Разработка открытого урока по Основам православной культуры в 4 классе Икона
Открытый урок по Основам православной культуры
4 класс Тема: «Икона»
Цель: расширить представление учащихся о ценностях христианского искусства; объяснить смысл иконы; познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины; уяснить, что свет – основа иконописания; воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов.
Настрой на урок
Рано утром я встаю, Бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь, и при этом не стесняюсь
Слово «здравствуй» говорю, с кем встречаюсь поутру.
Всем здоровья я желаю, никого не обижаю.
Хватит места на земле людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела, я желаю всем добра.
Постановка темы и задач урока
Кроссворд
Священная книга христиан. (Библия)
Его устанавливают на куполах, носят на груди. (Крест)
Как называют обращение к Богу? (Молитва)
Книги, написанные апостолами. (Евангелие)
Место в храме, куда нет общего доступа. (Алтарь).
( слайд №1 Икона )
- Сегодня вы узнаете, как появились иконы, кто их создатель; научитесь различать икону и картину; узнаете, какая существует связь между иконой и молитвой.
( слайд № 2 Задачи )
- Когда входишь в храм, на нас строго и очень доброжелательно смотрят лики святых.
- Что же такое икона? Заглянем в толковый словарь. (слайд №3)
Икона – живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан.
- Слово «икона» пришло к нам из греческого языка и означает «образ», «подобие».
- Подумайте, кто изображался на православной иконе?( Иисус Христос, Божья Матерь, святые или эпизоды из библейского Писания).
3) Групповая работа
- Попробуйте разделить изображения на 2 группы: иконописные изображения и картины.
- В чем различие между иконами и картинами? ( на картине изображено реалистическое или фантастическое событие, которое вообразил художник, а икона изображает лики святых, события священной истории). ( слайд № 4)
- Прочитайте молча статью «Икона», и найдите различия между иконой и картиной.
* Чтение статьи.
- Так о каких различиях прочли?
* Составление таблицы.
Различия
Икона Картина------------
Святой образ * Художественный образ
Свет идет изнутри * свет поступает извне
Нет теней * есть тень
Нет заднего плана * всегда есть задний план и линия гор
и горизонта
Есть нимб * нет нимба
Новый материал
- Иконопись зародилась в древние века. А как же появилась первая икона? ( видеоролик)
- Как же появилась икона? Как она называется? ( слайд № 5)
- Как называют людей, которые пишут иконы? ( иконописцы).
- Первым иконописцем был евангелист Лука, а первым русским иконописцем Алимпий Печерский. Одним из известных иконописцев является Андрей Рублев ( слайд № 6)
- Большинство иконописцев не известны, так как они свои работы не подписывали. Однако иконы – величайшие произведения искусства доказывают нам то, что иконописцы были настоящими мастерами, так как они умели видеть Божий образ мира.
- Конечно, написать икону может только тот монах, который долго молится и постится, прежде чем приступить к написанию иконы. Но этот монах должен еще обладать добродетелями.
- Что такое добродетели? ( добрые качества человека)
5) Работа по карточкам
- Вычеркните негативные качества человека, оставьте только добродетели. ( слайд № 7 )
Карточка
Гордость, трудолюбие, зависть, милосердие, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, честность, лень, упрямство, сострадание. Проверка ( слайд № 8)
- Ребята, иконы тоже учат нас, какими мы должны быть.
- У кого из вас есть дома иконы? ( слайд № 9)
- Самое видное место в доме называют красный угол. В нем находятся иконы, а перед ними лампада или свеча – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы. ( зажигаю свечу ). Такой свет зажигается в сердце того человека, который молится.
6)-Давайте узнаем, как связаны икона и молитва.
Чтение статьи « Икона и молитва» вслух.
- Почему стало возможным изображать Бога на иконах?
- Правильно ли высказывание, что христиане молятся иконе?
- К чему нас приглашает икона?
- О чем напоминают нам икона и свеча ? 7) Стихотворение Юлии Кондратьевой « Икона Божьей Матери». ( музыка Аве Мария )
Икона Божьей Матери,
Прошу, меня храни.
От бед, напастей горестных
Меня убереги.
С тобой я свет увидела
В далеких облаках.
Икону Божьей Матери
Держу я на руках.
Растопишь сердце ты мое
В предверьи трудных дней
И станет ясно и легко
На душе моей.
8) Итог урока.
- Ребята, изучение истории иконографии – это один из путей открытия для себя мира нашей православной культуры. Изучая иконы – вы найдете путь к вере, добру, нравственной жизни, это завещали нам наши предки.
- Что нового узнали для себя?
- Что хотелось бы рассказать родителям?
- Я уверена, что вы сможете отличить икону от картины.
- Откройте конверт, внимательно рассмотрите изображения, выберите икону.
- Кто на ней изображен? ( слайд № 10 )
- А вы знаете, какой праздник принято отмечать 19 декабря?
- Святой Николай с самого детства не проходил мимо человеческого горя. Уважал своих родителей, молился, чтобы во всем мире было больше справедливости, добра, любви и милосердия. Ночью, когда звезды тихо напевали колыбельную, к каждому ребенку приходил святой Николай и клал под подушку подарок. Чтобы получить от Николая не прутик, а сладость, дети должны быть послушными, помогать родителям, уважительно относиться к старшим. Накануне праздника дети вспоминали свои хорошие и плохие поступки. Каких больше?
- Вам было задание: написать свои добрые поступки. Отправим их Святому Николаю.
- Ребята, давайте обратимся к Святому Николаю с молитвой.
Святому Николаю
Чудотворец Николай! Ты о нас не забывай!
Дай нам радости скорей, и здоровья не жалей!
А тому, кто добр и смел, силы дай для славных дел!
К нам направь свои шаги, нас от бед убереги,
Дай нам света и тепла, мира, счастья и добра!
Обещаем не шалить и прекрасный мир любить.
Пусть звучит веселый смех, дай всего-всего для всех!
- Я думаю, что Святой Николай услышит ваши слова
9) Домашнее задание: написать письмо Святому Николаю.
Вычеркните негативные качества человека:
Гордость, трудолюбие, зависть, милосердие, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, честность, упрямство, скупость, сострадание. Святому Николаю
Чудотворец Николай!
Ты о нас не забывай!
Дай нам радости скорей,
И здоровья не жалей!
А тому, кто добр и смел,
Силы дай для славных дел!
К нам направь свои шаги,
Нас от бед убереги,
Дай нам света и тепла,
Мира, счастья и добра!
Обещаем не шалить
И прекрасный мир любить.
Пусть звучит веселый смех,
Дай всего – всего для всех!