Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему Иконопись. Икона, Андрей Рублёв
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шумячская средняя общеобразовательная школа
КОНСПЕКТ УРОКА
по окружающему миру в 4 классе
(с использованием ИКТ)
на тему:
«ИКОНОПИСЬ. ИКОНА.
АНДРЕЙ РУБЛЁВ».
Подготовила учитель начальных классов
Марченкова Любовь Александровна
пгт. Шумячи
2012 г.
Цели урока: формировать представление о Древней Руси до XVIII века, о русском искусстве, об иконе в терминах культуры, представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.
Задачи урока:
Обучающая: познакомиться особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины.
Развивающая: развивать устную речь, интеллектуальную культуру обучающихся уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир.
Воспитывающая: воспитывать интерес к истории Родины, усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов; стимулировать обучающихся заниматься исследовательской работой по предмету.
Оборудование: иллюстрации икон, иконы, выставка домашних письменных работ обучающихся на тему « Что я знаю об иконе», стихотворение «Видишь, сияет там впереди свет потаённый?» Татьяна Егорова, 2004г; диск с записью духовной музыки, сборник иллюстраций произведений искусства иконописи из коллекции Третьяковской галереи, раздаточный материал (тексты для работы в Приложении 1 и тестовые задания в Приложении 2).
Ключевые понятия урока: икона, образ, гармония, нимб, молитва перед иконой, пространство без тени.
Ключевые слова урока: язычники, христианство, князь Владимир, впервые, зодчество, мозаика, фрески.
I. Вступительное слово учителя.
- Сегодня наш урок посвящён культуре Древней Руси до XVIII века. Мы поговорим с вами о строительном мастерстве, о русских иконах и о великих мастерах русских.
II. Проверка домашнего задания.
Опрос проводится в игровой форме. Ключевые слова по пройденной теме записаны на карточках разного цвета (язычники, христианство, князь Владимир, впервые, зодчество, мозаика, фрески). Карточки открываются по одной, и обучающиеся рассказывают, с чем связано каждое их этих слов. Слайд 2. Выстраивается полная картина предпосылок возникновения на Руси искусства иконописи.
III. Сообщение темы и целей урока.
-Тема сегодняшнего урока «Искусство Древней Руси до XVIII века. Русская икона». В ходе урока мы многое узнаем из истории нашей Родины, иконописи, а сейчас ответим на следующие вопросы:
Что такое икона?
Почему появилась икона?
Как и что изображали на иконах?
Кто были первые иконописцы?
Есть ли место русской иконе в нашей жизни?
Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой? Слайд 3.
IV. Работа по теме урока.
Рассказ учителя.
К описанию искусства Древней Руси очень подходят слова «впервые», «первое», так как государство русское только, зарождалось. В 988 году, когда Русь приняла христианство, перед молодым государством, не имевшим развитых художественных традиций, открылась возможность приобщения к наиболее высокой в ту пору в Европе культуре и наиболее совершенному искусству. Сразу после приобщения к восточно-христианскому миру Киевская Русь стала верной ученицей Византии в области архитектуры, прикладного искусства, книжности, музыки. Русские мастера перенимали как художественные законы византийского искусства, так и многообразные технические приёмы непосредственно от греков, прибывших на Русь из Константинополя.
Первые памятники русской иконописи известны с XII века. Происходя из разных художественных центров, они едины по высокому стилю и прямо следуют византийской традиции. Возможно, что многие из них были исполнены греческими мастерами. Феофаний Грек – великий византиец, сыгравший огромную роль в становлении русской иконописи. Он приехал в Киев уже зрелым художником. Живопись его неповторима. Все его произведения связаны с настенной живописью: размеры очень велики, образы огромны. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций). Слайды 4 – 9. Изображения, как, правило, статичны, фигуры, прямо обращённые к зрителю, в их позах нет ничего случайного. Особенно подчёркнуты глаза – крупные, пристально направленные на молящихся. Образы эти обращены сразу ко всем, находящимся в храме. Краски этих икон насыщенные и звонкие, сочетаются с обилием золота, использованного в качестве фона, золото разбросано по всей иконе в виде золотых линий на одеждах Богоматери и Христа, в волосах архангелов.
