Методическая разработка урока по истории России на тему Русско-Японская война


муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Средняя общеобразовательная школа г.Перевоза»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ИСТОРИИ РОССИИ.
Раздел:
Россия в начале XX века (1900 – 1916гг.)
9 класс.
Программа по Истории России:
А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, - М. : «Просвещение»,
2011г. 6-9 классы.
ВЫПОЛНИЛА
учитель истории
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ г .Перевоза
Ляпина Марина Геннадьевна
Образование высшее
Педагогический стаж 22 года
г. Перевоз, 2014 год.
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи раздела
3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.
6. Система знаний и система деятельности
7. Календарно-тематическое планирование по разделу
8. Разработка урока
9. Приложения

Пояснительная записка
Моя работа посвящена методической разработке раздела «Россия в начале XX века (1900 – 1916гг.)» учебной программы А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной по истории России для 9-го класса «Россия в XX - начале XXI века».
Программа является составной частью учебно-методического комплекта по отечественной истории для 9 класса, изданного в издательстве «Просвещение»: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XX – начала XXI века. Учебник. – М.: Просвещение 2011; Данилов А.А., Косулина Л.Г. «Рабочая тетрадь по истории России XX – начала XXI века». – М.: Просвещение, 2011; Данилов А.А., Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России XX века». – М.: Просвещение, 2011.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Данная программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.
В результате изучения курса истории России в 9-ом классе ученик должен знать/ понимать:
1) Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XX в. до начала XXI в.
2) Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ и рефератов.
3) Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
4) Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
5) Соотносить общие исторические процессы, отдельные факты и явления; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические события и явления по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
6) Называть характерные, существенные черты: социально – экономического развития и политического строя России начала XX века; положения разных слоёв населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений.
7) Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, коллективизация, НЭП, тоталитаризм, гражданская война, «холодная война», «развитой социализм», приватизация, либерализация, референдум.8) Объяснять, в чём состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки, культуры.
9) Приводить изложенные в учебнике оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций.
Программа составлена на основе требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение истории России по базисному учебному плану.

Цели и задачи изучения раздела
1. Обучающая цель:
Учащиеся должны знать особенности данного периода истории Российского государства; исторические понятия: геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация, политическая система, гражданское общество, многоукладная экономика, монополистический капитализм, социальная дифференциация, маргинализация населения, личная уния, финансовая олигархия, средние слои, аграрное перенаселение, массовое сознание, общинная психология, полицейский социализм, революция, движущие силы революции, конституционная монархия, политическая партия, программа партии, партийная тактика, Государственная дума, парламентская фракция, переселенческая политика, ортуб, хутор, кооперация, аннексия, мировая гегемония, революционное оборончество, пацифизм, пораженчество, Брусиловский прорыв, кризис власти, радикализация общества, декаданс, символизм, акмеизм, футуризм, модерн; хронологию данного периода. 2. Развивающая цель:
Учащиеся должны уметь применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий и явлений указанного периода; изучать и систематизировать информацию из различных источников; характеризовать территориальное и геополитическое положение России первой половины XX века; политический строй империи, социально-экономическое положение слоёв населения; выделять характерные существенные черты политики Николая II; приводить и обосновывать оценку деятельности исторических личностей, определять и аргументировать своё отношение к ним и их деятельности; давать характеристику и оценку внешнеполитического курса страны; устанавливать причинно-следственные связи и соотносить единичные факты с общими явлениями во все сферах жизни общества в первой половине XX века.
Учащиеся продолжают развивать навыки работы с различными источниками информации (материальными, текстовыми, изобразительными, картографическими, статистическими, Интернет-ресурсами); навыки исследовательской, проектной и творческой деятельности.
3. Воспитывающая цель:
Учащиеся должны понимать базовые национальные ценности, испытывать чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, национальной идентичности, нравственности, учиться быть толерантными, и убедиться в необходимости сохранении культурных и исторических традиций Отечества.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
Мышление – фундаментальное понятие, к которому приходится постоянно обращаться при анализе индивидуальных особенностей и описании видов деятельности учащихся.
Поэтому особое внимание уделяется развитию мышления учащегося, так как именно оно связано со всеми другими мыслительными функциями: воображением, гибкостью ума, широтой и глубиной мысли и т. д. Рассматривая развитие мышления в контексте личностно-ориентированного обучения, следует помнить, что необходимым условием для реализации такого развития является индивидуализация обучения. Она и обеспечивает учет особенностей мыслительной деятельности учащихся различных категорий.
Говоря о мышлении, нельзя не затронуть такое понятие, как интеллект. По данным психологов 20% интеллекта ребенок приобретает к концу первого года жизни, 50% к четырем годам, 80% к восьми годам, 92% закладывается до 13 лет. Это доказывает, что уже в этом возрасте возможна высокая предсказуемость будущих достижений человека, его индивидуальных особенностей.
Еще одной чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в подростковом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру. Этот период (12 – 16 лет) по Пиаже совпадает со стадией завершения развития мышления. Именно в этом возрасте учащиеся начинают овладевать самостоятельной постановкой проблем и задач.
