Тема проектной работы «Оценка потребления воды жителями посёлка Милославское на бытовые нужды


МОУ «Милославская СОШ»
Исследовательский проект «Я и Земля»
Номинация конкурса:
«Экологическое исследование водных экосистем. Право на воду»
Тема работы:
«Оценка потребления воды жителями посёлка Милославское на бытовые нужды"
Авторы работы:
Гулевский Д., Ланцов М., Попова Е.,
Чувалаева Ф., Шехова З., Юшин К.
учащиеся 5 класса
Руководитель: учитель биологии
Копылихина Ольга Петровна
2013 год
п.МилославскоеСодержание
Введение:
актуальность проблемы
практическая значимость проекта
цель и задачи
методы
механизм реализации проекта
объект изучения
участники проекта
дополнительно привлекаемые участники
сроки проведения исследования
необходимые ресурсы
ожидаемый результат
Реализация проекта:
Формирование групп
Этапы работы
Методика исследования
Результаты исследования.
Выводы и рекомендации по сокращению расходов воды.
Заключение.
Список литературы.
Бери только то,
что тебе необходимо.
(Лапландская поговорка)
Введение
О проблемах рационального использования и сохранения водных ресурсов сегодня говорят на самом высоком уровне. ООН объявила 2005-2015 годы Десятилетием действий "Вода, ради жизни". В России реализуется программа "Чистая вода", принята Водная Стратегия России на 2009 -2020 гг. Проблемы использования воды регулярно обсуждаются на международных форумах. 
Актуальность проблемы
Люди ежедневно в повседневной жизни сталкиваются с водой. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, помещения, для стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только чистая вода - из родника, колодца, водопровода. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы, очищают от грязи. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, что бы она зря не утекала. Непонимание со стороны населения, и особенно школьников, необходимости водосбережения заставило нас задуматься над проблемой использования воды в быту и мы решили провести исследование как используется водопроводная вода жителями посёлка Милославское на бытовые нужды.
Практическая значимость проекта состоит в том, что в настоящее время не все жители посёлка понимают важность рационального, экономного использования воды. Наш проект предусматривает проведение исследовательской работы, итогом которой является описание реальной ситуации использования водопроводной воды жителями посёлка Милославское, разработка мер по экономии воды, организация просветительской работы по экономному использованию воды школьниками, населением.
Выполнить сложную задачу экономии воды можно только в том случае, если каждый человек будет осознавать ценность воды, реально отдавать себе отчет в том, сколько же он действительно тратит воды, осознает необходимость беречь воду.
Цель нашей работы — выяснить, как жители посёлка расходуют воду, представляют ли они реальные затраты воды, знают ли о стоимости воды.
Для выполнения поставленной цели нам необходимо было решить следующие задачи:
1. Провести социологический опрос жителей.2. Изучить индивидуальное потребление воды в течение дня.3. Выяснить, каковы потери воды при неисправном кране.4. Сравнить результаты опроса с нормативами расхода воды по данным ЖКХ п. Милославское и результатами собственного исследования.
5.Проанализировать полученные результаты и предложить рекомендации по экономии воды в быту.
Методы:
-теоретический (изучение и анализ литературы, документов);
-эмпирический (наблюдение, описание, эксперимент, анализ, обобщение материала);
-статистический (анализ и обработка экспериментов, исследований).
Механизм реализации проекта:
-изучение и анализ литературы, документов;
-проведение социологического опроса;
-изучение индивидуального потребления воды за сутки;
-организация встреч с ведущими специалистами ООО «Жилкомсервис» по теме проекта;
-проведение исследований;
-организация просветительской работы в школе.
Объект изучения: потребление пресной воды в быту.
Участники проекта: учащиеся 5-х классов.
Дополнительно привлекаемые участники: родители, специалисты ООО «Жилкомсервис».
Сроки проведения исследования: 1-14 апреля 2013г.
Необходимые ресурсы: данный проект достаточно экономичен, он не требует финансовых затрат. Необходима 1 пачка печатной бумаги и чернила для картриджей к струйному принтеру для печати буклетов, фотографий и оформления выставки во время презентации проекта.
Ожидаемый результат: если население, учащиеся школы проникнутся проблемой водосбережения, то уменьшиться расход воды и сумма оплаты коммунальных услуг.
Реализация проекта
В ходе реализации проекта среди учащихся 5-х классов были сформированы 3 группы в зависимости от направленности их деятельности:
