Конспект урока по православной культуре на тему Иконопись
Научно-практический семинар
Деятельность Центра образования № 1482 в городской экспериментальной площадке (ГЭП) «Изучение истории и культуры религий в общеобразовательных учреждениях г. Москвы
16 февраля 2011 г.
Урок в 5-ом классе по учебному предмету «Православная культура».
Педагог: Буданова Мария Александровна, учитель истории и обществознания ГОУ ЦО № 1482, первая квалификационная категория.
План-конспект
Тема урока: «Икона в православной культуре».
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Форма урока: школьная лекция с элементами беседы, самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся.
Цель урока: познакомить с православной иконой, показать её значение в православной культуре, жизни православных христиан.
Задачи урока:
1) сформировать общее представление об иконе, её смысле и значении в православной культуре, в жизни православных христиан;
2) познакомить учащихся с основами православной иконографии, основными типами икон Богородицы;
3) способствовать воспитанию эстетической культуры, пониманию взаимосвязи идеалов красоты и нравственности в православной традиции;
4) развить навыки индивидуальной работы с текстом, в группе, умения слушать, анализировать, формулировать собственную точку зрения.
Основные понятия: икона, образ, благодать, типы икон, иконография, Спас Нерукотворный, типы Богородичных икон.
Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, мировая художественная культура.
Учебно-методическое обеспечение и оборудование: УМК по учебному предмету «Православная культура» В.Д. Скоробогатова, Т.В. Рыжовой, протоиерея Олега Кобеца. Учебник и мультимедийное приложение: «Православная культура». 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / В.Д.Скоробогатов, Т.В.Рыжова, О.Н.Кобец. Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. § 1.4. «Иконопись Руси», с. 46-51.
Мультимедийная доска или проектор, материалы компьютерной презентации.
Планирование урока:
1. Введение в тему. Цель, задачи, план урока.
2. Значение иконы в православной культуре.
3. Основные типы икон.
4. Первая икона Иисуса Христа.
5. Иконография Богородицы.
6. Икона в русской культуре. Закрепление изученного материала.
7. Заключение. Домашнее задание.
Ход урока
1. Введение в тему. Цель, задачи, план урока (5 минут)
Организационный момент. Проверка отсутствующих, готовности выполнения домашнего задания (прочитать с. 46-52 учебника, опережающие задания к уроку отдельным учащимся).
Запись темы урока в тетради. Ознакомление учащихся с планом урока.
Учитель: Тема нашего урока сегодня православная икона. Но прежде чем мы перейдем к её изучению, давайте послушаем стихотворение известного русского поэта 19 века Аполлона Николаевича Майкова (18211897), которое прочтет нам Илюшина Татьяна, а вы попробуете ответить на вопрос о чем оно:
Дорог мне, перед иконойВ светлой ризе золотой,Этот ярый воск, возжженныйЧьей неведомо рукой.
Знаю я: свеча пылает,Клир торжественно поет:Чье-то горе утихает,Кто-то слезы тихо льет,
Светлый ангел упованьяПролетает над толпой...
Этих свеч знаменованьеЧую трепетной душой:
Это - медный грош вдовицы,Это - лепта бедняка,Это... может быть... убийцыПокаянная тоска...
Это - светлое мгновеньеВ диком мраке и глуши,Память слез и умиленьяВ вечность глянувшей души...
2. Значение иконы в православной культуре (5 минут)
Учитель: о чём это стихотворение?
Учащиеся: об иконе, о свече в храме, о молитве, о вере в Бога
Учитель: да, здесь говорится о вере, о молитве перед иконой, благодаря которой человек становиться чище, лучше, настраивается на духовный лад.
Вера это открытие себя Богу, усвоение и следование важным духовно-нравственным правилам, благодаря которым мы находим душевное равновесие и покой, становимся лучше, добрее, а наша жизнь обретает духовный смысл.
