Проект урока по курсу Основы православной культуры по теме Икона
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30»
го Саранск Республики Мордовия
ИКОНА
Проект урока
по курсу «Основы православной культуры»
в 4 классе
Учитель – Шелтукова Татьяна Борисовна,
учитель начальных классов.
Саранск 2015
Тема урока: Икона
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: Расширить представление о ценностях Христианского искусства, объяснить смысл иконы. Формировать понимание значения икон для христиан.
Задачи урока:
Обучающая: углубить представление об иконе; познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины.
Развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир.
Воспитывающая: усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов; создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.
В области формирования УУД:
познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;
коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Ключевые понятия: икона, иконописец, образ, гармония, нимб, пространство без тени, обратная перспектива, молитва перед иконой.Планируемые результаты урока:
Личностные: Обладают знаниями о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним;
Предметные: имеют представление о понятиях « Икона», молитва «перед иконой», «ценность».
Метапредметные:
- Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;
- Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи;
- Получат первоначальные навыки анализа, синтеза, сравнения и обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Получат первоначальные навыки слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;
- Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.
В ходе урока учащиеся узнают:
- Что такое икона.
- Кого изображали на иконах.
- Отличие иконы от живописной картины.
- Икона – святыня, культурная и историческая ценность.
Рабочие материалы к уроку:
Мультимедиапроектор, компьютер.
Презентация «Икона».
Раздаточный материал для сравнения «Картины – Иконы».
Учебник «Основы православной культуры»
Методические рекомендации А. Кураева (автора учебника).
Карточки с таблицей для проведения исследования.
Ход урока
Организационный момент.
Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады приветствовать Вас на нашем уроке. В начале работы мне хочется пожелать всем присутствующим успешной работы по познанию основ православной культуры.
Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы с вами совершили увлекательную виртуальную экскурсию в храм. Давайте вспомним основные понятия, с которыми мы познакомились. Прочитаем загадку и дадим на неё ответ.
Слайд 2
Службу служит иерей,
Предстоит от всех людей.
Дух Святой сослужит там,
Дом Господень, или
Слайд 3
ХРАМ - здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное - имеющее престол и освященное архиереем.
Слайд 4.
Восседает на Престоле
В славы жарком ореоле
Наш Отец и Государь.
Здесь Ему священник служит,
Здесь он просит все, что нужно.
И сейчас, совсем как встарь,
Божий дом — святой
Слайд 5.
АЛТАРЬ (высокий жертвенник) - восточная, главная часть храма, в которой находится престол
Слайд 6.
Чтобы Чашу, где Христос,
Кто пока что не подрос,
Видеть мог со всех сторон,
Возвышается
Слайд 7.
АМВОН (восходить) - часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма напротив царских врат. Служит для произнесения проповедей, чтения Евангелия и т.п.
Слайд 8.
Отделен алтарь от храма,
Здесь висят иконы в рамах,
Пред киотами лампады
Зажигаются как надо,
Перед службою, как раз.
Это что?
Слайд 9.
ИКОНОСТАС - перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти.
Слайд 10
К этим я изображеньям
Приступаю с уваженьем.
Приложусь благоговейно,
И от них святым елеем
Я помазания жду.
Я молюсь, кладу поклоны
Образам, святым
Слайд 11
ИКОНА (образ, изображение) -изображение Иисуса Христа, Богородицы, святого, евангельского или церковно-исторического события.
Сообщение темы урока – ИКОНА (Слайд 12)
Целеполагание
Что Вы хотели бы узнать об иконах?
Обобщая все ваши пожелания и мысли, можно сформулировать цели сегодняшнего урока (слайд 13)
- Почему икона так необычна?
- Почему изображают невидимое?
-Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?
Открытие новых знаний
Слайд 14. Образ человека.
Посмотрите на картину Михаила Васильевича Нестерова «Странник». На ней изображен человек.
Можем ли мы сказать, что это изображение и есть человек? (дети отвечают)
Нет. Картина представляет нам лишь телесный образ человека.
А как вы думаете, можно на картине изобразить душу человека? (дети отвечают)
Слайд 15. Образ души.
Мы не знаем, как выглядит душа, внутренний мир недоступен для зрения. Но это мир чувств, значит, с помощью художественных средств отображая настроение человека, можно изобразить образ души. Как, например, на этой картине, с помощью красок и линий художник Иван Николаевич Крамской передал душевное состояние монаха – спокойствие и вдумчивость.
Как вы понимаете выражение «святой человек»? (дети отвечают)
Слово «святой» означает «блестящий, сияющий, светлый, чистый, белый». Т.е. святой человек – это праведный человек с чистой душой, в которой нет ни капли зла. Образ святости, т.е. образ Божественного света, с помощью художественных средств передается на особых картинах, которые называются иконами.
Слайд 16. Икона - образ.
