Обобщающий урок по теме: «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви».


Обобщение знаний по теме: «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви».
Цели урока:
1. Обобщить знания учащихся об особенностях разных типов червей.
2. Дополнить имеющиеся знания учащихся новыми понятиями:
паренхима
мезодерма.
3. Вспомнить и закрепить знания о профилактике и способах борьбы с паразитическими червями.
4. Воспитывать бережное отношение к червям, т.к. дождевые приносят пользу при почвообразовании; круглые и плоские – входят в цепь питания других организмов.
Оборудование и наглядность:
Плакаты:
белая планария
бычий цепень
человеческая аскарида
дождевой червь
пескожил.
Ход урока
Орг. момент (тема урока – записать, цель урока – сказать).
Выборочно дать учащимся тест (13 вопр.- 6 минут).
По одному представителю от группы - выбрать тип червей.
Работа по группам – разные типы червей (на повторение – 5 минут).
Индивидуальные задания по основным характеристикам червей.
Работа по группам – закрепление теоретического материала. Попутно заполняется таблица.
Новый материал: Что такое мезодерма и для чего нужна?
Вывод к уроку.
Кроссворд (инд. задание).
Оценки за урок.
Домашнее задание.
План ответа по типу червей:
Назв. типа, представитель.
Среда обитания.
Особенности внешнего строения.
Особенности внутреннего строения
А) дыхательнаяБ) нервнаяВ) кровеноснаяГ) пищеварительнаяД) половаяПредставители этого типа чаще всего раздельнополые.
План ответа по типу червей:
Назв. типа, представитель.
Среда обитания.
Особенности внешнего строения.
Особенности внутреннего строения:
А) дыхательнаяБ) нервнаяВ) кровеносная ЗАМКНУТАЯГ) пищеварительнаяД) половаяПлан ответа по типу червей:
Назв. типа, представитель.
Среда обитания.
Особенности внешнего строения.
Особенности внутреннего строения:
А) дыхательнаяБ) нервнаяВ) кровеноснаяГ) пищеварительная
Рот – глотка – кишка (слепо замкнутая)
Д) половая.
Тест по теме “Плоские, круглые и кольчатые черви”:
1. Двустороннюю симметрию тела имеет:
А) медузаБ) актинияВ) белая планарияГ) гидра.
2. Пищеварительную систему у планарии образуют:
А) тонкие разветвленные канальцыБ) семенники и яичникиВ) нервные стволыГ) рот, глотка, кишечник.
3. Планария – гермафродит, т.к.
А) у одной особи образуются женские и мужские половые клеткиБ) у одной особи женские, а у другой – мужские половые клеткиВ) она не размножается половым путемГ) она размножается вегетативно.
4. Приспособление к паразитизму у плоских червей:
А) сплющенное телоБ) присоскиВ) развитая пищеварительная системаГ) развитые органы чувств.
5. Круглый паразитический червь:
А) дождевой червьБ) бычий цепеньВ) печеночный сосальщикГ) человеческая аскарида.
6. У всех круглых червей:
А) вытянутое цилиндрическое телоБ) сплюснутое телоВ) полость тела заполнена жидкостьюГ) нет пищеварительной системы.
7. Все круглые черви:
А) паразитыБ) гермафродитыВ) имеют кожно-мускульный мешокГ) не имеют нервной системы
8. Чтобы избежать заражения паразитическими червями:
А) нужно соблюдать правила личной гигиеныБ) нельзя работать с землейВ) нельзя пить кипяченую водуГ) нужно есть меньше овощей и фруктов.
9. К кольчатым червям относится:
А) белая планарияБ) дождевой червьВ) аскаридаГ) бычий цепень
10. Слизь, покрывающая тело дождевого червя:
А) способствует поглощению питат. веществБ) защищает червя от хищниковВ) облегчает передвижение в почвеГ) позволяет изгибать тело.
11. Кровеносная система дождевого червя обеспечивает:
А) удаление вредных веществБ) переваривание пищиВ) перенос кислорода и питательных веществГ) взаимосвязь с окружающей средой
12. Дождевой червь размножается:
А) откладыванием яицБ) спорамиВ) почкованиемГ) вегетативно.
13. Роль дождевых червей в почвообразовании состоит в том, что они
А) растворяют горные породыБ) измельчают растительные остатки, перемешивают почвуВ) поглощают из почвы минеральные солиГ) уплотняют почву.
ОТВЕТЫ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
В г а б г а в а б в в а б
Учит: По одному представителю от группы подойдите и выберите тип червей. На повторение – 5 минут.
В тетради начертить таблицу, заполняем вместе после ваших ответов.
