Программа поэтического кружка Полет души

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»


«Утверждено»
Директор МКОУ СОШ №7
_____________/Рамазанов Т.О./
«____»__________2013 г.







Программа поэтического кружка «Полет души»

на 2013-2014 учебный год

учителя русского языка и литературы

МКОУ СОШ №7

Абдулкеримовой Шатотай Айполатовны












2013 год


Тема проекта: Программа поэтического кружка «Полет души»
Актуальность.
«Стих как тело человека есть откровение, осуществление души – идеи... Он является первоначальной, непосредственной формой поэтической мысли». (В.Г. Белинский) О важности и значимости поэзии для русского человека писал ещё в ХIХ веке В.Г. Белинский. Чтобы понять смысл поэтического текста, нужно не только обладать высокой культурой, но и знать закономерности её смыслового воплощения. Поэтому уже с пятого класса необходимо для более качественного речевого развития школьников проводить занятия по освоению динамической целостности поэтического произведения. Чтобы с раннего возраста дети любили и понимали стихи крайне важно, чтобы они разбирались в теории стиховой речи и умели выделять устойчивые стилистические элементы в конкретном произведении. В 5 классе есть ребята, которые сочиняют свои собственные стихотворения. Очень хорошие стихи Добрые Искренние Но они ещё не умеют выражать свои мысли в стихотворной форме. Этому служат практические занятия, где теоретические сведения реализуются на практике. Очень важно поддерживать интерес и одновременно развивать речевые и творческие способности ребенка.
Цель проекта: обучение целостному анализу поэтического текста, освоение стиля поэтов, обучение стилизации и выработка собственного стиля.
В ходе реализации проекта с учащимися 5-7 классов решались следующие проблемные вопросы:
В чем отличие поэзии от прозы?
Почему люди стремятся выразить свои мысли и чувства в поэтической форме?
Что нужно знать, чтобы создать стихотворение?
И учебные вопросы:
Что такое художественный образ?
Что такое ритм и рифма?
Какие стихотворные размеры существуют?
Что такое белый стих?

Целевая аудитория: учащихся 5 –7 классов и их родители
Участники проекта: учащиеся 5-7 классов МКОУ СОШ№7
Этапы проекта
Подготовительный (октябрь-ноябрь 2013 года)
Практико-исследовательский (декабрь 2013 – апрель 2014 года)
Контрольно-коррекционный (апрель – май 2014 года)
Заключительный (май – июнь 2014 года) 
Содержание проекта.
Учебно-тематический план



Название темы

Количество часов



Теория
Практика
Всего

1.
Вводное занятие. Что такое поэзия?
Поэтические жанры.
1
1
2

2.
«Я знаю силу слов» Назначение поэта и поэзии.
2
2
4

3.
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.
5
5
10

4.
Системы стихосложения.
3
3
6

5.
Размер стиха.
4
6
10

6.
Рифма. «Поход за вдохновением».
4
8
12

7.
Поэзия и штампы.
2
2
4

8.
Стили речи.
4
4
8

9.
Поэзия и живопись.
2
2
4

10.
Музыка в поэзии.
2
2
4

11.
Ярмарка талантов.
1
1
2

12
Итоговое занятие по курсу.
1
1
2


Итого
31
37
68


Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа)
Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.
Практическая работа: Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

Тема 2: «Я знаю силу слов». Назначение поэта и поэзии. (4 часа)
Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.
Практическая работа: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (10 часов)
Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.
Практическая работа: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.
Игра «Подбери тропы».
Конкурс стихотворений о природе.

Тема 4: Системы стихосложения. (6 часов)
Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).
Практическая работа: Игра «Угадай».

Тема 5: Размер стиха. (10 часов)
Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).
Практическая работа: Анализ поэтических произведений русских классиков.
Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.
Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (12 часов)
Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.
Практические работы: Игра «Найди рифму».
Экскурсия в музей.
Конкурс стихов, посвящённый временам года.

Тема 7: Поэзия и штампы. (4 часа)
Теория: Понятие «штамп» в литературе.
Практические работы: Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).

Тема 8: Стили речи. (8 часов)
Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.
Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Тема 9: Поэзия и живопись. (2 часа)
Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.
Практическая работа: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Тема 10: Музыка в поэзии. (2 часа)
Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.
Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.
Тема 11: Ярмарка талантов. (2 часа)
Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.
Практическая работа: Конкурс чтецов, сборник стихов учащихся.

Тема 12: Итоговое занятие по курсу.
Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.
Практическая работа: Отзыв о работе товарища по кружку.