Среди видов мышления, рассматриваемых в психологии, интерес представляет так называемое дивергентное мышление, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных ответов.
Говоря о понятии мышления, нельзя не рассмотреть понятие память. По поводу категории «память» психология накопила много полезной информации: для успешного запоминания учебного материала необходимо не столько многократное чтение или повторение одного и того же материала, сколько желание его запомнить, осознать важность его запоминания. Осмысленное запоминание прочнее механического; лучше всего и прочнее всего запоминается тот материал, над которым учащийся самостоятельно активно творчески думал и с которым он самостоятельно работал, даже если он его и не собирался запоминать.
У учащихся девятых классов активно развивается логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти.
Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы заинтересовать ученика, привить ему интерес к предмету. Интерес считают важнейшим побудителем любой деятельности, отсюда и значимость понимания важности этого качества личности.
Кроме термина «интерес», в психолого-педагогической литературе часто встречается такие понятия, как «мотив» или «мотивация». Мотивация – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает к действию. Таким образом, мотивация учения является основой осуществления любой формы дифференциации обучения. Интерес к предмету тесно связан с ясным пониманием (восприятием) учебного материала.
Раздел «Россия в начале XX века (1900 – 1916гг.)» при правильно организованном обучении не вызывает больших трудностей у учащихся, то есть является интересным для учащихся.
В 9 «А» классе обучается 24 человека: 13 девочек и 11 мальчиков. Дети обучаются единым коллективом с первого класса, за исключением двух учащихсяся – Тимирбулатова Руслана и Ляпина Дмитрия, которые были переведён в класс в 2010 – 2011 учебном году. На «5» обучаются 1 человек (4%), на «5» и « 4» 14 человек (58%), на «4» и « 3» 9 человека (38%).
Классный коллектив дружный, отзывчивый, готовый прийти на помощь. Взаимоотношения в коллективе хорошие. Ученики их оценивают как благополучные.
В классе в неполных семьях растут – 8 детей, 1 ребенок опекаемый – Малышева Наталья. Слабый уровень обученности учащихся 9 «А» класса обусловлен их способностями, детям необходим постоянный контроль и помощь в выполнении домашних заданий. Неформальные лидеры: Дубов Максим, Андронова Алёна.
Нелегко дается учеба целому ряду учеников, у некоторых ребят наблюдается ослабленный интерес к учению. Неустойчивый познавательный интерес и неустойчивая мотивация обучения прослеживаются у 8 человек. Отношение к себе как к школьнику не сформировано, мотивация обучения нейтральная у 2 человек. Но ребят из двух последних групп привлекает внеурочная, общественная и спортивная деятельность.
В классе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В классе есть положительные лидеры (Андронова Алёна, Любезнова Елена). Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение, не всегда ребята проявляют инициативу, многих приходится постоянно “тормошить”. Дети имеют общественные поручения, ответственно относятся к их выполнению. Для выполнения разовых поручений учащиеся сами объединяются в группы, выбирают ответственного и работают под его руководством.
Не все учащиеся класса задействованы в системе дополнительного образования.
         Дети в классе отзывчивы, работоспособны, артистичны, хотя не всегда внимательны. Принимают активное участие в школьных и классных мероприятиях.
Некоторые ребята имеют ослабленное здоровье: слабое зрение; хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания органов дыхания. Школьный медработник проводит профилактическую работу: плановые медосмотры, вакцинации. Велась работа с родителями по проблемам укрепления здоровья детей.
Школьный психолог периодически проводит работу с детьми, изучает особенности учащихся, школьную мотивацию, проводит социометрию. Условно класс можно разделить на 3 группы в зависимости от психолого-педагогических особенностей.
1) Дети высокого уровня развития: быстро принимающие инструкции, работоспособные, занимаются сосредоточенно, допустив ошибку, могут устранить её самостоятельно - 8 человек, что составляет 33% учащихся.
2) Дети среднего уровня развития: инструкции принимают полностью, до конца урока не удерживают внимание, ошибки самостоятельно исправить иногда не могут, при работе необходим контроль - 9 человек, что составляет 38% учащихся.
3) Дети низкого уровня развития: принимают инструкцию в небольшом объеме, или не принимают вообще, при работе невнимательны, задания выполняют неточно, в ходе работы теряют интерес к заданию. Для них необходимо неоднократное повторение - 6 человек, что составляет 25% учащихся.
Распределение учащихся по уровню памяти
Таблица № 1.
Вид памяти Уровень
Низкий Средний Высокий
Механическая память 52% 32% 16%
Логическая память 66% 28% 16%
Механическая память – средняя, соответствует возрастной норме. Логическая память – хорошая, что выше возрастной нормы. Школьный психолог отмечает, что дети данного класса могут отвлечься и запомнить только половину информации. Учащиеся запоминают, обдумывая информацию, и понимают то, что учат. Скорость обработки информации учащимися класса не высокая, а выше средней. Психолог рекомендует привлекать дополнительное внимание к сложным и важным моментам темы, проговаривать дважды основные выводы по уроку. При этом детей необходимо обучать с преобладанием заданий практического характера.
