Внеклассное мероприятие Великий, могучий русский язык
-551815-153670Великий и могучий русский язык.
(Игра с презентацией)
Цели и задачи: развивать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка, углубить и расширить знания и представления детей о языке, способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса учащихся, развивать творческих способности, совершенствовать умение работать в команде, воспитывать интерес к предмету.
Оборудование:
Мультимедийное сопровождение, карточки с заданиями для команд, эмблемы, жетоны-язычки, фонограмма музыки «Жил да был чёрный кот за углом…», наглядный материал для игр и конкурсов.
Ход мероприятия:
1.Вступительное слово учителя.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Улыбнитесь друг другу, пожелайте всем доброго дня.
-В этот добрый день мы проведём наше мероприятие.
2.Сообщение темы мероприятия.
- Догадайтесь, о чём сегодня пойдёт речь.
Слайд1. Здание 1
-Он и поит и кормит.
-Его проглатывают, упорно не желая говорить;
-Он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко;
- За него тянут или дергают, заставляя высказаться;
-Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
-Он и до Киева доведёт.
-А ещё его называют великим и могучим. (Язык)
Слайд2Тема нашего мероприятия: «Великий и могучий русский язык»
Слайд 3.4
Баснописец Эзоп утверждал, что лучше языка нет ничего на свете, и что язык- это самое худшее, что есть на свете. С тех времён сохранилось предание, послушайте, пожалуйста:
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: « Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы. Вдохновлять на подвиги. Выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.»
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел самое худшее.
Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому.Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу : « Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить. Лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»
Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.
Итак, мы начинаем игру «Великий и могучий русский язык».
В игре принимает участие весь класс. Играя, вам предстоит проявить взаимовыручку,
доброжелательность друг к другу, смекалку, не унывать, если вдруг что-то не будет
получаться, а это значит, что ваша дружба станет ещё крепче, ещё надёжнее.
- Итак, слушаем внимательно, думаем старательно.
Слайд 5. Задание 2.
Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские писатели.
1. «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный как песня над колыбелью. Настанет время (и оно не за горами), когда русский язык начнут изучать по всему земному шару». (А.Н.Толстой)
Как вы понимаете эти слова?
Вы должны узнать автора этих строк. Для этого возьмите карточки и зачеркните в каждом ряду буквы, которые повторяются, а из оставшихся букв сложите фамилию писателя.
К У Т РУ К РМ ЗА ЗО М А
ЮЛ В ПВ ЮПЕ Н Ж С Е Н Ж
Ф Я ЩФ Я Т ЩС Г И О С И Г
Х Й ЫХ ЦЫЦ2. «Во дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий и свободный русский язык!» (И.С.Тургенев).
Т С М О М С О
К А К Ж У А Ж
Й Е РЙ ШЕ ШД Ч Э Д Г Э Ч
В Б И Е В И Б
К Н Я Х К Я Х
У РВ У В Е РЗЮЛ ЗЛ ЮВ
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он великий и могучий. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в нашей стране.
Задание 3.
БЛИЦ –ТУРНИР
Вопросы для команды А1. Речь устная и... (письменная).
2. Букв в русском языке... (33).
3. Звука не обозначают буквы... (ъ,ь)
4. Язык – средство... (общения).
5. Последняя буква русского алфавита... (я).
6. Звуки бывают... (гласные и согласные).
7. «Ча» и «ща» пишутся с буквой... (а).
8. Первое слово предложения пишется... (с большой буквы).
9. Два звука могут обозначать буквы... (е, ѐ, ю, я).
10. Согласный звук может быть... (твердый и мягкий).
11. Видим и пишем мы... (буквы).
12. Слово имеет... (значение).
Вопросы для команды Б 1. Речь письменная и... (устная).
2. Первая буква алфавита... (а).
3. Произносим и слышим мы... (звуки).
4. Наша речь состоит из... (предложений).
5. Сколько в слове гласных, столько и... (слогов).
6. «Жи» и «ши» пиши с буквой... (и).
7. В слове «замок» слогов... (2).
8. Согласные звуки делятся на... (глухие и звонкие).
9. «Чу» и «щу» пиши с буквой... (у).
10. Предложение выражает... (законченную мысль).
