Технологическая карта урока Византийская империя при императоре Юстиниане 6 класс
Технологическая карта
Тема урока Византийская империя
Тип урока Изучение нового материала
Дата урока Образовательные ресурсы Искровская Л.В. История Средних веков: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Л.В. Искровская, С.Е. Фёдоров, Ю.В. Гурьянова; под общей редакцией В.С. Мясникова – М.: Вентана-Граф, 2014 – 304 с.
План урока Образование Восточной Римской империи
Население и хозяйство Византийской империи
Власть императоров – василевсовЭпоха императора Юстиниана и золотой век Византии
Византия в 7 – 11 вв.
Цель урока Сравнивать системы управления Византийской империей и империей Карла Великого. Оценивать историческое значение Византийской империи. Показывать по карте территорию Византийской империи в различные периоды её существования. Извлекать информацию из фрагмента документа личного характера.
Формы и методы обучения Методы: репродуктивныйФормы: индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Ромеи, василевс, фемы, Юстиниан I, дипломатия, римское право, Кодекс Юстиниана, Вселенский собор, Царьград
Планируемые образовательные результаты
Получат возможность научиться: форме сличения способа действия и его результата. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий, планировать свои действия.
Уметь: высказывать собственные суждения, ставить цель и организовывать ее достижения.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Время (мин) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке УУД Формы контроля
Организационный момент 3 Подготовка класса к работе Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: Почему после распада Римской империи жители Византии считали себя ромеями, т.е. римлянами, ведь город Рим располагался в Западной Римской империи, которая погибла? Записывают тему урока, определяют проблему Фронтальная Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально;
формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; Записывают тему урока в тетрадь
Актуализация знаний 5 Ответы на вопросы Какие империи Древнего мира вым известны? Что общего между ними? Чем прославился император Константин I? Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои позиции. Фронтальная Познавательные УУД: закрепление и углубление знаний полученных на прошлом уроке.
Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свое мнение.
Регулятивные УУД: умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других. Изучение нового материала 20 Ответы на задания
В 330 г. Император Константин 1 перенес столицу Римской империи на Восток, в основанный еще в 7 в. До н.э. на побережье пролива Босфор город Византий, который переименовал в Константинополь. Позже по старинному названию этого города Восточную Римскую империю стали называть Византия. В 395 г. Римская империя окончательно распалась на Западную и Восточную, Византийскую империю. Сами жители Восточной империи стали называть себя ромеями, т.е. римлянами, свою империю – Ромейской державой, а Константинополь – Новым Римом.
Задание 1. Прочитайте п. 2 параграфа. Ответьте письменно на вопросы в тетради:
Какой язык являлся государственным? (греческий)
Какие культуры выращивали жители Византии? (злаки, оливковые и другие плодовые деревья, виноград, пшеницу и ячмень)
Какие полезные ископаемые добывали в Византии? (золото, серебро, железо, медь, олово)
Перечислите основные торговые пути (Великий шелковый путь, путь из варяг в греки)
Какие отрасли развивались в Византии? (ремесло и торговля)
Задание 2. Прочитайте п. 3 параграфа и дополните схему
Император
Был (высшим судьей) Издавал (законы) командовал (армией) Решал (вопросы войны и мира)
Опишите систему государственного управления Византии.
Задание 3. Прочитайте п. 4 параграфа заполните таблицу
Цель мероприятие Итог Значение
воссоединение единой империи Сильная армия через увеличение налогов Завоевание германских королевств Угроза врагов и силы Византии таяли
Защитить границы от врагов дипломатия Заключал союзы с одними государствами против других, потом менял союзников Сохранение государства
Укрепить империю изнутри Создание Кодекса законов Кодекс Юстиниана систематизация римских законов Главный образец законотворчества для большинства европейских государств
достижение внутриполитической стабильности установление единства вероисповедания
закрыт центр философов – язычников – Афинская академия
созван Вселенский собор Папа римский подчинился решением Юстиниана Признание главенства Юстиниана перед другими правителями
грандиозное строительство Храм Святой Софии
Высокие налоги , высокие цены на продукты , притеснения чиновников и т.д. - восстание «Ника» было подавлено. Наказаны чиновники, которые вызвали возмущение
Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои позиции. Фронтальная Личностные УУД:
Принятие социальной роли обучающегося.
Познавательные УУД: актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника;
умение давать ответы на вопросы.
Устный опрос
Записи в тетради
Задание 4. Прочитайте п. 5 параграфа
- составьте лестницу государственного управления.
- каким государством считалась Византия к началу 12 в. (богатейшим и сильнейшим государством средневекового мира).
