Статья Проектная деятельность как средство повышения мотивации обучающихся
Проектная деятельность как средство повышения мотивации обучения учащихся
Я работаю в обычной школе, в селе, где достаточно семей с низким образовательным уровнем; неблагополучных и социально незащищенных. Отсюда, недостаточная учебная мотивация учащихся школы, которая приводит к снижению уровня обученности и качества знаний по всем предметам. Возникает вопрос: “Почему у учеников такой уровень знаний? Как помочь детям улучшить свои результаты?”
В своей работе наряду с традиционными методами искала приемы, способствующие повышению мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Как педагог я ставила перед собой следующую задачу:
Как научить учиться школьника в современных условиях?
Каждая новая эпоха в жизни человечества требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности.
Информационная (постиндустриальная) стадия развития общества, в которую мир вступил в конце ХХ века, декларирует основными ценностями информацию, развитые интеллект и креативность человека и созданные на этой основе высокие технологии. В современном глобализованном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.
Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема не решается или решается неэффективно. Нужны другие приемы и методы обучения (и учения), адекватные вызовам времени.
Одним из таковых является метод проекта. Одним из условий реализации этого метода в своей педагогической практике я считаю корректное “встраивание” его в сложившуюся предметную классно-урочную систему, внеурочную деятельность. Точками соприкосновения проектного метода и классно – урочной системы, внеурочной деятельности являются:
· проблемный и деятельностный подходы к обучению;
· личностно-ориентированное обучение;
· педагогика сотрудничества.
Ожидаемый (отсроченный) результат при внедрении метода учебного проекта видится следующим:
это личность, положительно мотивирующая и проживающая ситуации своего учения; вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный процесс;
это личность, вовлеченная в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её в необходимые знания и применять их, умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты, то есть личность со сформированными в той или иной степени информационной, учебной, исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностями, с выявленными доминирующими интересами, со сформированными мировоззрением и личностной позицией, что в конечном итоге и будет способствовать её успешной самореализации.
Под учебным проектом принято понимать совместную или индивидуальную учебно-познавательную (исследовательскую или творческую) деятельность учащихся, имеющую общую цель – проблему; согласованные способы деятельности, направленные на достижение и презентацию общего, реально нового и заранее неизвестного результата, сообразуясь с личными интересами и возможностями учеников на основе ранее приобретенных знаний и метапредметных умений при не жестко сформулированной познавательной проблеме.Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значение. Проекты могут быть исследовательскими, как у настоящего ученого; творческими, результатом которых может быть сценарий праздника, фильма; информационными, которые обязательно требуют презентации и защиты. Результатом проекта может быть модель, составленная с применением компьютерных средств или моделирование исторических эпох, инсценирование реальных ситуаций, изготовление наглядных пособий.
В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. В нашей школе накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов:
· исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования);
· творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества),· приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения),
· информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации),
· практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации села, анкеты для социологического опроса и т.д.).
Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий:
подготовка (формулирование темы и целей проекта); планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.); исследование (сбор информации, решение промежуточных задач); оформление результатов и выводов; представление или отчет; оценка результатов и процесса.
На протяжении лет технология проектного обучения активно осваивается мной на уроках истории, обществознания, внеурочной деятельности. Особенности, характерные для моих предметов. Основное предпочтение отдается истории России, краеведению, истории своей семьи.
В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я чаще всего использую такие типы проектов, как прикладные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.
В 5-6-х классах, на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы проектов: - прикладной – «Наскальная живопись-первая картинная галерея» - ролево-игровой – «Я – ученик спартанской школы», информационный – «Семь чудес света», «Великая Отечественная война в судьбе семьи», «Моя родословная» и др.
На уроках истории средних веков возможны небольшие по объему исследовательские творческие работы, например: «Научные открытия и изобретения средневековья». По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты. Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности. Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков и портретов. Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения. Например, на уроках обществознания в 7 классе особый интерес вызвала работа над проектом «Я в этом мире». Учащиеся проводили анкетирование, представили доклады, защищали свою точку зрения.
Хочу отметить, что проекты в 7 – 9-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.
Для оформления презентаций по проектам «Конституция РФ», «Великая Отечественная война. Великие битвы» были отобраны фотографии, видеоклипы, музыкальное оформление. Представление проектов было очень красочным и эмоциональным. За свою работу ученики получают оценку за оформление, за содержание, за защиту. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.
На уроках обществознания в 9 классе уже несколько лет практикуем экскурсии в администрацию Воскресенского сельсовета, применяя технику мини-проектов «Мои предложения в развитие села», «Я – избиратель».
При изучении темы «Глобальные проблемы современности» учащимся были предложены темы: «Военные конфликты и угроза миру», «Проблемы ресурсов» и другие, раскрыть которые полно возможно только при использовании Интернет-ресурсов. Начинается освоение информационных технологий, групповая работа. Обозначив проблематику проекта, ученики выдвигают гипотезы, ведут напряженный поиск путей решения с помощью технологии «мозгового штурма». Публичное представление продукта, выступление на презентации со своей работой - завершающий этап творческой деятельности. Таким образом, формируются знания сразу по нескольким предметам, и творческий потенциал получает возможность для выражения.
В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал.
Остановлюсь на проектной деятельности во внеурочное время:
предметные недели в виде краткосрочных проектов;
ведение кружка внеурочной деятельности «Эрудит» в 5-6 классах по вспомогательным историческим дисциплинам, который полностью составлен на мини-проектах (в течение занятия учащиеся знакомятся с дисциплиной и сразу применяют знания на практике: герб семьи, нахождение значений имени, фамилий, рисование флагов, денежных знаков и др.);
осуществление долгосрочных театрализованных проектов.
2013 г. - спектакль «Я ещё не хочу умирать» (посвящённого блокаде Ленинграда)
2016 г.- спектакль «Завтра была война» (предвоенное сталинское время).
Принимают участие учащиеся, родители. Идёт большая подготовительная работа: просмотр фильма, документального кино, организация выставок, погружение в эпоху; решение проблемной ситуации: почему люди, дети вели себя так, а не иначе? Подготовка декораций, костюмов, подбор музыкального сопровождения, видеоряда.
Конечно, этот метод проекта не является универсальным, но он имеет большие преимущества:
• развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
• развивает творческие способности и самостоятельность;
• он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
• он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
• позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать
и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение впроблему, переживание «ситуации успеха», учащийся делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип связи обучения с жизнью.
Главный результат – компетентность учащихся в области предмета, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.
Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок,
развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.
Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.