками.
3. Конверт с осенними листьями.
4. Таблица трёх осенних месяцев «Календарь погоды».
5. Корзинка с плодами осени.
6. Кармашек для новых слов.
Дети сами хорошо составляют план работы.
3. Создание макета.
Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.
Данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе наблюдения узнаём, что ребенок делает с большим интересом. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
Приложение 1. Фотография пособия «Логопедический куб»
Приложение 2. Фотография пособия «Часы времён года» и символы признаков времён года
209550202565
Приложение 3. Фотография пособия «Речевое дерево» и копилки признаков времён года, и картинок для дифференциации звуков
Приложение 4. Фотография игра «Гномики Звуки»
Приложение 5. Фотография пособия «Домик для звуков»
Приложение 6. Фотография пособия «Домики букв»
Приложение 7. Фотография пособия «Домики гномиков»
Приложение 8. Фотография пособия «Карусель букв»
Приложение 9. Фотография пособия «Времена года»
Приложение 10. Страницы альбома «Звуки, я вас знаю»
Приложение 11. Фотография лэпбука «Осень»
Приложение 12. Примеры конспектов совместной образовательной деятельности с использованием авторских пособий
Коррекционная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи с использованием метода наглядного моделирования с детьми с ОНР "Проделки Снежной Королевы"
Цель: создать условия для формирования лексико-грамматических компонентов речи по лексической теме «Времена года. Весна », в которых дети смогут:
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить представления о весне, ее приметах;
расширить и активизировать словарь по теме « Весна»;
усовершенствовать грамматический строй речи: смогут согласовать существительные с прилагательными и глаголами в единственном и во множественном числе женского, мужского и среднего рода;
сформировать навык словообразования существительных, словоизменения;
совершенствовать синтаксическую сторону речи: составлять простые распространенные предложения с опорой на зрительный образ, развитие связной речи;
Коррекционно-развивающие:
Совершенствовать умение согласовывать координацию речи с движением, общую моторику и психические процессы в целом;
Коррекционно-воспитательные:
Задуматься о необходимости воспитывать в себе навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, любви и гуманном отношении к родной природе.
Оборудование: компьютер (ноутбук), проектор, экран, монтаж и озвученная запись фрагментов мультфильма «Снежная королева»; магнитная доска; мнемокарты (карты-схемы) примет весны ; авторское пособие «Часы времён года», модель-схема рассказа.
СЦЕНАРИЙ
Организационный момент
Здравствуйте, дети! Меня зовут Ольга Витальевна, а как зовут вас, я вижу по карточкам у вас на груди. Я – логопед из другого детского сада, занимаюсь с такими же детьми, как вы.
А сейчас: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!
Минута релаксации
Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза)
Л: Я сегодня пришла к вам в гости и для вас принесла книгу
– Ой! А куда же она делась? И что-то холодно у нас в группе стало!
Логопед включает мультимедийную установку, где дети видят на экране Снежную Королеву, которая разбивает зеркало на осколки произносит речь (эпизод мультфильма озвучивается текстом)
Я повелительница льда!
Да! Книгу вашу я взяла!
Как скучно мне,… поэтому хочу… вас огорчить,
Меня герои сказки будут веселить!!!
Ах! Где ж они? Куда они пропали?
А может к вам на помощь в детский сад сбежали?
Тогда держитесь, нелегко придётся вам,
Я очень трудные задания Вам дам!
Чтоб зеркало моё собрать,
Осколки нужно вам искать.
Когда осколки соберёте,
Тогда и книгу вы найдёте.
Л: Вы хотите вернуть книгу? Согласны встретится с персонажами из сказки, и выполнить все задания Снежной Королевы? Где же герои – наши помощники?
Л: (логопед включает второй эпизод) – Да это же Герда! – Герда, помоги нам собрать осколки и вернуть книгу!!! (эпизод мультфильма озвучивается текстом)
Г: Хорошо! Тогда, вы должны выполнить задание и подготовить язычок и губы к работе.
Л: Дети, я буду вам показывать, а вы повторять.
Дети перемещаются на ковёр и садятся по кругу и выполняют артикуляционную гимнастику.
Герда очень любит улыбаться, давайте и мы улыбнёмся друг другу. (Упражнение «улыбка»).
