Защита образовательной программы Полет фантазий

Защита образовательной программы
«Полёт фантазии»
педагога дополнительного образования
МБУ ДО ЦДО г. Ипатово
Холиной Наталии Александровны

Творчество для любого человека – это вдохновение, замысел, логика, сопоставление, чувство. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребёнка в будущем. Организация творческой деятельности детей – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня.

Главный смысловой стержень моей образовательной программы - связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка.
«Научись видеть прекрасное во всём, что тебя окружает» - вот наш девиз.

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства – традиционных народных промыслов.
Ведь современный уровень развития производства, техники немыслим без художественного проектирования, которое требует умений рисовать, чертить, моделировать из бумаги, картона, лепить из глины и пластилина. Точно также необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства, черчения, лепки, моделирования.

Соответственно особенностям работы в разных возрастах выделяются 3 возрастных группы:
младшая (6-9 лет) – «Я вхожу в мир искусства»,
средняя (10-12 лет) – «По законам красоты»,
старшая (13-15 лет) – «На пути к творчеству».

Содержание программы строится с учётом преемственности в изучении разделов.
Последовательность развития программы позволяет подниматься ребёнку по ступеням познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Художественно – творческая деятельность детей организуется так, чтобы каждый ребёнок смог пройти «путь творца»: от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.

Основные принципы программы.

Принцип «от жизни через искусство к жизни».

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта.

Развитие художественно-образного мышления

Основные принципы программы предусматривают широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме, обеспечивают художественное поступательное развитие ребёнка.
Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Эмоционально – ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, постигается через собственное переживание – проживание художественного образа.
Развитие художественно-образного мышления строится на единстве двух его основ: наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни и фантазии.
Программа предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
На протяжении всего курса обучения мои воспитанники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Беседуя с мастерами, со старожилами дети знакомятся с народными традициями, ремёслами, приобщаются к истории района, края. Каждый осваивает наследие предыдущих поколений своей страны, города, края, осознаёт свои национальные корни.
Программа оригинальна тем, что учебный материал преподаётся не только в теоретическом и практическом, но и историческом аспекте, а также затрагивает проблемы гуманного отношения ребят к окружающему миру.

Изобразительная деятельность, работа с разными материалами, бумагой формирует доброту и культуру, гражданственность и патриотизм, способствуют физическому развитию: воспитывают у детей способность к длительным физическим усилиям, тренирует и закаляет нервно-мышечный аппарат ребёнка.

Занятия в коллективе единомышленников воспитывают уважение к труду и человеку труда, самостоятельность и ответственность за собственные действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности.
Занятия гармонично сочетают в себе различные виды деятельности: двигательную, психотехнические тренинги, конструирование, решение различных задач.

Программа является вариативной, комплексной, разноуровневой, при возникновении необходимости допускаются корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Приоритетом в воспитательной работе является духовно-нравственное развитие ребёнка.
В практике работы по программе большое значение имеет организация массовой работы: презентация, творческие встречи с родителями, отчёты, выставки, огоньки, праздники.
Воспитанники включаются в новые социальные роли: организатор, ведущий, исполнитель, артист; раскрываются с разных сторон, у них развиваются коммуникативные свойства, возникает большой интерес к занятиям. В некоторых семьях увлечение детей творчеством стало делом семьи.

Основная форма подведения итогов – выставки: рекламные, тематические, итоговые, конкурсные, персональные

Воспитанники моего объединения на протяжении многих лет становятся лауреатами, дипломантами, призёрами городских, районных и краевых конкурсов.
И всё же победы на конкурсах – только показатель творческого уровня, а не самоцель.
Важно то, что каждый ребёнок, занимающийся по данной программе, нашёл дело по душе и развивает свои творческие, организационные и рефлексивные способности. Работа по программе приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах, расширяет их интерес, кругозор, практические умения.
Программа способствует профессиональному самоопределению, является стартовым звеном для продолжения обучения в профессионально-технических колледжах, техникумах по специальности учитель изобразительной деятельности и труда, художник-оформитель, дизайнер.

Моя образовательная программа «Полёт фантазии» станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребёнка в будущем.

Технологии и методы любые хороши
Если в них частица есть души
А радость открытия в лицах детей
Они мне дороже, всего мне милей.
Тепло и сердце я детям отдаю. Иначе я не мыслю жизнь свою.








13PAGE 15


13PAGE 14315




15