Конспект элективного занятия по ОПК Иконопись и иконография (11 класс)
План.
Сущность иконопочитания.
Икона (определение понятия).
Характеристика иконописи.
а) Богу поклоняются, иконы почитают;
б) задача иконы;
в) иные законы перспективы;
г) правила, принятые в иконописи – каноны;
д) иконописец: цена вдохновения;
е) икона по своему назначению ближе к книге.
Иконография.
а) Иконы Господа Бога;
б) иконография Богородицы;
в) иконы святых.
Вывод.
Литература и интернет-ресурсы.
Оборудование.
Доска (тема урока, домашнее задание, вопросы по лекции).
Компьютер и проектор (диски с мультимедийной презентацией и фильмом).
Домашнее задание.
Параграф № 16 учебника Пивоварова Б. И.
Вопросы к лекции:
Назовите имена известных иконописцев Древней Руси.
Перечислите самые многочтимые иконы.
Проблемно-познавательное задание (ППЗ).
Чем икона отличается от художественной картины?
Вступление.
Большая перемена. Подхожу к окну.
Я смотрю в этот разнообразный, так разумно и гармонично устроенный, чудесно и таинственно сотворенный мир. Снег, деревья, купола храма, голубое чистое небо. Смотришь на все это, и тебя охватывает какая-то тихая, глубокая радость, радость от того, что ты живешь на земле, живешь здесь и сейчас.
Не случайно говорят о сходстве иконы с окном, окном в таинственный, возвышенный, духовный мир. Давайте попробуем приоткрыть окно в этот мир, мир, который называется Православная икона. Давайте попробуем обратить в этот мир не только глаза, но и наши сердца, потому что, как сказал один великий писатель: «Главное глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».
Эпиграф.
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отблеск искажённый
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
что одно на целом свете –
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
(Владимир Соловьев)
Продолжаем знакомиться с разделом «Мы входим в храм», и Тема сегодняшнего нашего занятия «Иконопись и иконография».
Домашнее задание и ППЗ.
1. Сущность иконопочитания.
Согласитесь, редкий человек, хотя бы однажды побывав в храме, не восхитится его красотой и тем удивительным миром, который ему неожиданно открывается и столь не похож на мир за церковными стенами.
Что поражает человека, впервые переступившего порог православного храма? Обилие икон. Этим отличается православная церковь от храмов других христианских конфессий – католической и протестантских.
Сопутствуя православному христианину от его рождения до самой смерти, икона имела неотразимое влияние на дух его во всех важнейших обстоятельствах его жизни. Родится ли в семействе младенец, в меру возраста его писали образ тезоименитого ему святого. Женится ли кто, родители благословляли молодых той же иконой, какой благословляли их предки. Умирает человек. В изголовье его зажигается свеча перед образом.
По исконному русскому обычаю на святой Руси городские ворота, башни осеняемы были святыми иконами. Так от образов Спасителя названы в Московском Кремле Спасские ворота, от Святой Троицы – Троицкие. От святого Николая Чудотворца – Никольские.
Но и целые города и области имели особые иконы: Так, в Киеве – Печерская Божья Матерь, В Новгороде – София – Божественная Премудрость, в Москве – Владимирская, в Санкт-Петербурге – Казанская иконы Божьей Матери.
Присутствие святых икон в доме поддерживало нравственный в нем порядок и благочиние. Если в доме начинались ссоры, то говорили: «Оттуда хоть святых вон выноси». Это значит, что дом становился недостойным присутствия в нем святыни и обитающей в ней благодати.
Таким образом, почитание икон – это не просто благочестивая традиция или наследие культуры, но зримое выражение самой сути Православия.
2. Икона.
Икона (от греч. - образ -) – принятое Церковью и освященное изображение Христа, Богородицы, святых и различных событий из священной и церковной истории. Иконы пишутся по строго определенным правилам – канонам; иконы пишутся красками (темперой или маслом) на доске, могут иметь оклад.
3. Характеристика иконы.
а) Икона доносит до нас Священное Писание и Священное Предание только не словами, не в тексте, а зримо, в образах и красках. Если книги долгое время умел читать далеко не каждый из наших предков, то иконы «читал» каждый русский человек. Икона содействует верующему в самом главном в Богообщении. Она создается для молитв, но вместе с тем не является кумиром, идолом, то есть конечной «инстанцией», объектом, к которому обращается молящийся. И молятся христиане не «особой» доске и даже не изображению, а тому, кто на ней изображен.
Таким образом, Богу поклоняются, иконы почитают.