Общая характеристика червей
Характеристика Тип Плоские Черви Тип Круглые Черви Тип Кольчатые Черви
1. Представители Белая планария, бычий цепень, печеночный сосальщик Человеческая аскарида Дождевой червь, нереида
2. Симметрия Двусторонняя Двусторонняя Двусторонняя
3. Численность 12500 видов 1 млн.видов 9 тыс.видов
4. Кожно-мускульный мешок Продольные и кольцевые мышцы Продольные мышцы Продольные и кольцевые мышцы
5. Пищеварительная система Рот-глотка-кишечник Рот-глотка-кишечник-анальное отверстие Рот-глотка-пищевод-зоб-желудок-кишечник-анальное отверстие
6. Кровеносная система Отсутствует Отсутствует Замкнутая, 2 сосуда, “5 сердец”
7. Нервная система Нервные стволы и узел Отсутствует Нервная цепочка и окологлоточное кольцо
8. Выделительная система Разветвленные канальца Через жидкости тела Через трубочки в члениках
9. Половая система Гермафродит Раздельнополые, до 200 тыс.яиц в день Гермафродит
10. Среда обитания Водная, паразиты Паразиты Водная, почвенная
Учит. Время для повторения вышло, и прежде чем приступить к закреплению материала, давайте послушаем общую характеристику для типа плоских червей, которую готовили ваши товарищи (ответ учащегося)
ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ: Всего 12500 видов. Основные характеристики:
Тело образовано четырьмя видами тканей: покровной, соединительной, нервной, мышечной.
Снаружи тело покрыто кожно-мускульным мешком.
Внутри кожно-мускульного мешка расположена рыхлая ткань – паренхима, в которой находятся внутренние органы.
Представитель – бычий цепень. Длина – 10 метров. Количество члеников до 1000. За сутки наружу выделяется 28 члеников, в каждом – 175 тысяч яиц.
Взрослый червь может прожить в кишечнике человека до 15 лет.
Учит. А теперь рассмотрим все основные моменты, которые касаются типа плоских червей: среда обитания, внешнее строение, кожно-мускульный мешок и т.д. по табличке. Все данные заносим в таблицу.
Учит. Следующий тип – круглые черви. И опять общая характеристика (индивидуальное задание учащимся).
КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ: Всего примерно 1 млн. видов. Основные характеристики:
Тело нечленистое.
Кожно-мускульный мешок содержит только продольные мышцы.
Кровеносной и дыхательной системы нет.
Особи раздельнополые.
Представители - Человеческая аскарида. Самцы мельче самок. Специальных органов прикрепления нет. Самка откладывает в сутки 200 000 яиц. Яйцо сохраняет способность заражать в течение 6 лет.
Учит. Не забывайте заполнять соответствующие графы в таблице.
Вопросы: 1. Кто из ученых занимался способами борьбы с червями- паразитами?
Какие есть приспособления для паразитического образа жизни у червей-паразитов?
Способы борьбы с паразитическими червями?
(Учащиеся отвечают на вопросы).
Учит. И последний тип – кольчатые черви. Сначала послушаем основную характеристику (характеристика дается учеником, заранее готовится).
КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ. Всего 9 тысяч видов. Основные характеристики:
Тело состоит из колец-члеников.
Снаружи тело одето кожно-мускульным мешком.
Появляется замкнутая кровеносная система.
В кровеносной системе есть 5 пар мышечных трубок – “сердец”.
Большинство видов – гермафродиты.
Представитель - дождевой червь. Они гермафродиты, но должны обмениваться семенной жидкостью для размножения. Могут отличать свет от тьмы светочувствительными клетками. Дыхание осуществляется через слизь всей поверхностью тела. За сутки червь может пропустить количество земли, равное массе своего тела – 5-6 грамм. Продолжительность жизни – 5-6 лет.
Учит. Теперь вспомним особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Заполняем таблицу до конца.
А сейчас вспомним, какие два слоя клеток имел представитель типа кишечно-полостных – гидра? (отвечают учащиеся – эктодерма и мезодерма).
Тело гидры состояло из энтодермы и эктодермы. Впервые у предков плоских червей, которые перешли к ползанию по дну водоемов, появляется третий промежуточный слой – мезодерма.
Какую роль выполняет мезодерма?
образует мышцы
опорно-соединительная ткань
стенки полости тела
кровеносная и выделительная система
половые органы
Вывод к уроку:
Чем более активный образ жизни, тем более разнообразными и совершенными становятся органы и системы органов.
Учит. А сейчас, чтобы немного отдохнуть, разгадываем кроссворд (на доске заранее подготовить кроссворд).
Вопросы по вертикали:
2. Определенная часть тела, выполняющая соответствующую функцию (орган)
4. Орган выделения, входящий в пищеварительную систему (анальное)
5. Какие органы прикрепления у бычьего цепня и печеночного сосальщика (присоски)
9. Как называется симметрия, в которой правая половинка отражение левой, характерная для большинства многоклеточных животных (двусторонняя)
Вопросы по горизонтали:
1. Одна из тканей белой планарии (соединительная)
3. Система, которой нет у типов круглых и плоских червей (кровеносная)
6. Фамилия академика, который получил важные научные и практические результаты для борьбы с паразитическими червями (Скрябин)
7. Где у дождевого червя запасается пища (зоб)
8. Как называются волоски, находящиеся на каждом членике дождевого червя (щетинки)
10. Третий промежуточный слой между эктодермой и энтодермой (мезодерма)
 
Итог урока.
После разгадывания кроссворда оценки за урок.
Домашнее задание.
Повторение пройденного материала