Открывать Божественные истины, наполнять жизнь духовностью, нам помогает православное искусство: храмовое зодчество, духовная музыка и живопись. И на этом уроке мы будем говорить о том, что такое икона, какие бывают типы православных икон, и самое главное какова её роль в жизни верующего человека.
Демонстрируется слайд с изображением иконы Троицы, кисти иконописца Андрея Рублева.
Здесь и далее используется презентация к уроку с иллюстрациями по всем пунктам плана урока (приложение к плану-конспекту).
- Так, что же такое «икона»?
Слово «икона» греческого происхождения, буквально означает «образ». Поэтому на Руси иконы часто называли образбми.
- А кто изображается на иконах?
На иконах изображают Пресвятую Троицу, Иисуса Христа, Божию Матерь, ангелов, святых, а также события из Ветхозаветной и Новозаветной Священной Истории.
Давайте запишем в тетрадь определение слова «икона».
Запись в тетради: Икона (с греческого «образ») живописное изображение Бога, святых людей, используемое для молитвы.
Учитель: Мы понимаем, что икона это не обычная картина. Известный историк и искусствовед Николай Михайлович Тарабукин в одной из своих книг написал: «Смысл иконы таинственен смысл иконы чудотворение» (эпиграф к параграфу в учебнике). Почему православные люди верят в то, что икона может быть чудотворной, творить чудеса: избавлять от горестей и напастей, лечить, помогать верующему человеку?
Кто делает всё это? Само изображение, краски, доска?
Нет, духовная помощь, поддержка идут от того, кто изображен на иконе, от первообраза Бога, святых.
Икона помогает верующему в молитве и является как бы «окном» в духовный мир, «проводником» к Богу. Благодаря иконе и молитве православный человек может обратиться к Нему, духовно с Ним соединиться. Поэтому верующие бережно относятся к иконам, почитают их, выражая этим свои чувства к Богу, к Богородице, к святым людям, которые по учению Церкви все живы в духовном мире, с ними можно общаться, обращаясь к ним в молитве.
Таким образом, икона и молитва неотделимы друг от друга, на икону не просто смотрят, на неё молятся.
Если верующие получают поддержку и помощь после молитвы перед иконой, то она почитается верующими чудотворной. В сущности, для верующего человека любая икона будет чудотворной, потому что через неё он может общаться с Богом и нравственно совершенствоваться, обрести Божью благодать. Благодать это спасительная Божественная сила, энергия, которая даруется человеку для его спасения. С помощью этой силы человек преодолевает в себе греховное начало.
- Итак, что же такое икона? Дайте определение этого слова.
- Почему иконы считаются чудотворными?
Предполагаемый ответ учащихся: через иконы верующие могут общаться с Богом, святыми, нравственно совершенствоваться, обретать Божественную Благодать.
Учитель: Давайте запишем в тетрадь, что такое «благодать».
Запись в тетради: «Благодать Божественная сила, энергия, которая даруется человеку для преодоления грехов, очищения души от зла».
3. Основные типы икон (5 минут)
Учитель: Давайте теперь рассмотрим, какие бывают иконы.
Мы уже сказали о том, что на иконах изображают Пресвятую Троицу, Иисуса Христа, Божию Матерь, ангелов, святых, а также события из Ветхозаветной и Новозаветной Священной Истории, которые отмечаются как праздники Православной Церковью.
Запишем основные типы икон.
Запись в тетради: Основные типы икон: Иисуса Христа, Богородицы, православных праздников, святых.
Учитель: самые распространенные и известные это иконы: Иисуса Христа и Богородицы Марии.
Давайте узнаем, когда и как появились первые такие иконы, как они выглядели, поскольку именно эти изображения стали примером для всех последующих икон, основой православной христианской иконографии.
Запись в тетради: Иконография устойчивая традиция иконописи, изображения лиц и событий, принятая в Церкви.