V. Выявление восприятия, мотивация.
Предложить для обзора детям несколько репродукций икон: Пресвятая Богородица Владимирская, и картин: « Опять двойка!» Ф. П. Решетникова, « Алёнушка» В. М. Васнецов
- Разделите находящиеся в классе репродукции на две группы: иконописные изображения и картины. Слайды 10 – 11.
- Дайте обоснование того, почему вы разделили иллюстрации на две группы.
-На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона обычно пишется по строгим правилам - канонам.
VI. Продолжение работы по теме.
Рассказ учителя
Рублёв Андрей – русский великий живописец. О нём самом известно очень мало. Родился между 1360 и 1370 годами. Точнее не может сказать никто. Умер в 1430 году.
Немного сохранилось его творений – икон и фресок. Но и это немногое сделало его имя бессмертным. Произведения его отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворённость образов, идея согласия, гармония и совершенства. Несмотря на «возраст» более 500 лет, иконы Андрея Рублёва до сих пор продолжают удивлять и восхищать людей. Скорее всего, писать иконы Рублёв учился в Троицком монастыре под Москвой (сейчас Троице – Сергиева лавра). Он был монахом этого монастыря. Писание икон считалось «святым ремеслом». Занимались им способные к рисованию монахи. Самая знаменитая икона Рублёва – «Троица». Слайд 12.
- Рассмотри её внимательно.
На ней изображены три ангела – посланцы Бога. Они представлены в обликах юношей. Три ангела на иконе олицетворяют мир согласия и взаимной любви. На их божественное происхождение указывает сияние вокруг голов (нимб). Ангелы находятся между собой и в согласии с природой: кудрявое дерево над головой среднего ангела как бы слилось с ним в едином наклоне. Скорее всего, замысел Рублёва был в том, чтобы сказать современникам: «Живите в мире, добре и любви». Сказал он это не словами, а образами и красками.
Художник Андрей Рублёв – один из первых русских мастеров иконописи.
И к о н о п и с ь – это вид живописи. А что такое икона? На тот и другие вопросы, записанные на доске, вы найдёте ответы в текстах, которые прочтёте на карточках.
Работаем в паре и готовимся пересказать прочитанный материал в «паре сменного состава».
Самостоятельная работа
Учитель раздаёт карточки с текстами по одной на парту (Приложение 1).Каждому ряду свой текст. Дети читают тексты, обсуждают в паре. Затем используется методика« пары сменного состава», и учащиеся меняются парами. Задача вновь образованной пары – поделиться уже полученными сведениями. После этого пары меняются в третий раз. И в третий раз обучающиеся проговаривают новый материал. (Во время этой работы тихо звучит музыка.) Слайд 13.
Опрос проводится по вопросам. Слайд 14. Выслушиваются и добавления, и исправления.
Звучит духовная музыка. Молитва, которую считается, услышал князь Владимир перед крещением Руси.
Учитель. Существует легенда. Однажды художник решил написать портрет Иисуса Христа и обратился к нему с такой просьбой. Но как художник не старался, у него ничего не получилось. Тогда Иисус Христос взял белый «плат», накинул на лицо себе, и на белом плате отразился лик спасителя. Таким мы его видим на иконах. Слайд 15.
Тихая музыкальная пауза.
Во время звучания музыки учащимся предлагается представить, чтобы они изобразили на иконе, если бы им пришлось её создавать. Ответы детей.
Стихотворение
Видишь, сияет там впереди,
Свет потаённый?
Тихо смиренно, мой друг, подойди
К Божьим иконам.
Лики святых, словно звёзды, горят
В небе Христовом.
Светом пронизан праздничный ряд –
Духом и Словом.
Чудный торжественный иконостас –
Быль, а не сказка.
Видишь: Евангелие для нас
Явлено в красках!
Рефлексия.
Учитель раздаёт учащимся тестовые задания. Определяет время выполнения задания (Приложение 2). Учащиеся выполняют работы, затем меняются ими и проверяют по данному ключу. Шкала оценок подсказывает им, какую оценку они должны поставить. Слайд 16 - 17.
Взаимооценка
.Самооценка учащихся. Слайд 18.
Вот и подходит наш урок к концу.
