Статья Практические возможности использования информационно-компьютерных технологий в процессе преподавания истории
Практические возможности использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения истории
В современных условиях изменяются характер и функции школьного образования. Теперь оно должно не только передавать знания, формировать умения, но и развивать способности к самоопределению, готовить учеников к самостоятельным действиям, учить нести ответственность за себя и свои поступки. Качественно меняется и характер взаимодействия учителя и учеников. Ученик становится не столько объектом обучения, сколько субъектом этого процесса, а педагог – его организатором. Прошло время, когда можно было просто сообщать знания. В обучении особенный акцент становится сегодня на собственную деятельность ребёнка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель выступает как организатор процесса обучения, оказывающий учащимся нужную помощь и поддержку. Переосмысливается место и роль информации, что ведёт к переосмыслению содержания образования в целом. Но, ожидать всплеска повышения качества образования в стране по мере её интернетизации не следует, однако не использовать новые технологии в образовании тоже неправильно.
Современный урок для ребёнка должен являться событием в цепочке познания окружающего мира. Схема проведения урока предполагает несколько этапов. На каждом из них можно использовать компьютерные технологии как ещё один инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования, как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя. При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока. В настоящее время учителя на мультимедийных уроках истории, в основном, используют: презентации, обучающие и контролирующие программы, электронные энциклопедии, учебники, тесты, Интернет-ресурсы. Рассмотрим некоторые из них.
Самая распространённая форма работы с ИКТ- это презентация. В презентации учителя могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, подборка электронных географических или исторических карт, портретов, цитат. На экране могут также появляться определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации – это тезисность для выступающего и наглядность для слушателя. Также в качестве домашнего задания можно дать ученику разработать проект-презентацию по отдельно взятому вопросу.
Отдельные учителя пытаются использовать на своих уроках мультимедийные учебники. На данный момент практически по каждому курсу истории создан такой учебник. Важным обстоятельством для организации обучения истории является то, что мультимедиа-учебник как комплексное издание нацелен на сочетание информационных компьютерных возможностей с образным восприятием исторического материала. Это позволяет повысить эффективность обучения, поскольку эстетическое и эмоциональное воздействие на учащегося не менее важно, чем чисто информационное. Это особенно актуально при изучении истории. Одна из главных особенностей учебника – это тотальная мультимедийность. Примерно 95% основного учебного материала представлено не вредным для глаз гипертекстом, а в виде ярких, богато иллюстрированных, эмоционально насыщенных мультимедийных лекций. Они являются центральным элементом курса и представляют собой фрагменты «уроков», смоделированные на основе звука, анимации, последовательного введения текстовых, фоно- и фотодокументов, изменяющихся диаграмм, «оживающих» карт. Таким образом, с помощью новых информационных технологий удаётся свести воедино разного рода информацию: зрительно-иллюстративную, текстовую, звуковую.
Некоторые учителя убеждены, что назначение мультимедийного курса истории – быть подручным материалом, который можно использовать на своём, тщательно выстроенном и отрежиссированном уроке в качестве набора иллюстраций, дополнительного материала, справочного пособия, теста и т. д. При этом труд учителя, с одной стороны, несколько облегчается концентрацией всего необходимого материала в одном издании, а с другой, - всё же остаётся достаточно тяжёлым хотя бы потому, что требует большего напряжения сил в работе с не очень привычной технологией. Но, обучающая программа призвана стать эффективным помощником, автоматизирующим наиболее трудоёмкие элементы учительского труда. Так, например, компьютер может повторить урок или его фрагменты до тех пор, пока ученик его не поймёт. В случае если ученик недоволен своей оценкой, он может самостоятельно, не отвлекая учителя, ещё раз повторить необходимые лекции и заново пройти тестирование. Вместе с тем учителя смогут, контролируя процесс работы класса с обучающей программой, сосредоточиться на индивидуальной и творческой работе – отвечать на вопросы активных учеников и пытаться подтянуть самых слабых и пассивных. Следует оговориться, что не ставится вопрос о переносе всех уроков в компьютерный класс и о том, чтобы всё изложение учебного материала перепоручалось компьютеру. Нельзя противопоставлять работу с компьютерной программой работе с обычным «бумажным» учебником. Речь также не идёт о полной замене учителя машиной. Преподаватель просто получил ещё один источник информации и ещё одну возможность чередовать различные формы уроков и приёмы обучения. Это сделает урок менее скучным, однообразным, но более динамичным, интересным и, как следствие, поможет ученикам быстрее и глубже усвоить курс. Ведущей целью применения мультимедийного учебника на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного исторического материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение «погружения» в изучаемую эпоху. Это происходит за счёт использования видео- и частично аудиовозможностей программы, что очень актуально для многих школ, поскольку богатый видеоряд курса успешно заменяет давно износившиеся частично устаревшие по содержанию традиционные наглядные пособия (карты, схемы, учебные картины и т. д.).
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии стремительно врываются в современный процесс обучения и расширяют возможности познания и обучения для учителей и учащихся. В то же время нельзя чрезмерно преувеличивать значение компьютерных технологий для гуманитарных дисциплин. Как показывает не столь многочисленный опыт, они хороши для поиска информации, проверочных работ по предмету, которые можно проводить за пределами урока или на уроке в течение нескольких минут, оставив большую часть урочного времени на самое ценное – живое общение учащихся со своим учителем.
Библиографический список
Антонова Т. С. Первый компьютерный учебник «История России XX век / Т. С. Антонова, Т. В. Батаева // Преподавание истории в школе. – 1998. - №4.
Ворожейкина Н. И. Преподавание истории в основной школе: проблемы и пути решения / Н. И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. - №4
Образовательные технологии XXI века: сб. статей / [под ред. К. М. Тихомировой и др.] – М.: Типография МИФИ, 2004.