Календарно-тематическое планирование занятий
кружка «Полет души»

№ п/п
Тема
Кол-во
часов
Запланир.
дата
Фактическая
дата

1
Вводное занятие. Инструктаж учащихся по ТБ.
1



2
Что такое поэзия? Поэтические жанры.
1



3
«Я знаю силу слов»
1



4
Викторина по творчеству русских поэтов
1



5
Назначение поэта и поэзии. Чтение стих.
1



6
«Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).
1



7
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Тропы речи.
1



8
Эпитеты. Метафора. Олицетворения.
Практическая работа.
1



9
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Сравнения.
1



10
Игра «Найди ИВС».
1



11
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. Гипербола.
1



12
Практическая работа с текстами.
1



13
Анализ стихотворений.
1



14
Игра «Подбери тропы».
1



15
Чтение стихотворений. Анализ ИВС.
1



16
Практическая работа. Тесты.
1



17
Системы стихосложения. Теория.
1



18
Практическая работа. Анализ текста.
1



19
Системы стихосложения. Практическая работа.
1



20
Комплексный анализ текста.
1



21
Виды систем стихосложения.
1



22
Игра «Угадай».
1



23
Стихотворная строфа. Теория.
1



24
Анализ стихотворений. Практика.
1



25
Подготовительный этап игры.
1



26
Игра. Геокешинг.
1



27
Экскурсия в библиотеку.
1



28
Подведение итогов игры. Рефлексия. Чаепитие.
1



29
Стопы. Теория.
1



30
Практическая работа с текстами.
1



31
Двусложные размеры (хорей, ямб).
1



32
Практическая работа с текстами.
1



33
Трёхсложные размеры.
1



34
Практическая работа с текстами.
1



35
Анализ поэтических текстов.
1



36
Анализ поэтических текстов.
1



37-38
Конкурс четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.
2



39
Рифма. Теория.
1



40
Виды рифмовки. Практика.
1



41
Точная и неточная рифмы.
1



42
Практическая работа с текстами.
1



43
Игра «Найди рифму».
1



44
Творческая мастерская.
1



45-46
Экскурсия в музей.
2



47-48
Творческая мастерская. Подготовка к конкурсу стихов.
2



49-50
Конкурс стихов, посвящённый временам года.
2



51
Понятие «штамп» в литературе.
1



52
Практическая работа с текстами.
1



53
Анализ стихотворных текстов (штампы).
1



54
Стилистические неточности в стихотворных текстах, назидательность.
1



55
Стилистические особенности языка.
1



56
Типы текстов.
1



57
Композиция художественного произведения. Теория.
1



58
Практическая работа с текстами.
1



59
Типы речевых ошибок и способы их исправления. Теория.
1



60
Типы речевых ошибок и способы их исправления. Практика.
1



61
Творческая мастерская.
1



62
Игра «Составь рассказ».
1



63
Роль живописи в поэтическом творчестве.
1



64
Вдохновение, навеянное созерцанием.
1



65
Рассматривание различных репродукций.
1



66
Стихотворный текст и репродукция.
1



67
Роль музыкальных произведений в стихосложении.
1



68
Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.
1



69
Ярмарка талантов. Конкурс чтецов.
2




Итоги проекта:
  1) В ходе работы над проектом учащиеся не только познакомились  с поэтическими произведениями, со статьями о стихосложении, но и больше узнали о слове как единице речи, о его функции в языке, о его использовании как изобразительно-выразительного средства. В результате ребята пришли к выводу, что поэзия необходима человеку. Стихи нужны! Они помогают жить
Учащиеся поняли – главное поверить в свои силы и, используя знания, смело идти вперед. 
Как правильно писать подскажет сердце...                 
И вы увидите: всё станет по-другому...
                                                                      Антуан де Сент-Экзюпери 
2) Разработана и апробирована программа поэтического кружка «Полет души».
3) Учащиеся принимали активное участие в районных конкурсах, печатали свои стихи в районной газете.
Литература
Список литературы для учителя.
1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
2. Гриценко З.А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. - М.: ДРОФА. 2002. 4. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Эткинд Е Г. Проза о стихах. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Список литературы для учащихся.
1. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Книга для внеклассного чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001.
2. Матвеева Т.В. От звука до текста. М.: Просвещение, 2001.
3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. М.: ДРОФА. 2010.
4.Шульговский Н. Звуки. Рифмы. Формы. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Электронные ресурсы
1. Стихи. ру - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Рифма. ру - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Заголовок 2 Заголовок 315