Презентация урока химии в 9 классе на тему Железо и его соединения


В клетках и морских глубинахЖизнь даю гемоглобинуКислород в крови храня.Все сидящие здесь в зале, Вряд ли бы существовалиЕсли б не было меня ! «Железо» Тема урока: Железо и его соединения. Цель урока: Изучить свойства железа и его соединений. План урока:1. Историческая справка.2. Значение железа.3. Месторождения соединений железа.4. Железо как химический элемент и как простое вещество: а) получение железа, б) строение атома, в) физические свойства, г) химические свойства.5. Оксиды железа.6. Гидроксиды железа.7. Качественные реакции.8. Применение железа и его соединений.9. Биологическая роль железа и его соединений. Историческая справка Серебрянникова Катя Значение железа Что произойдёт, если исчезнет всё железо и его неоткуда будет взять? Бадмацыренов Саша – «Виды железных руд»Хахинов Толя – «Месторождения железных руд в Бурятии» Нахождение в природе Месторождения железных руд в Бурятии Получение железа FeO + H2 = Fe + H2O (350єC)FeO + C = Fe + CO (свыше 1000єC) Строение атома Fe 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2 3d6 Степень окисления: +2, +3, +6.Формы соединений: FeO, Fe2O3, K2FeO4 Fe(OH)2, Fe(OH)3, BaFeO4 α - форма Кубическая объемноцентрированная(намагничивается) γ - форма Кубическая гранецентрированная (немагнитная) Виды кристаллических решеток железа 910° С Меняется расположение атомов Физические свойства. Какими физическими свойствами обладают металлы? Металлический блеск ПластичностьТепло- и электропроводимость Твердость Различная плотностьРазличные t° плавления и кипенияРазличный цвет ρ = 7,87 г/см3t°пл=1539, t°кип=3200Серебристо-белый Легко намагничивается и размагничиваетсяРастворяет в себе другие элементы Химические свойства железа С простыми веществами Со сложными веществами Взаимодействие с водой:3Fe+4H2O=Fe3O4+4H24Fe+3O2+6H2O=4Fe(OH)3 Взаимодействие с солями менее активных металлов:Fe+CuSO4=FeSO4+Cu Взаимодействие с кислотами:Fe+2HCl(p)=FeCl2+H22Fe+6H2SO4(k)=Fe2(SO4)3+3SO2+6H2OFe+4HNO3(p)=Fe(NO3)3+3NO+2H2O 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3 Fe + S = FeS Вывод: сила окислителя степень окисления железа в продуктах реакции Fe Fe2+ Слабый окислитель H+ Me2+ S Fe3+ Сильный окислитель Cl2 F2 O2 H2SO4(k) HNO3(p) Оксиды железа FeО Fe2O3 Взаимодействие с кислотами: Fe2O3 +2 NaOH+3H2O=2NaFe(OH)4 +СО (500°С) FeO + 2HCl = FeCl2 + H2O Fe2O3 + 6HCl = FeCl3 + 3H2O Взаимодействие со щелочами: Лабораторная работа Химические свойства гидроксидов железа. (Уровень С)Опыт №1. Получение гидроксидов железа (II) и (III).Реактивы: KOH, FeSO4, FeCI3Опыт №2. Исследование свойств гидроксида железа (II). взаимодействие с: кислотами, кислородом воздуха.Реактивы: Fe(ОН)2, НCI.Опыт №3. Исследование свойств гидроксида железа (III). взаимодействие с: кислотами и щелочами.Реактивы: Fe(ОН)3, НCI, КОН.Задание: Сформулируйте выводы о свойствах гидроксидов железа (II) и (III). Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Химические свойства гидроксидов железа. (Уровень В) FeCI3 KOH KOH FeSO4 Опыт №1. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Fe(OH)3 Воздух (+О2+Н2О) Fe(OH)2 HCI Fe(OH)2 Опыт №2. Исследование свойств гидроксида железа (II). HCI Fe(OH)3 KOH K3Fe(OH)6 Fe(OH)3 Опыт №3. Исследование свойств гидроксида железа (III). Задание: Запишите уравнения реакций. Сформулируйте выводы о свойствах гидроксидов железа (II) и (III). Химические свойства гидроксидов железа. (Уровень А)Опыт №1. Получение гидроксидов железа (II) и (III).