1 группа - информаторы, которые осуществляли сбор и анализ необходимой информации по выбранной теме проекта, готовили теоретическую основу для исследований, отбирали материал для просветительской деятельности;
2 группа – исследователи, основной задачей которых являлось проведение социологического опроса, организация исследования индивидуального потребления воды учащимися школы и их родителями за сутки; измерение объёма потерь воды при неисправном кране;
3 группа - статисты, основной задачей которых являлась обработка полученных в ходе исследования результатов, составление диаграмм, подготовка электронной презентации, представление итогов проектной работы.
Работа над проектом осуществлялась в несколько этапов. На поисковом этапе нами был осуществлён сбор и анализ информации по проблеме рационального использования водных ресурсов, водопроводной воды в быту населением; обоснование актуальности и значимости проблемы экономного использования воды населением. В ходе информационных исследований была изучена и проанализирована литература по теме проекта, а также материалы, опубликованные в местной газете за 2013 год. Учителем биологии О.П.Копылихиной были организованы встречи с главным бухгалтером ООО «Жилкомсервис» Н.А.Квашниной, кассиром Деевой Ю.В.
Исследования показали, что с древних времен города строились непременно у источников воды — поверхностных или подземных. Чистая вода рек служила источником водоснабжения городов: она использовалась для хозяйственных нужд, питья и других целей.
Для того, чтобы доставить воду потребителям, требуются водопроводные станции, насосы, канализационные коллекторы и т.д. Для всего этого необходимы электроэнергия, топливо, строения, оборудование.
Вода рек также активно используется городами, сёлами, обеспечивая нужды населения и хозяйства, в результате чего она сильно загрязняется. Ежегодно в реки сбрасывается огромное количество сточных вод. Для их очистки, утилизации осадков, обеззараживания требуются огромные средства. Поэтому наиболее быстрый дешевый и безболезненный способ решения этих проблем — экономия воды промышленными предприятиями и населением.
Встречаясь с главным бухгалтером ООО «Жилкомсервис» Н.А.Квашниной, мы узнали о том, что на балансе коммунального хозяйства района имеется 14 скважин, расположенных в 6 населённых пунктах Милославского района. Водозаборы работают на запасах питьевых подземных вод озёрско-хованского водоносного горизонта. Согласно протоколам исследований воды, выполненных испытательным лабораторным центром филиала «Центра гигиены и эпидемиологии Рязанской области в Скопинском районе», качество воды на водозаборах соответствует требованиям СанПиН 2/1/4/1074 (Согласно «заключению о состоянии подземных вод на участке водозаборов ООО «Жилкомсервис»).
На втором этапе с целью изучения использования воды населением был проведен социологический опрос, изучено индивидуальное потребления воды учащимися школы и их родителями за сутки, подсчитаны потери воды при неисправном кране.
Методика исследования:
I. Опросный лист для населения посёлка:
1. Сколько литров воды Вы затрачиваете ежедневно?2. Есть ли в Вашей квартире неисправный кран?3. Если есть неисправный кран, то как при этом вытекает вода:
— по каплям;— тонкой струйкой;— сильной струей.
4. Сколько литров составляют потери воды при неисправном кране?5. Выключаете ли Вы воду, когда разговариваете по телефону, смотрите телевизор, ругаете детей?6. Сколько стоит один кубический метр воды?
II. Расчет затрат воды.
Для выяснения того, сколько воды затрачивают люди, мы предложили одноклассникам и их родителям (по желанию) выполнить домашнее задание "Сколько мне нужно воды?" и оформить результаты в форме таблицы
Твои дела Кол-во раз Время, мин. Как ты использовал воду? Сколько литров воды ты потратил?
Слабый напор 1 л. в мин. Средний напор 7л. в мин. Сильный напор 15 л. в мин. Слив в туалете
9л. Мыл руки Чистил зубы Мыл посуду Принимал душ Смывал в туалете Мыл обувь Итого: III. Расчет потерь воды.
Для того, чтобы выяснить, сколько воды вытекает из неисправного крана, мы замерили, за сколько минут наполнится 1 — литровая банка, если:
а) вода вытекает по каплям;б) вода вытекает тонкой струйкой;в) вода вытекает сильной струей.
Используя полученные данные, подсчитали, сколько воды вытекает из неисправного крана за сутки.
Результаты исследований.
В ходе социологического опроса нами было опрошено 85 человек.
Возраст опрошенных — от 13 до 66 лет.
На первый вопрос: “Сколько литров воды Вы затрачиваете ежедневно?” — мы получили следующие ответы (таблица 1 и рис. 1).
Результаты опроса по расходованию воды
Таблица 1
литры человек доля %
3-10 5 6
15-30 9 10
50-100 12 14
150-200 5 6
200-300 5 6
>300 3 3
Нет ответа 46 55

Рис. 1. Ежедневные затраты воды
На вопрос 2: “Есть ли в Вашей квартире неисправный кран?” — ответили положительно
4 человека — 4,8 % 81 человек — 95,2%.