А теперь сделайте трубочку (упражнение «трубочка»).
А теперь будем чередовать («улыбка» – «трубочка».)
Вспомним, как Герда качается на качелях (упражнение «качели»).
Еще раз улыбнитесь друг другу.
Л: Молодцы ребята! Посмотрите, за наши старания Герда отдала нам от зеркала осколок, который поможет найти нашу книгу.
Логопед вставляет осколок в рамку от зеркала. Дети перемещаются к столам. На экране появляется Ворон (эпизод мультфильма озвучивается текстом).
Ворон: Здррравствуйте дети! Загадку отгадайте – часы вам в помощь забирайте.
Логопед (загадывает загадку):
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт.
(Весна)
Л: Посмотрите, какие часы нам подарил Ворон!
Дети работают по часам.
Л: А какое сейчас время года?
– Какие приметы весны вы знаете? (Дети перечисляют приметы весны).
Л: Правильно. Вы назвали мне много признаков весны. Подойдите к столу рассмотрите символы с изображением времён года. А теперь прикрепите к нашим волшебным часам, приметы-символы, которые соответствуют весне.
Л: Проверьте, правильно ли выполнили задание. Да! Всё верно!
– А какие ещё времена года есть? Зима, лето, осень.
Л: Молодцы ребята! И с этим задание мы справились
На экране появляется Ворон
Ворон: Вот осколок за старанье,
В добрый путь, вам до свиданья!
( Логопед вставляет осколок в рамку)
Динамическая пауза
На экране появляется принцесса
Принцесса: Ребята, смотрите, сколько сугробов намело, нужно их преодолеть. Может быть, осколок в снегу найдете!
Друг за другом становитесь,
Крепко за руки беритесь,
1,2,3,4,5 – начинаем мы шагать
По дорожкам, по сугробам
Поднимай повыше ногу,
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали!
Л: Молодцы! высоко шагали, сугробы нам не помеха. А вот и осколок ещё один
( Логопед вставляет осколок в рамку)
На экране появляется Разбойница
Разбойница:
Осколок вам могу отдать,
Когда начнёте сочинять,
Вы предложения о весне,
О солнце, птицах, и цветах
Л: Придется нам выполнить задание разбойницы, будем составлять предложения по схеме.
Логопед показывает мнемокарту, на которой схематично изображено действие.
Л: Посмотрите, первый знак обозначает время года. Второй обозначает то, что бывает весной. Какое предложение можно составить по этой схеме?
Д: Весной тает снег.
Л: Посмотрите на свои схемы и составьте свои предложения о весне.
Дети составляют предложения с опорой на модели.
Л: Молодцы, ребята! Выполнили такие сложные задания Разбойницы.
Разбойница:
Вот осколок, за старанье,
В добрый путь вам, до свиданья!
( логопед вставляет осколок в рамку)
Л: Спасибо! А нам пора дальше.
Включается Мудрый Олень.
Хочу помочь я вам,
Задание простое дам.
Я схему в помощь вам даю,
Потом осколок подарю.
Л: Ребята, всего лишь одного осколка не хватает, давайте выполним задание Мудрого оленя и тогда мы соберем зеркало, и вернём нашу книгу.
Л: Посмотрите, вы должны описать время года, изображенное на схеме – весна. Вспомните всё то, о чем мы говорили раньше, у вас должен получиться целый рассказ!
Рассказ о весне
– Кто первый готов? (Ответы детей)
Л: Какие вы всё-таки молодцы! Справились со всеми задания! А вот и последний осколок от разбитого зеркала, давайте его вставим все вместе и посмотрим, что же будет!
Дети встают, вставляют последний осколок. Появляется на экране Снежная Королева со словами:
«В пути вы зеркало собрали,
И чары мои все пропали».
Итог занятия
Л: Посмотрите, мы собрали зеркало! А вот и книга!
– А кто нам помогал? Дети, а какие задания мы выполняли с вами? Что интересного было?
– Что вам больше всего запомнилось?
– Ирочка, ты правильно составляла предложения!!! А ты Тёма, самостоятельно составил рассказ!!! (Логопед даёт положительную оценку каждому ребёнку).
Логопед показывает детям книгу достижений.