Слово икона в переводе с греческого означает «образ».
Слайд 17. Человек - икона.
Храм заполнен иконами. Одни образы помещены на стенах. А другие стоят на полу. Это - люди.
Как вы думаете, почему люди в храмах сравниваются с иконами? (дети отвечают)
Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. Образ Божий в человеке заключается в способностях души любить, быть свободной от греха, думать и творить. И как зернышко, имеющее свойство прорастать и давать плод, в благоприятных условиях может стать колосом, также и образ Божий в человеке может возрасти в подобие Божие. Т.е. душа станет святой. На иконах изображены образы людей, достигших святости.
В храме стоят люди, которые стремятся к святости. И именно потому, что человек – это образ Божий, христианин каждого человека воспринимает как святыню. Поэтому люди кланяются друг другу, оказывая почтение образу Божьему в человеке. И поэтому же священник в храме совершает каждение не только иконам на стенах, но и живым людям.
Но икона показывает нам не только образ Бога, но и образ человека. А человек, согласно Св. Писанию, создан по образу Божию (Быт.1:27), а значит, предназначен сиять светом Божьей славы. Каждый из нас — икона, но эта икона нуждается в реставрации, расчистке, укреплении, снятии наносных слоев. И этим мы должны заниматься каждый день своей жизни, пока не будет просвечивать тот образ, что задумал Божественный художник. Глядя на святые иконы, на образы великих подвижников веры, на образы Божьей Матери и Спасителя, мы смотрим на свое будущее, каким оно может стать, если мы действительно облечемся во Христа. Икона — это образ будущего века. (Языкова И.К.)
Слайд 18. Икона и картина.
Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать внутренний мир святого человека, изобразить Божественный свет в душе. Но не всякое изображение на религиозную тему может считаться иконой, а только то, что соответствует догматам Церкви. Православные иконы пишутся по определенным правилам. Эти правила называются иконописным каноном.
Каноническая икона призвана изобразить живую икону – святого, а не живого человека.
Давайте посмотрим, как же святые изображаются на иконах. И разберем отличия иконы от картины.
Слайд 19. Для организации исследовательской деятельности на уроке я предлагаю всем делать конспективные записи в путевом листе.
Слайд 20. Свет.
Главное в иконе - свет. В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений.
На иконе свет излучает святой, изображенный на ней, Он исходит изнутри иконы. Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне.
На картине свет падает на предмет. На обычной картине человек – это как бы планета. На иконе каждый человек – звезда.
Слайд 21. Тень
Всю свою жизнь святой открыл для Бога, и, значит, в ней не осталось места для зла, нет тьмы. Все стало пронизано светом. Поэтому ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе.
Слайд 22. Фон.
Золотой фон иконы иконописцы так же называют «свет». Это символ бесконечного божественного Света. И этот Свет никогда не может быть заслонен задней стеной комнаты. Поэтому если иконописец хочет дать понять, что действие происходит внутри помещения (храма, комнаты, дворца), он все равно рисует это здание снаружи. Но поверх него или между домами набрасывает как бы занавес – «велум» (по латыни velum означает парус).
На картине мы можем увидеть фон, показывающий помещение или пейзаж, где происходит изображаемое событие.
Слайд 23. Нимб.
Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом и сам же, напитавшись им, излучает его. Это нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь.
На картинах такого мы видеть не можем.
Слайд 24. Пространство.
Этот нимб часто выходит за края иконного пространства. Нет, это не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров своего рисунка. Это означает, что свет иконы струится в наш мир.
Иногда и нога святого заступает за пределы собственно иконы. И смысл тот же самый: икона воспринимается как окно, через которое Небесный мир входит в нашу жизнь.
Если однажды вы встретите святого человека не на иконе, а в жизни, вы почувствуете, что рядом с ним становится светло, радостно и спокойно.
Слайд 25. Гармония линий.
Еще одна удивительная черта иконы – на ней нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию святого передает через гармонию внешнюю.
Слайд 26. Изображение гор и возвышенностей.
На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Все действие разворачивается в одной плоскости. Когда смотришь на яркий источник света (солнце или прожектор), то теряется ощущение пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.
Горы на иконе изображены как ступени к святости, ступени, которые необходимо преодолеть человеку.
На картине горы изображаются также как в реальном мире.
Слайд 27. Линейная перспектива.
На уроках ИЗО мы часто с вами рисуем пейзажи. Объясните, пожалуйста, что такое линейная перспектива?
Слайд 28. На картинах художников, даже имеющих религиозную основу, мы тоже модем видеть линейную перспективу.
Слайд 29. Обратная перспектива.
На иконе мы видим обратную перспективу. Это такое расположение предметов, когда дальние предметы больше ближних. Иконы пишутся в обратной перспективе.