4. Первая икона Иисуса Христа (5 минут)
Первая икона Иисуса Христа имеет чудесное, сверхъестественное происхождение. По преданию она появилась ещё при жизни Иисуса Христа. Это «Спас Нерукотворный» (или «Спас на убрусе»).
Демонстрация слайдов с иконами «Спас Нерукотворный».
Убрус кусок полотна, на котором, как гласит древнее церковное предание, отпечатлелся Образ (Лик) Иисуса Христа.
Самостоятельная работа школьников с материалами хрестоматии из мультимедийного приложения, подготовка ответов на вопросы.
Текст из хрестоматии: По преданию, царь Авгарь, больной тяжелой неизлечимой болезнью (проказой), послал к Христу своего художника, прося Иисуса прийти в город Эдессу, где он правил, и исцелить его. Христос, видя, что художник хочет написать Его портрет, потребовал воды, умылся, вытер Свой Лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Получив этот Образ, Авгарь исцелился, но лицо его оставалось еще поврежденным. После в Эдессу пошел святой апостол Фаддей, закончил исцеление Авгаря и обратил его в христианство. Авгарь прикрепил Образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав находившегося там языческого идола. Холст с изображением Лика Христа долго хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города, а позже был перенесён в столицу, Константинополь.
Вопросы учителя по тексту:
- Как появилось первое нерукотворное изображение Иисуса Христа?
- Как оно повлияло на царя Эдессы Авгаря?
Учитель: С тех пор 29 августа по новому стилю отмечается праздник: Перенесение в 944 году Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа из города Эдессы в Константинополь. В этот день в церквях молятся перед многочисленными художественными копиями этой фактически первой христианской иконы. Считается, что оригинал Спаса Нерукотворного был утерян после разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 году. Но к тому времени было сделано уже множество его художественных копий.
На основе этого первого изображения Господа Иисуса Христа впоследствии сложилась иконография Иисуса Христа, принятая в Церкви.
Запись в тетради: Спас Нерукотворный первое изображение Иисуса Христа, созданное Им Самим.
5. Иконография Богородицы (15 минут)
Учитель: Особое место в душе православного христианина занимает Божия Матерь наша Заступница, Покровительница и Утешительница, выбравшая православную Русь в качестве Своего избранного удела.
Давайте теперь послушаем, как появилась первая икона Богородицы.
Сообщение двух учеников по тексту из учебника и хрестоматии и дополнительным материалам.
1-й ученик: Первые христиане, уверовавшие в Иисуса Христа и принявшие его учение, вместе с тем научились любить и почитать Пречистую Его Матерь, как свою Заступницу и Покровительницу. Во время земной жизни Богородицы люди спешили к ней, чтобы видеть и слышать Её, чтобы получить от Неё благословение и наставление. Те же, которые не имели возможности предстать пред Матерью Господа, скорбя сердцем, изъявляли горячее желание видеть хотя бы Её живописный лик.
2–й ученик: Много раз слышал это благочестивое желание один из первых учеников Христа, апостол Лука, бывший искусным врачом и художником, и, чтобы помочь первым христианам, он, по преданию, изобразил на доске Лик Богоматери с Младенцем Христом на руках; потом написал ещё две иконы и принес их к Марии.
1-й ученик: Рассмотрев иконы Богоматерь, сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет!».
2–й ученик: Православные христиане выражают благоговейную любовь к Божией Матери почитанием Её святых икон, построением храмов в Её честь, церковными празднествами в память бесчисленных Её благодеяний. Нет города, села и деревни, нет храма, нет дома, где живут православные христиане, в которых не было бы икон Богоматери.
1-й ученик: Дивную картину для верующего представляют чудесные явления святых икон и чудотворения, совершавшиеся благодаря молитвам пред иконами Пресвятой Богородицы. Небесная Заступница дарует верующим обильные целебные благодеяния, источает благодать и избавляет от всяких бед и напастей.