Рис. 2. Неисправный кран
На вопрос 3: “Как при этом вытекает вода?” — мы получили следующие ответы:
по каплям — 3 человека,тоненькой струйкой — 1 человек
На вопрос 4: “Сколько литров составляют потери воды при неисправном кране?” были получены следующие ответы:
литры человек доля %
3 2 2,4
5 1 1,2
10 3 3,6
много 8 9,6
нет ответа 71 83,2
Рис. 3. Потери воды из неисправного крана
На вопрос 5: “Выключаете ли Вы воду, когда разговариваете по телефону, смотрите телевизор, ругаете детей?” ответили: “да” — 76 человека — 89,2%,“нет” — 9 человек — 10,8 %,
Рис. 4 Выключение воды
На вопрос о стоимости воды мы получили очень разные ответы: от 1 копейки до 5 рублей. Часть респондентов затруднились ответить на вопрос. Два человека из числа опрошенных считают, что вода стоит больше, чем надо.
Проанализировав результаты домашнего задания одноклассников и их родителей о том, сколько воды они затрачивают в день, мы получили следующие цифры:
Количество затраченной воды (по индивидуальным подсчётам):
Кол-во литров человек доля %
50-100 3 5
150-200 8 13
250-300 19 31
350-400 14 23
450-500 10 16
>500 7 12
итого 61 100

Рис.5 Количество затраченной воды (по индивидуальным подсчётам)
В результате проведенного нами исследования, мы выяснили, что при неисправном кране литровая банка воды наполняется в среднем:
— за 70 минут, если вода вытекает по каплям, то есть, за сутки потери воды из такого крана составляют 21 литр;— за 30 минут, если вода вытекает тонкой струйкой, что за сутки составляет 48 литров.
Для выяснения вопроса о стоимости одного литра воды мы обратились к кассиру ООО «Жилкомсервис» Деевой Ю.В. и узнали, что существуют условные нормы расхода воды:3,6 куб в месяц, т.е. 120 л в день на одного человека. ( Согласно «Решению Совета депутатов муниципального образования - Милославский муниципальный район от 22.11.2007г. №66 «О нормативах потребления коммунальных услуг для населения Милославского муниципального района» с изменениями и дополнениями, Постановление ГУ «РЭК» Рязанской области от 22.11.2012 №248 «Об установлении тарифа на холодную воду, водоотведение для потребителей ООО «Жилкомсервис» Милославского муниципального района»). Исходя из этих норм, и начисляется плата за воду. Так, за 1 куб воды каждый житель посёлка платит 36,26 рубля в месяц. Значит 1 литр холодной воды стоит 0,036 рубля.
Сравнив результаты опроса и собственного исследования, мы выяснили, что большинство жителей посёлка плохо представляют, сколько воды они затрачивают на самом деле, каковы реальные потери воды при неисправном кране и какова стоимость 1 литра воды.
В рамках реализации проекта – с целью распространения идеи важности и значимости экономного использования воды – нами была проведена эколого-просветительская работа (третий этап) среди учащихся школы: обратившись к школьникам с призывом о рациональном использовании воды, участники проекта распространили буклеты.
На презентации проекта нами было внесено предложение о продолжении работы в форме практических природоохранных мероприятий, привлечение большего числа участников проекта.
Выводы.
В результате проведенных исследований мы сделали следующие выводы:
1.Жители посёлка Милославское, а в особенности школьники, плохо представляют себе реальные затраты и потери воды.2. В некоторых квартирах имеются неисправные краны.3. Жители посёлка имеют слабое представление о стоимости воды.4. Люди используют воду не экономно.
Рекомендации по сокращению расходов воды:
* Проверьте все краны и водопроводы на утечку, так как капля в секунду с одного крана потребляет 3000 литров воды в год.
* Закрывайте водопроводный кран, отвлекаясь на другие дела.
* Если кран протекает его необходимо сразу заменить.
* Покупая бытовую технику, выбирайте с меньшим расходом воды.
* Старайтесь реже использовать посудомоечную или стиральную машину.
* Старайтесь принимать душ меньшее количество времени, ванну заполнять наполовину.
* Установите насадки для экономии воды на краны в кухне, ванной, туалете.
* Накапливайте дождевую воду и используйте ее для полива и технических нужд.
* Сохраняйте воду, которую вы используете для промывки овощей и фруктов и используйте ее для полива комнатных растений или в саду.
Заключение
Данный проект будет способствовать бережному использованию водопроводной воды, а значит, поможет сохранить подземные воды как источник получения пресной воды и ценного продукта питания.
Список литературы
Кувшинкова А.Д. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: методические рекомендации. Рязань,РИРО, 2010.
Методические рекомендации по проведению Всероссийского Урока чистой воды. – ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
«Моё Милославское» газета за 2013 год
Степанова Т.Г. Экологический проект «Сохранение водных экосистем прудов»// Биология в школе – 2011 №1
Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. – М.: «Глобус», 2008.
Якушкина Е.А. и др. Биология 5-9 кл.: проектная деятельность учащихся. -Волгоград: Учитель, 2009
www.researcher.ru интернет портал для обеспечения исследовательской деятельности учащихся.
waterforum.ru›downloads/urok6-11.pdfПриложения
Экскурсия в ООО «Жилкомсервис», знакомство с информацией для населения о тарифах


