Древнерусская литература и современность, русская литература (9 класс)
Тема: Древнерусская литература и современность.
Класс 9:
Цель урока: - обобщить тему «Древнерусская литература»;- определить актуальность литературы Древней Руси для современного общества;- эстетическая: почувствовать колорит древнерусской культуры; - патриотическая: испытать гордость за наследие наших предков.
Вид урока: урок -семинар.Форма мероприятия: заседание.Методы обучения: метод монологического изложения, исследовательский метод, диалогический метод, метод программированных заданий.Оборудование: выставка книг о Древней Руси, музыкальный центр, презентация, инсценировка.
Ход урока:
1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке.2. Вступительное слово учителя.Сегодня мы проведём с вами урок-семинар, посвящённый замечательной, на мой взгляд, теме: «Древнерусская литература и современность». От времён Древней Руси нас отделяет 2 тысячелетия. Это, конечно же, огромный временной отрезок, однако нас, потомков, данная тема продолжает волновать своей самобытностью и актуальностью.По форме наш семинар будет напоминать заседание учёного совета. Учащиеся заранее получили задания и выступят с докладами. Цель нашего заседания заключается в том, чтобы - обобщить полученные на уроках сведения о литературе Древней Руси и, в частности, о произведении «Слово о полку Игореве» - и, конечно же, почувствовать колорит древнерусской культуры, понять, осознать, насколько богаты наши корни, и гордиться нашей историей.3. Музыкальный этюд на древнерусскую тематику «Княгиня Ольга».Настроит нас на позитивную волну Прокофьева Н.И. Она и откроет наш семинар, исполнив музыкальное произведение на древнерусскую тематику. 4.Доклад о Д.С. Лихачёве как об учёном-древнике. Продолжить наш семинар я хочу с доклада о замечательном русском учёном, который так любил наш русский язык, нашу литературу. Он очень много времени уделял именно древностям русской литературы, ему принадлежат многочисленные литературные переводы с древнерусского на современный русский язык. Это Д.С. Лихачёв.
5. Доклад о происхождении древнерусской литературы. 6. Демонстрация красочной книги с иллюстрациями «Слово о полку Игореве».7. Доклад об истории создания «золотого слова» Древней Руси – о «Слове о полку Игореве». 8. Инсценированное чтение. Князь Игорь – Кусатов Н, Ярославна – Кусатова М.9. Плач Ярославны. (Слушание)10. Музыкальные ассоциации. Звучат фрагменты церковных песнопений. Дети слушают, а затем высказывают, какие ассоциации и с каким эпизодом из «Слова о полку Игореве» у них возникли.11. Викторина.Древнерусская литература1. Какое событие повлияло на возникновение Древнерусской литературы? (крещение Руси)2. Назовите жанры Древнерусской литературы (жития, сказания, летописи, грамоты).3. Какая литература в переводе означает «житийная» - а) апокрифическая, б)агиографическая? (б)4. Кем являлись герои агиографической литературы? (святыми)5. Переведите слово летопись (год, писать – запись по годам)6. Кто написал произведение «Преподобный Сергий Радонежский» - а) Борис Зайцев, б) Нестор-летописец? (а)7. Какое произведение исследователи назвали памятником Древнерусской литературы? («Слово о полку Игореве»)8. Назовите имя певца, восхваляющего славу русских князей? (Баян)9. Назовите имя брата князя Игоря? (Всеволод)10. Кто напал на землю Русскую? (половцы)11. Кто произнёс золотое слово в «Слове»? (Святослав)12. Чьи это имена – Гзак, Кончак, Редедя? (половецкие)13. Чем заканчивается поход князя Игоря – а) победой дружины Игоря, б) смертью Игоря, в) побегом Игоря из плена? (в)14. Кому принадлежат следующие слова (назовите имя):Я домчусь к родному стану,Где кипел кровавый бой,Князю я омою рануНа груди его младой… (Ярославна)* За правильные ответы учащиеся получают жетоны. Кто получил жетоны, получают отметку «5» по литературе.12. Итог.- Ребята, так почему же древнерусская литература так современна и в наши дни, в чём её актуальность