- Поднимите руку те учащиеся, которым:
Урок понравился, мне было интересно.
Мало узнал на уроке, только время потерял.
Много узнал на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме.
Урок не понравился, мне было скучно.
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке по следующему плану:
Меня удивило
Произвело впечатление
Мне понравилось
Меня восхищает
Я любуюсь
Мне пришлось по душе
Мне запомнилось
Я считаю, что
Заключительный этап работы
Учитель читает письменную работу, где говорится об иконах, которые передаются из поколения в поколение. Дети рассказывают об иконах, которые есть у них дома, их происхождении, значении в семье.
VII. Подведение итогов.
Домашнее задание (на выбор):
Перевести на современный язык характеристику иконописца: «Подобает бо бытию живописцу смирну, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницы» Слайд 19.
Узнать об иконах, которые хранятся дома, их происхождении, значении.
Приложение 1.
Карточка 1
Иконопись – особое искусство изображения. Слово «икона» так и переводится с греческого языка – « образ», « изображение». Обычно на иконах изображали лики Христа, Богоматери, святых. На Руси Иисуса Христа часто называли Спасом – от слова « спаситель». Икона – это не натюрморт, не пейзаж и не портрет. Икона - это священный образ, в котором находит своё отражение телесное и духовное, видимое и невидимое, человеческое и божественное. Икона даёт нам возможность приобщиться к опыту Церкви.
Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый. Она не изображает то, что привычно для человека в его повседневности, а являет нам Царство будущего. Икона изначально стала писаться с точки зрения вечности добра над злом, жизни над смертью.
Процесс создания иконы был очень сложным и длительным. Икону писали по дереву специально изготовленными красками. Величайший русский художник – иконописец Андрей Рублёв жил 500 лет тому назад. Одно из самых чудесных произведений иконописи « Троица» написал Андрей Рублёв.
Карточка 2
Как ты думаешь, случайно ли художник выбирает краски такого цвета: ярко-красный, белый, чёрный.
Оказывается, цвет имеет богатую символику в иконе. Красный – это цвет земной, цвет крови жертвы, но в тоже время и цвет царский. Синий цвет – это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зелёный цвет – цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью). Белый – это свет преображения и цвет белых одежд праведников. Чёрный цвет тьмы, бездны, ада, символ горя, смерти и страдания. Красочная звучность, драгоценность, благородство цвета, разнообразие фактуры иконы – это отблеск красоты Царства Небесного.
Карточка 3
В конце X (10) века Русь приняла новую веру – христианство. Она связана с именем Божьего Иисуса Христа. Началом Крещения считается 988 год. Произошло это при князе Владимире. Во время богослужения в храмах мужской хор исполнял различные музыкальные произведения. Такая музыка называлась и называется духовной. В этих музыкальных произведениях воспевались Бог, Богоматерь и их добрые дела. Песнопения посвящались и важным событиям, которые происходили в государстве. Например, славились победы русских воинов над врагом, поминался умерший знатный человек.
Приложение 2
Тестовые задания к уроку по теме
«Иконопись. Икона. Андрей Рублёв»
( по предмету начальной школы «Окружающий мир»)
1. Иконопись а) архитектура
б) живопись
в) музыка
г) театр
2. Икона а) пейзаж
б) натюрморт
в) портрет
г) священный предмет
3. Ярко-красный а) символ святости
Белый б) символ страдания
Чёрный в) символ красоты
г) символ верности
(о красном цвете говорили «червлёный, багряный»)
4. Андрей Рублёв а) архитектор
б) книгопечатник
в) художник
г) летописец
5. «Троица» а) воспевает природу
б) воспевает подвиги богатырей
в) воспевает Иисуса Христа и его добрые дела
г) воспевает труд русского народа
6. Духовная музыка а) музыка для громкого слушания
б) музыка для оркестров
в) для сопровождения балетной партии
г) песнопения, звучащие в храмах во время богослужения
7.Спас а) Иисус Христос
б) Святой Георгий
в) Богоматерь
г) Святой Пётр
Шкала оценок: «5» - нет ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2-3 ошибки
Оценивать карандашом и написать фамилию, кто поставил оценку.
13 PAGE 14115
спас нерукотворный15