Учитель: в 395 г. Родилась Восточная Римская империя, или Византия. Империей управляли василевсы – правители, стоявшие во главе государства и церкви. Золотой век Византии связан с правлением Юстиниана, который укрепил империю и значительно расширил ее границы. Византия унаследовала традиции античного мира и Древнего Востока, сохранив их культурное наследие для человечества. Империя была центром восточнохристианского мира и оказала огромное культурное влияние на окружающие народы и государства. Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свои позиции. Фронтальная, индивидуальная Познавательные УУД: умение привлекать жизненный опыт учащихся. Умение выделять нужную информацию из текста.
Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе
Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность.
Записи в тетради
Первичное осмысление и закрепление 6 Работа с картой Выполняют задание в тетради Индивидуальная Формулируют ответы; осуществляют поиск информации. Записи в тетради
Итоги урока, рефлексия 5 Обобщение полученных на уроке знаний Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся:
О чем мы узнали на уроке?
Что мы записали в тетради?
Что мы увидели в презентации?
Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке).
Что понравилось? Что не понравилось? Почему? Отвечают на вопросы Фронтальная Сравнивать системы управления Византийской империей и империей Карла Великого. Оценивать историческое значение Византийской империи. Показывать по карте территорию Византийской империи в различные периоды её существования. Извлекать информацию из фрагмента документа личного характера. Устный опрос
Домашнее задание 1 §11 работа с источником стр. 88 (устно) Объясняет выполнение домашнего задания Записывают задание в дневник Фронтальная Проводят рефлексию домашнего задания, уровень и сложность его выполнения Записи в дневнике
Анализ результатов самостоятельной работы по теме «Византийская империя»
ФИ ученика Эмоционально - психологический Регулятивный
(оргдеятельностный) Социальный
(процессуальный) Аналитический Творческий Уровень самосовершенствования Кол-во баллов Оценка в журнал
Эмоционально – психологическая готовность к выполнению работы: определение темы задания, осознание проблемы и её значения, расстановка вопросов, поиск нужного источника информации. Организация самостоятельной деятельности: определение способов поиска информации в учебнике параграф 4, последовательности действий при выполнении работы. Составление текста работы в соответствии с требованиями (оформления и содержания работы) Использование источников информации как средства повышения эффективности деятельности в процессе написания самостоятельной работы Консультирование с учителем в рамках подбора материала, правил оформления и соотношения содержания текста работы с поставленной задачей и вопросом Выявление и анализ ошибок в самостоятельной работе (если имеются), поиск путей их устранения Представление самостоятельной работы в рамках требований Самооценка результатов, видение путей совершенствования самостоятельной работы Беликова Голощапов Дьячкова Комогорова Костарева Куприянова Мавлютова ЭМавлютова Мельникова Нестерова Помиркованная Писмарева Пономаренко Ретинский Симакина Сулимов Устинова Филимонов Хомьюк Черкасин Юсупова Шкребень Пахотинских Комаров Дорожная карта урока «Византийская империя»
Задание 1. Прочитайте п. 2 параграфа. Ответьте письменно на вопросы в тетради:
Какой язык являлся государственным?
Какие культуры выращивали жители Византии?
Какие полезные ископаемые добывали в Византии?
Перечислите основные торговые пути
Какие отрасли развивались в Византии?
Задание 2. Прочитайте п. 3 параграфа и дополните схему, перечертив ее в тетрадь
Император
Был Издавал Командовал Решал
Опишите систему государственного управления Византии.
Задание 3. Прочитайте п. 4 параграфа заполните таблицу в тетради
Цель Мероприятие Итог Значение
воссоединение единой империи Защитить границы от врагов Укрепить империю изнутри достижение внутриполитической стабильности грандиозное строительство Задание 4. Прочитайте п. 5 параграфа в тетради
- составьте лестницу государственного управления.
- каким государством считалась Византия к началу 12 в.
Дорожная карта урока «Византийская империя»
Задание 1. Прочитайте п. 2 параграфа. Ответьте письменно на вопросы в тетради:
Какой язык являлся государственным?
Какие культуры выращивали жители Византии?
Какие полезные ископаемые добывали в Византии?
Перечислите основные торговые пути
Какие отрасли развивались в Византии?
Задание 2. Прочитайте п. 3 параграфа и дополните схему, перечертив ее в тетрадь
Император
Был Издавал Командовал Решал
Опишите систему государственного управления Византии.
Задание 3. Прочитайте п. 4 параграфа заполните таблицу в тетради
Цель Мероприятие Итог Значение
воссоединение единой империи Защитить границы от врагов Укрепить империю изнутри достижение внутриполитической стабильности грандиозное строительство Задание 4. Прочитайте п. 5 параграфа в тетради
- составьте лестницу государственного управления.
- каким государством считалась Византия к началу 12 в.