Линии на иконе не сходятся вдали, а, напротив, расходятся. Когда я смотрю на мир, то чем дальше от меня предмет, тем он меньше. Где-то вдали даже самый большой предмет превращается в крохотную точку (например, звезда). А что же тогда означает, если линии на иконе вдаль расходятся? Это значит, что не я смотрю на икону Христа, а Христос с иконы как бы смотрит на меня.
Христианин, переживая это, ощущает себя перед взором Христа. И, конечно, старается вспомнить заповеди Христа и не нарушать их.
Слайд 30. Главное - лик.
Самое поразительное, что есть в иконе – это лица и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. Их глаза передают такое состояние, которое можно выразить старым и точным словом – «радостопечалие». На иконе это радость святого о том, что он сам уже с Богом, и печаль его о том, что те, на кого он смотрит, порою еще далеки от Него.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА
Это далеко не все отличия иконы от картины. Но мы сделали большую работу. Я предлагаю немного отдохнуть и сделать несколько упражнений.
ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Слайд 31. Особенности иконы. Путевой лист.
Давайте попробуем вспомнить все особенности написания традиционной православной иконы. Проверьте, пожалуйста, ваши путевые листы. Если необходимо, внесите изменения и дополнения.
Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины? (дети отвечают)
Слайд 32. Икона или картина?
Это картина или икона? Обоснуйте. Если это икона, то по канонам ли она написана?
Шилов В.В. Александр Невский. Историко-патриотическая картина.
(щелчок) Боровиковский В.Л. Святой Александр Невский. Икона, выполненная с отступлениями от традиционной иконописи, в стиле западных иконописных образцов и мистической аллегорической светской живописи. Можно скорее отнести к религиозной живописи.
(щелчок) Традиционная икона св. Александра Невского, 20 век.
ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
Слайд 33. Икона или картина?
А теперь я предлагаю вам поработать в группах и применить полученные знания. Определите где из предложенных объектов искусства икона, а где религиозная живопись.
(Дети обсуждают в группах. Результат работы представляется на доске с устным обоснованием).ЗАКРЕПЛЕНИЕ
В начале нашего исследования мы поставили перед собой вопрос «Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?» Теперь попытаемся найти на него ответ в учебнике (с. 54-55).
Слайд 34. ИКОНА И МОЛИТВА. (Работа с учебником)
Первые дошедшие до нас изображения Христа относятся ко второму веку после Рождества Христова. Но правила написания икон разрабатывались еще многие столетия.
Одна из сложностей в развитии христианской живописи состояла в том, что надо было дать ответ на непростой вопрос: как вообще можно писать иконы, если сама Библия подчеркивает, что Бог невидим.
Икона стала возможна потому, что вслед за Ветхим Заветом пришел Новый. Евангелие говорит, что Бог, который оставался невидим в ветхозаветные времена, затем Сам родился как человек. Апостолы воочию видели Христа. А то, что видно, можно изобразить.
Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.
Ведь, когда вы беседуете по телефону, ваши слова обращены не нему, а к собеседнику. Вот так же, если человек видит на иконе апостола Павла – он не молится «икона, помоги мне», а говорит - «Святой апостол Павел, моли Бога о мне».
Не только святых, но и друг друга христиане могут просить помолиться о себе. Ребёнок может просить маму помолиться о нем. А взрослые очень верят в силу именно детских молитв.
Ни икона, ни свечка не молятся вместо людей. Но они напоминают человеку о его призвании стать лучше. Ведь на иконе изображены те люди, которые прожили свою земную жизнь в любви. Как правило, им было тяжелее, чем нам. Но они смогли остаться людьми. Они никого не предали, ни от кого не отвернулись. Святым и светлым может стать любой человек. «Образ Божий» есть во всех. И Бог всех любит одинаково. Так что только от самого человека зависит – станет он светиться или чадить.
Для верующего человека жизни Христа и святых так дороги, что при виде их образов он хотя бы вкратце молится им. Поэтому можно сказать, что икона приглашает людей к молитве, а, главное, - к подражанию жизни святых. То есть - к такой жизни, в которой главное не самоугождение, а любовь к близким.
Рефлексия. Итог урока.
Слайд 35 . Наш урок подходит к концу. Попробуйте сформулировать одним предложением ваши впечатления от урока. Можете опираться на предложенное начало.
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось …
11. Я смог…
12. Я попробую…
13. Меня удивило…
14. Урок дал мне для жизни…
Слайд 36 . Благословение.
Наш урок мне хочется завершить строками из стихотворения одной маленькой девочки
Глаза икон и свечи плачут… Дрожащий голос в тишине: «Пошли нам, Боженька, удачу, Любовь и счастье на земле…
Пускай дожди проходят мимо, Пусть солнце каждый день встаёт Лучами яркими над миром, В сердцах растапливая лёд…
И пусть спокойным будет небо, Цветы в лугах и детский смех, И в доме пахнет свежим хлебом, Благослови нас, Боже, всех!»
Н. Алдохина