2–й ученик: Один из древнейших списков или копий икон апостола Луки это знаменитая Владимирская икона Божией Матери, которая особо почитается у нас на Руси. Она привезена к нам почти 900 лет назад, около 1130 года из Византии в дар князю Юрию Долгорукому от патриарха Константинополя. Долгое время она была в Успенском соборе города Владимира, отсюда получила название Владимирская. При царе Василии I, в 1395 году была перенесена в Москву. На месте «сретения» (встречи) иконы был основан Сретенский монастырь, от которого названа улица Сретенка сейчас в центре Москвы.
1-й ученик: После революции 1917 года новые власти устроили гонение на Церковь. Икону отняли у верующих, но она была настолько почитаема, что её не уничтожили как тысячи других икон, а поместили сначала в исторический музей и позже в Третьяковскую художественную галерею. В 1999 году икону перенесли в храм, который был открыт при Третьяковской галерее. Теперь верующие могут снова молиться перед ней в храме.
Учитель: Теперь давайте проверим, насколько хорошо вы поняли услышанное.
Вопросы классу:
- Кто написал первую икону Божией Матери?
- Почему он решил написать иконы Божией Матери?
- Как выражают христиане свою любовь к Богородице?
- Откуда была привезена Владимирская икона Божией Матери?
- Почему она получила такое название на Руси?
- Где сейчас хранится Владимирская икона Божией Матери?
Учитель: А теперь давайте познакомимся с основами иконографии Богородицы (вспомните, что означает это слово по записям в тетради).
Есть много типов икон Пресвятой Богородицы, мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся четыре типа, где она изображается с Иисусом Христом.
Все они сложились ещё до Крещения Руси и потому имеют греческие названия.
Демонстрация слайдов с иконами изучаемых типов.
1. Оранта, по-русски Молящаяся с воздетыми руками, в традиционном жесте заступнической [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом, который изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери.
2. Панахранта Всецарица на престоле. Богоматерь изображается восседающей на царском престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери и понимание Сына Божия как «царя царей», имеющего власть над всеми царями, господствующими на земле.
3. Елеуса, по-русски Умиление. На них Богоматерь изображается щека к щеке с Младенцем и с умилением смотрящей на Сына, а Младенец с нежностью прижимается к Матери. Умиление один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи.
4. Одигитрия Указующая путь, Путеводительница с Иисусом Христом на руке. Правой рукой Иисус Христос благословляет, а левой держит свиток, реже книгу. Путь истинный путь ко Христу. Об этом говорит жест правой руки Богородицы, указывающей нам на Богомладенца Христа, восседающего на её левой руке. Христос, как глава Церкви и Законодатель, благословляет всех идущих этим путём об этом свидетельствует жест правой руки Богомладенца.
Запись в тетради по ходу объяснения учителя:
Типы Богородичных икон:
1. Оранта Молящаяся с воздетыми руками.
2. Панахранта Пренепорочная или Всецарица на престоле.
3. Елеуса Умиление щекой к щеке.
4. Одигитрия Путеводительница с Иисусом Христом на руке.
Вопросы учителя:
- Какие типы икон Богоматери мы рассмотрели, назовите их?
- Что общего во всех рассмотренных типах икон Богородицы? (Богородица изображается с Младенцем).
- К какому типу относится Владимирская икона Богородицы? (Елеуса-Умиление).
Учитель: С принятие христианства Иконы Богоматери распространялись по самым отдаленным местам России и, в свою очередь, списывались и приобретали местные названия: по особенностям изображения или места, города Донская, Галичская, Всех Скорбящих Радость и т.д.
Известно более 400 русских наименований икон Богоматери, из них многие чудотворные. Давайте посмотрим на некоторые из них и определим иконографический тип.
Демонстрация слайдов с известными иконами, изученных типов: (Великая Панагия, Смоленская, Киево-Печерская Толгская, Курская Коренная, Державная).
