Эссе Наследие Князя Владимира
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ПОЧИНКОВСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
номинация "Литературное творчество"
Тема: Наследие Князя Владимира
Автор: Сущенков Никита,
учащийся объединения "Свет жизни"
возраст: 12 лет
Руководитель: Илюшечкина Ольга
Васильевна,
педагог дополнительного образования
Починки, 2015
Наследие князя Владимира
Креститель, Красное Солнышко, Святой, Великий, такими прозвищами награжден князь Владимир Святославич. На киевском престоле он правил 37 лет. Бывший идолопоклонник и язычник князь Владимир не только принял Христову веру, но принес ее всей стране, всему русскому народу. Дружины в городах и землях Руси стали регулярной вооруженной силой. Это способствовало централизации власти, созданию единого государства со столицей в Киеве. Так зачинались единые исторические, религиозные, воинские культурные традиции и идеалы. В свете последних событий, происходящих на международной арене, выбранная тема приобретает совершенно особое значение, актуализируя важнейшие смыслы в истории наших стран, наследниц Древней Руси, побуждая вновь и вновь задуматься о своих духовных корнях и культурных истоках, осмыслить богатое наследие, оставленное нам святым князем Владимиром. Владимир был младшим сыном князя Святослава и внуком княгини Ольги, первой из русских правителей, ставшей христианкой. Князь Владимир много времени проводил в походах, стремясь объединить разрозненные славянские племена под своей властью. Он считал, что главное препятствие для создания сильного централизованного государства – это отсутствие религиозного единства между различными славянскими народами. Агрессивные попытки создать из разнообразных верований общую для всех славянских племен языческую религию не увенчались успехом. Язычество не отвечало высоким духовным запросам. С этого момента начинаются активные поиски князя Владимира. Он призывает к себе представителей всех знакомых ему религиозных традиций, чтобы вопросить их о вере. Пообщавшись с мусульманами, иудеями, христианами западного и восточного направлений, князь принимает решение отправить послов, чтобы они на местах увидели то, о чем говорили проповедники в Киеве. Послы, вернувшись домой, поведали Владимиру о своих впечатлениях. Более всего его поразил рассказ тех, кто побывал на греческой земле. Послы были потрясены красотой православного богослужения. Так Владимир отправляется в греческий город Херсонес и там принимает святое крещение. Сложно представить себе, насколько трудным был этот шаг для князя. Думаю, каждый знает, как сложно порою противиться устоявшимся традициям и обычаям. Они входят в плоть и кровь людей, создают общественное мнение, противостоять которому означает совершить мужественный поступок. Поступок, сопровождаемый отрицательным к себе отношением других. Так было и во времена князя Владимира. Для многих языческая вера была близкой и понятной. Она потакала человеческим страстям, раскрепощала людские инстинкты, сопровождалась бурными застольями и кровавыми жертвоприношениями. Вера формировала не только национальный облик народа, но и его культуру, психологию и само мировоззрение, однако великий князь делает решительный шаг в другую сторону. Говорят, что в днепровскую купель вступили разные восточнославянские племена, а вышел единый русский народ. Именно при великом князе Владимире произошло объединение различных племен в этно-политическую общность. Племенные названия еще некоторое время сохранялись, но в начале XII века вовсе исчезают. Все земли, некогда подвластные великому Владимиру, называются Русской землей, а ее жители русскими людьми. Важно, что святой князь дал нашему народу величайшую перспективу – раскрыться во всех лучших качествах. Мы должны быть особенно благодарны святому князю. Для меня князь Владимир является поразительным образом перемены жизни. Он показывает сильнейший пример: он был жестоким язычником – и стал источником чистоты, милосердия, примером глубочайшей веры, совершенно новым человеком. Празднуя святую память князя Владимира, празднуя день Крещения Руси нельзя забывать, что благодаря православному духу народ наш не был покорен никаким другим народом. Значит, Владимир подарил нам такую силу, такую ценность, равной которой нет. Крещение Руси как бы преобразовало все основы жизни нашего народа. Тогда возник и совершенно новый для восточных славян институт Церковь. Именно Русская Церковь, основанная при Владимире Святом, в значительной мере оберегала и продолжает оберегать единство всех восточнославянских народов. Князь Владимир не просто крестил Древнюю Русь. Он заложил тем самым основы и нашей государственности, и культуры, и нашего национального самосознания. Со времен князя Владимира и до прихода к власти атеистов-большевиков православие определяло, как теперь говорят, нашу национальную идентичность. Наследие князя заключается в развитии просвещения на Руси. Создание князем первых школ положило начало становлению систематического образования. В течение многих столетий в деле просвещения на Руси принципиальную роль играли монастыри, в них велось переписывание книг. Из учёных монахов начало формироваться сословие учителей, что, безусловно, свидетельствует о неразрывной связи просвещения в России с православной культурой. Правление Владимира открыло эпоху широкого распространения письменности на Руси, а с ней и кириллицы нашего общего культурного кода. Кирилличными буквами писали и церковную литературу, и летописи, вели обычную бытовую и деловую переписку. Археологи открывают все новые берестяные грамоты удивительные свидетельства широкой грамотности в ту далекую эпоху. Со временем в разных землях Руси начертание кириллицы приобрело своеобразие, но она подчеркивала их языковую и культурную общность. Итак, князь Владимир достиг огромных успехов в достижении религиозного единства славянских народов и дальнейшем развитии Руси. Со времен его правления церковь стала оказывать оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси. Принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами и привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами. Благодаря проникновению христианства византийская культура и искусство проникла на русскую землю. Это повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика. Так же Владимир способствовал распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки.
13PAGE \* MERGEFORMAT14415
15