В I пробирку налейте 0,5 мл FeSO4, во II – 0,5 мл FeCI3. В обе пробирки прилейте по каплям раствор КОН. Что наблюдаете? Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Опыт №2. Взаимодействие гидроксида железа (II) с кислотами и кислородом воздуха.Полученный Fe(ОН)2 разделите на 2 пробирки. I пробирку поставьте в штатив, а во II – прилейте раствор НCI. Какие изменения происходят в I пробирке с течением времени? Объясните наблюдения. Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Опыт №3. Взаимодействие гидроксида железа (III) с кислотами и со щелочами.Полученный Fe(ОН)3 разделите на 2 пробирки. I пробирку прилейте раствор КОН, а во II –раствор НCI. Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Объясните наблюдения. Сделайте вывод о свойствах гидроксидов железа (II) и (III). Гидроксиды железа Fe(OH)2 Fe(OH)3 +O2+H2O +H2O2 Fe(OH)2+2HCl=FeCl2+2H2O Fe(OH)3+3HCl=FeCl3+3H2O Взаимодействие с кислотами: Разлагается при нагревании: Fe(OH)2=FeO+H2O 2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O Взаимодействие с щелочами: Fe(OH)3 +3КOH(к)=К3Fe(OH)6 Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+. (Уровень С)Опыт №1. Взаимодействие FeSO4 c с образованием турнбулевой сини +2 +3KFeFe(CN)6.Опыт №2. Взаимодействие FeCI3 c с образованием берлинской лазури +3 +2KFeFe(CN)6.Задание: Что наблюдаете? С помощью, каких веществ можно определить соли железа (II)? А соли железа (III)? Какая окраска наблюдается? Напишите уравнения реакций. Лабораторная работа Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+. (Уровень В) Опыт №1. Качественная реакция на ион Fe2+ +2 +3KFeFe(CN)6 Турнбулева синь K3Fe(CN)6 FeSO4 +3 +2KFeFe(CN)6Берлинская лазурь K4Fe(CN)6 FeCI3 Задание: Сформулируйте выводы о качественных реакциях на ионы железа. Запишите уравнения реакций. Опыт №2. Качественная реакция на ион Fe3+ Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.(Уровень А)Опыт №1. Качественная реакция на ион Fe2+К раствору FeSO4 прилейте раствор K3Fe(CN)6. Что наблюдаете?Опыт №2. Качественная реакция на ион Fe3+К раствору FeCI3 прилейте раствор K4Fe(CN)6. Что наблюдаете?Задание: Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Качественные реакции Fe2+ Fe3+ FeCl3+K4[Fe(CN)6] =KFe[Fe(CN)6 ] +3KClберлинская лазурь FeCl3+3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KClкроваво-красный роданид железа (III) FeSO4+K3[Fe(CN)6] =KFe[Fe(CN)6 ] +K2SO4Турнбулева синь Применение железа и его соединений Магнитные свойства  сердечники трансформа-торов, мембраны телефонов Образуют сплавы  производство чугуна и стали Физиологическая активность  изготовление лекарств Образуют окрашенные соединения  производство красок Биологическая роль железа и его соединений Аносов Костя – «Железо в продуктах питания» 0.07 0.3 1.0 1.4 1.6 2.2 2.5 3.0 3.5 8.3 14.8 15.0 26.0 МолокоСок (яблочный , апельсиновый)Гранатовый сокСок шиповникаМясо курицыЯблокоЯйцоГовядинаШоколадГречихаКакао-порошокСояХалва тахинная Содержание, Fe в мг/100г. Продукты Железо в продуктах питания § 83,84. «3» с. 291 в. 1; с.292 в.1 «4» с. 294 в. 3,4 «5» с. 291 в. 2,3+ дополнительное задание (по выбору): составить опорную блок-схему «Fe и его соединения». Домашнее задание Спасибо за урок!