Учащиеся определяют изученные иконографические типы.
6. Икона в русской культуре. Закрепление изученного материала (5 минут)
Учитель: Теперь давайте поговорим о том, как писались и почитались иконы на Руси. Внимательно просмотрите текст учебника с последнего абзаца на стр. 49 и стр. 51 и найдите ответы на вопросы:
- Кто мог стать иконописцем?
Предполагаемый ответ: Иконописцем мог быть только человек, имеющий особый дар от Бога. Всю свою жизнь он должен был нести непрестанный подвиг молитвы, стремиться к нравственному совершенству. Иконописцы в Древней Руси были почти исключительно иноками (монахами).
- На чью помощь полагались иконописцы-иноки?
Предполагаемый ответ: на Божью помощь.
- Как писалась икона?
Предполагаемый ответ: Доску для иконы особенно тщательно обрабатывали теслом и скобелем из липы, пахучей сосны, ели, лиственницы, которых было обилие около монастырей. Затем иконописец наносил рисунок, золотил фон, писал природными земляными красками, разводя их на яичном белке, клее, соке, а затем икону покрывал олифой.
- Как выражалось почитание икон русским народом?
Предполагаемый ответ: Всякое недостойное обращение с иконой считалось святотатством (оскорблением религиозной святыни). Входящий в дом, прежде всего, кланялся иконам, а потом уже здоровался с хозяевами. С древнейших времен почти каждый крупный город или монастырь имел свою, особо чтимую чудотворную икону Пресвятой Богородицы, которую считал своей славой и утверждением.
- Какие правила написания икон были установлены Церковью?
Предполагаемый ответ: До иконописания допускались лишь люди, искусные в художестве и отличающиеся добрым поведением, нравственностью. Иконы же писали с древних образцов.
Учитель: Теперь давайте повторим, что мы изучили на уроке.
Устный опрос:
- В чем заключается смысл иконы? (помощь в молитве, в направлении мыслей и чувств человека к Богу, очищению своей души от грехов).
- На каких образах Церковь основывает всю свою иконографию? (на первых иконах Иисуса Христа и Богородицы).
- Какие типы икон Богородицы мы изучили? (Оранта, Панахранта, Елеуса, Одигитрия).
- Кем были первые иконописцы на Руси? (монахи).
- Какие природные материалы используются для создания икон? (доски из липы, пахучей сосны, ели, лиственницы, золото, природные земляные краски, яичный белок, клей, олифа).
7. Заключение. Домашнее задание (5 минут)
Подведение итогов урока. Учитель:
Ребята, изучение икон, знакомство с иконографией, историей знаменитых икон это для нас один из путей в открытии для себя мира нашей православной культуры, в том чтобы узнавать пути к вере, добру, к опыту нравственной жизни, завещанному нам нашими предками.
На следующих уроках вы познакомитесь ещё с несколькими особенно почитаемыми у нас на Руси иконами Богородицы, их создателями, историей, а также с тем как в истории икон отражается жизнь нашего народа, нашей страны.
Завершим урок стихотворением об иконе современного поэта Юлии Кондратьевой «Икона Божьей Матери».
Стихотворение (читает учитель или ученик):
Икона Божьей Матери,
Прошу меня храни.
От бед, напастей горестных
Меня убереги.
С Тобой я свет увидела
В далёких облаках.
Икону Божьей Матери
Держу я на руках.
Растопишь сердце ты моё
В преддверии трудных дней
И станет ясно и легко
На душе моей.
Оценка работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: прочитать учебник § 1.4, стр. 53-56. Индивидуальные задания учащимся: подготовка сообщений к следующему уроку по темам: «Икона Божией матери Казанская», «Икона Божией Матери «Знамение», «Икона Божией матери Державная». Постараться самостоятельно найти дополнительные интересные сведения об этих иконах.
13PAGE 15
13PAGE 14115