Конспект урока окружающего мира Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Тема: Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?Цели: познакомить с правилами поведения на лугу и в лесу; дать представление о цветах и бабочках луга, их взаимосвязи; проанализировать поведение людей на лугу и в лесу; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать цветы и бабочек с помощью атласа-определителя; формулировать правила поведения в природе и соблюдать их.
Оборудование: картинки с изображением цветущего луга, леса или видеофрагменты; у учащихся — цветные карандаши.
Ход урокаОрганизационный моментАктуализация знанийПочему мы любим своих домашних питомцев?
Какие предметы, необходимые для ухода за кошкой, вы можете назвать?
Какие предметы, необходимые для ухода за собакой, вы можете назвать?
Как называется врач, который лечит кошек и собак?
Какие правила гигиены нужно соблюдать при общении с животными? (После общения с животными помыть руки.)
Самоопределение к деятельности(Учитель показывает картинку с изображением цветущего луга или короткий видеофрагмент.)
Ребята, что бы мы услышали, если бы сейчас оказались на лугу? (Жужжание насекомых, пение птиц...)
А что бы мы увидели? (Цветы, бабочек, травы...)
А что бы мы почувствовали? (Запах цветов, легкий ветерок...)
Послушайте стихотворение.
Что растет?
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что еще?
Гвоздика, смолка,
Колокольчик,
Хвощ — как елка.
А еще?
Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончики-вьюнки,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
Г. Лагздынь
(Учитель показывает картинку с изображением леса или короткий видеофрагмент.)
Что бы мы услышали, если бы оказались в лесу? (Пение птиц, шум деревьев...)
А что бы увидели? (Деревья, лесных животных...)
Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О луге и лесе.)
Прочитайте тему урока на с. 46, 48 учебника. (Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?)
Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.
IV. Работа по теме урока
Беседа, работа по учебнику
Ребята, какие вы знаете цветы? Назовите их. (Ромашка, колокольчик, одуванчик, василек...)
Каких вы знаете бабочек? Назовите. (Лимонница, капустница, адмирал, павлиний глаз...)
Где вы их встречали в природе? (Ответы детей.)
Посмотрите, какие чудесные бабочки нарисованы в учебнике на с. 46. Подумайте, какие могут быть у них названия. (Ответы детей.)
А теперь попробуйте узнать названия этих красавиц с помощью атласа-определителя.
(Работа в парах. Самопроверка по учебнику (с. 88).)
Отгадайте загадку.
Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю.
Не ем, не гляжу, неподвижно вишу.
Но теплой весной я вновь оживаю
И, как птичка, порхаю. (Бабочка.)
Рассмотрите рисунки ниже. Составьте рассказ по этим рисункам.
(Класс делится на две группы. Первая группа описывает рисунок слева, вторая — рисунок справа.)
Примерные рассказы детей
На луг пришли дети. Они начали бегать, ловить бабочек, рвать цветы. Выбросили бутылку из-под газированной воды и стаканчики. На лугу стало некрасиво, не видно больше бабочек.
На луг пришли дети. «Ах, как тут чудесно!» — сказали они. Алеша начал фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные детишки стали делать зарисовки. Им тут очень понравилось. Дети ушли, а бабочки по-прежнему порхали с цветка на цветок.
Сделайте выводы. (Ответы детей.)
Мудрая Черепаха знакомит нас с интересными фактами. Прочитаем?
(Учащиеся или учитель читают текст под рубрикой «Знаете ли вы, что...» (с. 47).)
Используя эту информацию, сами расскажите о взаимосвязи цветов и бабочек. (Ответы детей.)
Каких бабочек вы видели в природе?
№ 3 (с. 32).
Рассмотрите изображение луга. Раскрасьте рисунок так, чтобы луг стал нарядным, красивым.
№4 (с. 33).
Рассмотрите рисунки. Попробуйте оценить эти поступки. (Ответы детей.)
К чему они могут привести?
ФизкультминуткаМы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
Продолжение работы по теме урокаИгра «Озвучь картинку»
А теперь мы очутились в лесу. Прислушайтесь. Лес шелестит, поет, звенит, жужжит.
Рассмотрите рисунок на с. 48 учебника. Попробуйте озвучить, оживить ее.
(Несколько учеников озвучивают шелест листвы (они произносят: ш-ш-ш). Другая группа детей голосом передает пение птиц (например, ку-ку, ку-ку, фью-фью-фью и т. д.). Кто-то из ребят жужжит, как насекомые (ж-ж-ж).)
Беседа, работа по учебнику
Ребята, кто любит ходить на прогулку в лес? Что вам особенно нравится в лесу? (Ответы детей.)
Послушайте стихотворение.
Дикарь в лесу
Хозяйка белочка в лесу
Орехи собирала.
Она в лесу том
Каждый сук
И каждый кустик знала.
Однажды в лес
Противный тип
Пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб
И выругался громко.
Стал гнуть орешину — сломал,
Зажал под мышкой ветви,
Нашел один орех — сорвал,
Сорвал второй и третий...
Отбросил куст И, как медведь,
Пошел себе, довольный,
А бедной белке
И смотреть
На это было больно.
Г. Ладонникова
Правильно ли вел себя в лесу человек? Чего он не знает? (Ответы детей.)
Рассмотрите рисунок на с. 49. Давайте попробуем объяснить детям, почему в лесу нужно соблюдать тишину.
К каким последствиям может привести шум в лесу? (Работа в парах. Учащиеся читают текст под рубрикой «Знаете
ли вы, что...» и высказывают свои предположения. Самопроверка по учебнику (с. 89).)
Выполнение заданий в рабочей тетради № 1 (с. 34).
Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? Как ведут себя ребята?
Какое правило забыли дети?
Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
№2 (с. 34).
Рассмотрите рисунок.
Что обозначает знак, который сделал Муравьишка Вопросик?
А какой знак придумали бы вы? Нарисуйте его. Объясните, что он обозначает.
Рефлексия(Класс делится на две группы. Первой группе надо назвать правила поведения на лугу, второй группе — в лесу, с частицей «не»: не ловите бабочек, не рвите цветы, не бросайте мусор, не кричите; не шумите, не слушайте громко музыку, не ломайте деревья и т. д.)
Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
Подведение итогов урокаВернемся к учебной задаче урока. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? (От этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы.)
11 Окружающий мир, 1 кл.
Почему в лесу надо соблюдать тишину? (Чтобы не нарушить жизнь его обитателей.)
Рекомендации для занятий дома
Рабочая тетрадь: № 5 (с. 33).
Придумать стихотворение или загадку о цветке, бабочке или о лесе.
Придумать знак «Не шуми в лесу!», «Не рви цветы!», «Не лови бабочек!».
Прочитать информацию на страничках для любознательных в учебнике (с. 50—51).