б) На первый взгляд, всё в иконе «не так» и всё «не похоже», потому что иконописец не стремится как можно точнее отобразить окружающий мир. Икона создается не как художественная картина – для любования или наслаждения. Если говорить об эстетике православной культуры, то это эстетика не внешней красивости и гармонии, но эстетика духовной красоты.
Задача иконы - отразить не тот мир, который мы видим, а тот таинственный мир, который остается за пределами нашего зрения.
в) Леонардо да Винчи, знаменитый художник итальянского Возрождения, назвал художественную картину «окном, распахнутым в мир». Икону же можно было бы назвать «окном, распахнутым из мира», из мира видимого – в мир невидимый. Отсюда и принцип «обратной перспективы». Поэтому линии внутри иконы, в отличие от обычной перспективы, расходятся и пространство как бы расширяется и даже разворачивается перед зрителем.
В иконописи иные законы перспективы в сравнении с жанром реализма.
г) На протяжении веков складывались довольно строгие традиции церковного искусства, обеспечивающие его истинно духовное содержание и единство назначения и внешней формы и сохраняющие от обмирщения и вырождения. Эти традиции устанавливались не волею или мнением какого-то отдельного лица, а соборным сознанием церкви, закрепленным в ее Предании. Православное искусство имеет свою главную особенность: оно канонично, то есть строго подчиняется канонам, правилам, принципам, образцам.
Правила, принятые в иконописи – каноны - определенные символы, знаки, предметы, фигуры, цвета.
д) Прежде чем взяться за написание иконы, мастер должен был приготовить себя: он постился и молился, размышлял над смыслом образа. Недаром иконописание на Руси называли «святым ремеслом». Стоглавый московский собор 1551 года установил правила, по которым иконописцу предъявлялись определенные нравственные требования: он должен быть не пьяница, не драчлив, не сквернослов, не заносчив, но благочестив и честен.
Иконописец стремится освободить душу от суетного и греховного, обращается с молитвой к Богу – такова цена вдохновения.
е) Пространство иконы – это пространство вечности. Время её не подчинено земным законам, оно разворачивается, как свиток или кинолента. Самый наглядный пример – это клейма на полях житийных икон, в которых, как в кадрах кинофильма проходит перед зрителем жизнь святого от рождения до смерти. И в то же время его фигура в среднике является свидетельством его пребывания в вечности перед лицом Бога.
Икона, хотя относится к жанру изобразительного искусства, по своему назначению ближе к книге.
Иконописная мастерская.
Чаще всего икону пишут на деревянной доске, обычно из липы или другого мягкого дерева. На доску наклеивается полотно – паволока, а на паволоку наносится сделанный из мела и клея грунт – левкас. Пишут обычно темперой – краской, разведенной на яичном желтке. Иногда фон покрывается тончайшим слоем золота, что придает иконе особо торжественный вид. Делается надпись, которая свидетельствует о том, кто именно или какой священный сюжет изображен. Процесс изготовления иконы завершается ее освящением.
История сохранила имена иконописцев Древней Руси: Алипий Печерский, Феофан Грек, Даниил Черный, Дионисий, Симон Ушаков. Но, пожалуй, самое известное - имя Андрея Рублева. Жил он в конце XIV – начале XV века и был создателем иконостаса и росписей Благовещенского собора Московского Кремля (совместно с Феофаном Греком), собора Успения Пресвятой Богородицы во Владимире, Троицкого собора Сергиевой обители (последние совместно с Даниилом Черным).
Отрывок из художественного фильма «Андрей Рублев» (режиссер Андрей Тарковский).
4. Иконография.
В древнерусской иконе с наибольшей выразительностью отразилась духовная красота Русской Земли – Святой Руси. Признано, что древнерусская икона является не только вершиной православной культуры России, но и всей мировой художественной культуры в целом. Русской иконе посвящено бесчисленное множество альбомов и научных работ. Лучшие музеи и картинные галереи мира считают за честь иметь в своих экспозициях собрания русских икон.
На иконах изображают прежде всего Бога – Троицу Ветхозаветную и Новозаветную, Спасителя – Иисуса Христа, Богоматерь, ангелов, прославляемых Церковью святых, а также события из Священной истории.
Давайте познакомимся с иконами самыми многочтимыми.
а) иконы Господа Бога.
«Троица» Андрея Рублёва – главная икона Троице-Сергиевой лавры – величайшая духовная драгоценность России, жемчужина древнерусской иконописи. Преподобный Андрей Рублёв написал ее «в похвалу отцу своему духовному» - святому Сергию Радонежскому, очевидно около 1411 года.