«Прейскурант платы граждан за коммунальные услуги на 2013 год»


Проведение социологического опроса

Обработка полученных в ходе исследования результатов

Встреча с главным бухгалтером ООО «Жилкомсервис» Н.А.Квашниной

Анкета-заявка
участников муниципального конкурса исследовательских проектов «Я и Земля»
Номинация конкурса: «Экологическое исследование водных экосистем. Право на воду»
Тема работы: «Оценка потребления воды жителями посёлка Милославское на бытовые нужды"
Авторы работы: Гулевский Д., Ланцов М., Попова Е.,Чувалаева Ф., Шехова З., Юшин К. , 2001 год рождения
учащиеся 5 класса МОУ «Милославская СОШ»
Руководитель работы: учитель биологии Копылихина Ольга Петровна
Тел.: 8 920 981 79 55
Адрес: Рязанская обл. п.Милославское ул.Новосёлов д.1 тел.8-491-57- 21-417
Дата заполнения 05.04.2013 г.
Тезисы конкурсного исследовательского проекта
Номинация конкурса: «Экологическое исследование водных экосистем. Право на воду»
Тема работы: «Оценка потребления воды жителями посёлка Милославское на бытовые нужды"
Авторы работы: Гулевский Д., Ланцов М., Попова Е.,Чувалаева Ф., Шехова З., Юшин К. , 2001 год рождения
учащиеся 5 класса МОУ «Милославская СОШ» п.Милославское
Руководитель работы: учитель биологии Копылихина Ольга Петровна
Цель работы — выяснить, как жители посёлка расходуют воду, представляют ли они реальные затраты воды, знают ли о стоимости воды.
Задачи:
1. Провести социологический опрос жителей.2. Изучить индивидуальное потребление воды в течение дня.3. Выяснить, каковы потери воды при неисправном кране.4. Сравнить результаты опроса с нормативами расхода воды по данным ЖКХ п. Милославское и результатами собственного исследования.
5.Проанализировать полученные результаты и предложить рекомендации по экономии воды в быту.
Методы:
-теоретический (изучение и анализ литературы, документов);
-эмпирический (наблюдение, описание, эксперимент, анализ, обобщение материала);
-статистический (анализ и обработка экспериментов, исследований).
Результаты исследований: в ходе социологического опроса нами было опрошено 85 человек. Возраст опрошенных — от 13 до 66 лет. Сравнив результаты опроса и собственного исследования, мы выяснили, что большинство жителей посёлка плохо представляют, сколько воды они затрачивают на самом деле, каковы реальные потери воды при неисправном кране и какова стоимость 1 литра воды.
В результате проведенных исследований мы сделали следующие выводы:
1.1.Жители посёлка Милославское, а в особенности школьники, плохо представляют себе реальные затраты и потери воды.
2. В некоторых квартирах имеются неисправные краны.
3. Жители посёлка имеют слабое представление о стоимости воды.
4. Люди используют воду не экономно.
2. Составили рекомендации по сокращению расходов воды.