11. Звуки на письме обозначаются... (буквами).
12. Имена, фамилии людей, клички животных пишутся... (с большой буквы).
Слайд 6
Учитель: В народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.
Задание 4. Слайд 7
А теперь попробуйте отгадать фразеологические загадки. О каком же слове идет речь?
-Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер)
-Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное дело; а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; она в голове у путаников. (Каша)
-Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)
-Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. (Вода)
Учитель: В народе говорят: «Слово не воробей, вылетит не поймаешь». Как вы понимаете эти слова?
Необходимо постоянно следить за своей речью, сначала подумать, а потом сказать.
Будьте внимательными в общении с друзьями и близкими.
Станция «скороговорки»
Ведущий сообщает «по секрету» скороговорку первому из сидящих каждой команды. По его сигналу тот шёпотом передаёт её второму, далее по цепочке. Последние, получив «телефонограмму», должны встать и громко, внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и ее представитель точнее произнесёт эту скороговорку вслух).Скороговорки для команд:
1.У ежа ежата, у ужа ужата.
2.Ворона воровала виноград.
3.От розы занозы.
Сценка о овсянке.
Однажды встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка говорит:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю овсянку! – добавил Сашка
– И я люблю! – сказал Матвей.
– Она жёлтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком!
– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.
– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
Слайд 8, 9
-Почему друзья сразу не поняли друг друга сначала? Что вы можете сказать про слово овсянка? В русском языке такие слова называются омонимы
Слайд 10.
У этого слова есть и другие значения. В реках Европы обитает рыба овсянка.
Слайды.11-12
А ещё совсем недалеко от города Дивногорска, на правом берегу Енисея, расположен посёлок с названием Овсянка. Про этот посёлок знают во всём мире, потому что там родился и жил известный писатель, наш земляк, Виктор Астафьев. Его произведения мы скоро начнём изучать.
-Как вы думаете, о чём мог писать Астафьев, проживая в таких красивых местах?(О природе и животных)
Ведущий. Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык - самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. Когда ученые стали собирать и записывать пословицы, выяснилось, что их более тридцати тысяч! В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной.
Сейчас я хочу предложить вам продолжить пословицы.
Слайд 13 Конкурс «Собери пословицы»
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегу
Закончить пословицу по ее началу.
В гостях хорошо, …(а дома лучше)
Без труда не вынешь …(рыбку из пруда)
Скучен день до вечера …(коли делать нечего)
Терпение и труд …(все перетрут)
Семь раз отмерь …(один отрежь)
За двумя зайцами погонишься …(ни одного не поймаешь)
Поспешишь …- (людей насмешишь)
Любишь кататься …(люби и саночки возить)
«Загадки»
Необходимо отгадать загадку, в словах – отгадках, определить количество слогов в слове-отгадке. Загадки для команд
1.На бахче у нас растёт,
Как разрежешь- сок течёт.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется…(арбуз)
2.Эту зелень ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь
Неприятна, некрасива,
Называется…(крапива)
3.Ежедневно
В шесть утра,
Я трещу:
-Вставать пора!(будильник)
4.Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам-
Скажешь здесь,
А слышат там. (телефон)
5.Не смотрел в окошко-
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко-
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (зеркало)
6.У нашей Катюшки
Прямо на макушке
Не жуки, не птички
Держат две косички. (банты)
«Ударная»
Ударный слог, ударный слог –
Он назван так недаром!
Эй, невидимка – молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит
Следи за поведеньем молотка
Держи его в руках озорника.
Расставьте правильно ударения и прочитайте предложения.
Семена гвоздики похожи на гвоздики.
Купи соли и соли капусту.
Трусит трусишки, а ослик трусит.
На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.
Сколько правил,
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников.
Ты к себе их приручи –
Их привычки изучи!
Учитель:
Дорогие ребята. Хочу сказать вам большое спасибо за работу. Мне было с вами очень интересно и совсем нетрудно.
Я желаю вам и в дальнейшем с удовольствием постигать тайны и богатства родного языка. Любите, изучайте РУССКИЙ ЯЗЫК!!!
1501140130175
815975-340360
Подготовила и провела
учитель нач. классов
МБОУ АСОШ №2
Никуличева Л. Е.