Внеурочное занятие Как создавалась книга
План-конспект клубного занятия «Ключ и Заря»
«Как создавалась книга"
Ход занятия
Цели и задачи занятия:
-развивать интерес к истории возникновения письменности и появления книг;
-формировать умение работать с информацией, представленной в различных видах;
- учить использовать основные приёмы подготовки устного выступления в рамках научного клуба;
- формировать уважительное отношение к историческим событиям с целью сохранения культурного наследия.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте дорогие ребята! Я рада вас видеть в нашей классной библиотеке.
II. Вводная беседа.
- В нашей библиотеке хранится множество различных книг. И сегодня я оформила выставку книг. Ваша задача подготовить рассказ об одной из книг по плану.
План
Как называется книга?
Кто её написал?
Где и когда была издана книга?
Работа в группах (дети готовят устный рассказ о книге по плану).
Рассказы детей.
-А теперь ребята, расставьте книги по порядку, с учётом года издания, «возраста» книг.
- Сколько лет самой «пожилой» книге нашей библиотеки? А самой новой? (ответы детей)
- Ребята, а знаете ли вы, когда появилась первая книга в мире и какой она была? (ответы детей)
- А вам хотелось бы узнать об истории «рождения» книги? (ответы детей)
III Постановка темы, целей.
- Сегодня на занятии вы узнаете, когда и где появились первые книги, какими они были, об истории печатной первой книги. Вам предоставляется возможность побывать в разных уголках Земного шара, ведь наше занятие пройдёт в форме путешествия. А путешествовать мы будем на корабле.
- Дорогие ребята, наш корабль под названием «Книга» отправляется в путешествие за знаниями об истории книги. Нас ожидает много интересного и неожиданного. Будьте в пути внимательными, собранными, дружными.
Итак, начинаем заседание клуба. Слово нашему председателю Новосельцевой Варваре.
- Надежда Петровна, сегодня на заседании отсутствуют три члена клуба по болезни. Предлагаю начать заседание. Ребята приготовили сегодня доклады.
IV. Основная часть
1. Книги в Древнем Египте.
Варя Н. Наш корабль бороздит по просторам Атлантического океана. Прямо по курсу – древняя и загадочная страна Египет. В Древнем Египте тексты высекали на каменных плитах. Потом древние народы делали книги из глины. Они выдавливали особые значки острой палочкой на плитках из мягкой глины. Потом глиняные таблички сушили или обжигали. Из таких табличек составляли книги. (На доску вывешиваются иллюстрации)
Практическая работа.
- Ребята, я представила себя древним египтянином и написала на глине слова: книга, слово. (Показывает глиняные дощечки)
Позднее египтяне изобрели папирус. Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом. Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. Страницы склеивались в длину и свёртывались в свитки, длина которых могла достигать нескольких десятков метров.
Вопросы:
- Из чего делали книги древние египтяне? (Ответы детей)
-Передаю слово Василисе.
2. Книги в Древней Греции.
Василиса. Продолжим наше увлекательное путешествие. Корабль держит курс на Древнюю Грецию. В древнем городе Пергаме был придуман материал для письма. Назван он был пергаментом по наименованию места, где был изобретён. Пергамент сделан из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. Для изготовления этого материала шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность. Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более прочен. (На доску вывешиваются иллюстрации)
Вопросы:
- Какой материал для письма был придуман?
- Как вы думаете, почему пергамент был дороже, чем папирус?
-Передаю слово Вике.
3. Книги в Древнем Китае.
Вика. А сейчас нас встречает удивительная страна - Древний Китай.
Сначала в Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую бечёвку. Позднее китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шёлке.
Практическая работа.
- Ребята, я представила себя жителем Древнего Китая и попробовала написать на шёлковой ткани иероглиф, обозначающий слово «книга». Сложное это занятие, скажу
я вам.
Вика. Китай считается родиной бумаги. Именно в Китае была изобретена бумага. Считается, что это сделал китайский ученый по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот лист сушиться на солнце. Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли её в Европу в 11 веке. (На доску вывешиваются иллюстрации)
Вопросы
- Кто изобрёл бумагу?
- Из какого растения делали бумагу в Древнем Китае?
- Почему секрет изготовления бумаги долго хранился?
- Передаю слово Кате.
4. Создание первой печатной книги в Германии.