В основу иконы положен библейский рассказ о явлении Бога праведному Аврааму в виде трех странников. Три Ангела, в облике которых отражена Божественная Красота, а в безмолвной беседе – нераздельное единство, сидят вокруг престола, на котором – только жертвенная Чаша.
Икона «Троица» Андрея Рублёва навсегда останется вершиной его творчества, памятником молитвенного подвига древнерусского иконописца, сумевшего кистью изобразить неизъяснимое словом.
«Спас Нерукотворный» – особый тип изображения Спасителя, представляющий Его лик на убрусе (плате). Согласно традиции, одна благочестивая женщина, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке.
Христианская традиция рассматривает Нерукотворный образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе. «Спас Нерукотворный» первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.
Евангелия в иконах – изображения сюжетов книг Нового Завета. Особое место в древнерусской иконописи заняли иконы церковных праздников. Важнейшие из них называют Двунадесятыми – от слова «два-на-десять», то есть «двенадцать»:
Рождество Христово;
Богоявление;
Сретение Господне;
Благовещение;
Вход Господень в Иерусалим;
Вознесение Господне;
День Святой Троицы;
Преображение Господне;
Успение Пресвятой Богородицы;
Рождество Пресвятой Богородицы;
Воздвижение Креста Господня;
Введение во храм Пресвятой Богородицы.
И конечно праздник праздников – Светлое Христово Воскресение – Пасха.
б) Иконы Богородицы.
Любимыми на Руси всегда были иконы Богородицы. Самая многочтимая из них – Владимирская икона Божьей Матери.
На Русь икона попала из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в начале [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], недалеко от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Князь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] вывез её во [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], по которому она и получила нынешнее наименование в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где она хранилась в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Во время нашествия на Русь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] чтимая икона была перенесена в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для защиты города от завоевателя. То, что войска жестокого завоевателя без видимых причин повернули от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.
С 1999 года икона находится в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] при Государственной Третьяковской галерее.
Казанская икона Божьей Матери.
Казань была присоединена к Российскому государству в середине XVI века при царе Иване Грозном. Как пишет современник событий [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], уничтожившего часть города, девятилетней девочке Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище. В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. День явления Казанской иконы 8 июля по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ныне общецерковный праздник в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В том же [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с Казанской иконы был отправлен в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] царю Ивану Грозному. При [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] один из списков чудотворной иконы был перенесён в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. С [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] икона находится в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] северной столицы.
в) Иконы святых.
На Руси получило широкое развитие написание так называемых «житийных икон», на которых в середине помещается лик святого, а по краям – клейма с изображением сюжетов из жития святого. Житийные иконы дают наглядное представление о жизни и подвигах того, кому посвящена такая икона.
Митрополит Московский Алексий – всея России чудотворец – святитель, выдающийся государственный деятель и дипломат XIV века. Он фактически управлял Московской Русью в период юных лет князя Дмитрия Ивановича, будущего Донского.
Перед нами «Утро на Куликовом поле» Александра Бубнова.
8 сентября 1380 года. Перед лицом грозной опасности – русское воинство. Вот сейчас рассеется туман, и воины увидят врага. Войско как бы бесконечно продолжается, видны новые и новые лица: дружина, ремесленники, крестьяне. Все – от мала до велика – встали на защиту Руси. Фигура князя четко вырисовывается на фоне знамени со Спасом Нерукотворным. А над головами воинов – иконы Спасителя и Богородицы, дающих надежду, мужество и твердость духа.
5. Вывод.
Икона вызывает особое отношение православного христианина – молитвенное предстояние, благоговейное внутреннее созерцание, почитание ее как святыни.
Литература и интернет-ресурсы.
Бородина А. В. Икона и картина. – М, 2008.
Бородина А. В. Основы православной культуры. – М., 2003.
Государственная Третьяковская галерея. Альбом. – М., 2007.
Мы входим в храм. Рабочая тетрадь для 10-11 классов. – М., 1997.
Непознанный мир веры. – М., 2010.
Пивоваров Б. И. Православная культура России. – Новосибирск, 2002.
Русский музей. Альбом. – С-Пб., 2001.
Скоробогатов В. Д., Рыжова Т. В., Кобец О. Н. Православная культура. 10-11 классы. – Ульяновск, 2006.
Терещенко А. В. История культуры русского народа. – М., 2007.
Художественные сокровища музеев Москвы. – М., 1975.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 415