Катя. Приглашаю вас, ребята, отправиться в Германию. Здесь в 15 веке, в небольшом городе Майнце, был создан первый печатный станок и выпущена первая печатная книга. Современный способ книгопечатания изобрел немец Иоганн Гуттенберг. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом. (На доску вывешиваются иллюстрации)
Вопросы:
- Кто изобрёл первый печатный станок?
5. История создания книги в России.
Лиза. А теперь наш корабль подходит к родным берегам. Сейчас вы узнаете, какими были первые книги на Руси, когда появилась первая печатная книга.
- Как вы думаете, из чего создавались книги на Руси, когда ещё не было бумаги?
В России писали на бересте деревьев. Берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем – писалом.
Злата. Позднее создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Рукописных книг было мало, и стоили они дорого. Старые рукописные книги ценились на вес золота. Чтобы книги лучше сохранялись, переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей. Первой рукописной книгой было Остромирово Евангелие. (На доску вывешиваются иллюстрации)
Учитель.
Задание. К числу древних книг относится книга «Пчела» (вторая половина 14 века), предназначенная для домашнего чтения и содержащая поучения. Восстановите отрывок текста из этой книги. Объясните смысл высказываний. Слайд 1
(Хороший советник лучше любого богатства.
Учение для знатных – украшение, для бедных - спасение).
(Ответы детей)
Учитель. И вот в 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Фёдоров. Первая русская печатная книга - “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года. Послушайте рассказ первопечатника Ивана Федорова. Слайд 2,3.
Ученик читает стихотворение.
Ну, слушай, повесть вот моя:
Я книги с детства почитал,
В них видел мудрости исток.
И с ранних лет уже мечтал,
Чтоб каждый их читать бы мог.
Но вот была в чём незадача:
Не всякий книгу и видал,
А в руки взять –
Уж редкая удача.
Вручную долго их писать.
Вот потому мы и решили
Книгопечатанье в Москве начать.
Мне повезло, наш царь Иван,
Что средь народа Грозным звался,
Дал разрешенье на печатный стан –
И с Божьей помощью наш труд начался.
Мы буквы, шрифты отливали –
Давалось дело новое непросто,
Ночами тёмными не спали.
И вышла книга новая – «Апостол». Слайд 4.
Вопросы
- В каком городе появилось книгопечатанье?
- Какой царь дал разрешение на книгопечатанье?
- Как называлась первая печатная книга?
- Как вы думаете, сколько времени работал Иван Федоров с помощниками над первой печатной книгой?
Учитель. В наше время на создание книги уходит гораздо меньше времени. На следующем занятии вы узнаете о том, как, где и кем создаются современные книги.
V. Разгадывание кроссворда.
- Сейчас мы проверим, внимательны ли вы были в ходе путешествия. Разгадайте кроссворд. Слайд 5.
Вопросы к кроссворду:
1.Как в древности хранили книги из папируса?
2.Как назывался материал для письма, изготовленный из шкур животных?
3.Из чего делали книги древние египтяне?
4.Изобретение, какого материала для создания книг принадлежит китайцам?
5.На чём ещё писали в Древнем Египте?
VI. Повторение
1. Составление рассказа по плану.
- Наше путешествие завершается. Поделитесь друг с другом знаниями об истории создания книги в России. Составьте рассказ об истории книги в России по картинкам. Слайд 6.
Дети по желанию рассказывают.
2. Обзор литературы
Учитель. Много интересного об истории создания книги вы можете узнать из следующих источников:
Книга Осетрова Е.И. «Аз – свет миру» рассказывает об истории русской письменности и древнерусских писателях.
В хрестоматии «Твоя Россия» вы сможете найти интересную информацию о создании берестяных грамот, о летописцах, о библиотеке князя Ярослава Мудрого.
VIII. Рефлексия.
- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что было для вас интересным? Что вы узнали нового? Что пожелаете друг другу? По иллюстрациям на доске можно составить ленту времени по возникновению книги. Предлагаю создать обложку к книге. Проведем конкурс и выберем лучший вариант. Так у нас в классе появится своя история о появлении книги.
Дополните фразы.
Слайд 7.
Сегодня на уроке я узнал (а)
Мне было интересно
Мне хотелось бы прочитать
Я желаю ребятам
Учитель. А я желаю вам быть активными читателями, ценить книги, бережно к ним относиться. Благодарю всех за работу.
15