Уровень памяти у 48% учащихся высокий и средний, что не позволяет изучать большой объем материала. Психолог отметил, что в классе преобладает зрительная память (71%), меньше аудитов. В связи с этим, на уроках используются разные видеоряды из электронных пособий, карты, схемы, таблицы, диаграммы, сопровождающиеся комментариями учителя.
Распределение учащихся по уровню внимания
Таблица № 2.
Уровень Низкий Средний Высокий
Количество учащихся в %
25% 38% 33%
Анализ результатов показал, что уровень внимания у большинства учащихся средний, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп урока. Работоспособность детей хорошая, но не отличная, включаемость в работу также хорошая, но утомляемость при этом – повышенная (устают 42% ребят).
Динамика развития внимания: средняя, с колебаниями усидчивости и наблюдательности учащихся. В целом класс характеризуется стабильно высокой готовностью учащихся (не менее 75%) проявлять своё внимание на уроке. Однако, несмотря на это, отмечено повышение утомляемости учащихся, которое может наблюдаться стойко практически у всего класса. Таким образом, класс находится в фазе интенсивного физического развития, когда значительная часть энергии тратится на рост, и нужно особенно заботиться о соблюдении здоровья детей на уроке и в перемену.
Психолог рекомендует давать больше знаний на сравнение, это расширяет объем внимания детей, улучшает их наблюдательность. Классу подходит «ритмичный» урок – в одном четко организованном ритме. Необходимо соблюдать профилактику утомляемости учащихся на уроке.
Распределение учащихся по уровню мышления
Таблица № 3.
Уровень Низкий Средний Высокий
Количество
учащихся в % 50%
28% 22%
Анализ данных показал, что учащихся 9 «А» класса отличает поверхностность мышления при хороших задатках. Теоретическое мышление – среднее, это хорошая возрастная норма.
Динамика развития теоретического мышления: средняя, 38% имеют развитый внутренний план действий, и это является невысоким результатом для данного возраста учащихся. Эти дети умеют хорошо рассуждать, делать выводы, логично пересказывать материал.
По рекомендациям психолога необходимо требовательно подходить к классу, при этом соблюдая доброжелательность. Сложный материал нужно объяснять доступно и подробно, а также давать дополнительные задания. Эти требования выполняются на уроках истории в данном классе.
Распределение учащихся по уровню коммуникативных склонностей (Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. - М., 2001).Таблица № 4.
Уровень Низкий Средний Высокий
Количество
учащихся в % 12% 58% 30%
Учащиеся 9 «А» класса очень общительные. С повышенной речевой активностью 25% детей. Это способствует использованию на уроках групповых форм работы, дискуссий, фронтальных опросов.
Распределение учащихся по уровню организаторских склонностей
(Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. - М., 2001)Таблица № 5.
Уровень Низкий Средний Высокий
Количество
учащихся в % 41% 47% 12%
41% учащихся обладают низким уровнем организаторских способностей, что обязательно нужно учитывать на уроках. 12% детей легко организуют работу в группе, применяют свои способности на уроках и во внеурочной деятельности, получая предварительное задание.
Диагностика мотивации учащихся к предмету
(Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. - М.: Аст-Пресс, 1999). Таблица № 6.
Уровень Низкий Средний Высокий
Количество
учащихся в % 66% 17% 17%
Учащиеся, в основном, обладают средним и низким уровнем мотивации к учебной деятельности. У детей есть стремление учиться по предмету, есть интерес к знаниям. 66% учащихся обладают низким уровнем мотивации. В связи с этим, на уроках используются разные формы работы с этими учащимися (создание ситуации успеха, даются дифференцированные задания, использование их в разных ролях и др.), чтобы активизировать интерес учащихся к предмету.
Динамика роста позитивных самооценок учащихся: средняя. Проблема колебания настроения учеников значительно снизилась (изначально была выявлена у 50%, в настоящее время у 25%). Случаи низкой самооценки по-прежнему единичны – только 6%, у 50% учеников – высокая адекватная самооценка, у 42% - средняя, исчезли случаи завышенной самооценки. Таким образом, в классе преобладает высокая и средняя самооценка, что говорит о хорошем психологическом климате класса и о зависимости успехов детей от эмоциональной поддержки взрослого.
Динамика развития нравственных качеств: высокая. Выросли все показатели - умение сотрудничать (с 62% до 74%), нравственная воспитанность (с 48% до 63%), эстетический потенциал (с 53% до 67%). Можно сделать вывод о том, что в классе значительно выросли психологическая и социальная адаптация учащихся, развилась сфера самосознания.
Общая динамика развития класса за год: высокая. Норму в развитии опережают 13% детей, на уровне нормы развиваются 37%, проблем в развитии ни у кого не обнаружено. Уровень развития способностей класса - средний. Потенциально на 4 и 5 способны учиться 67% детей. Успешно развиваются интеллектуальная, поведенческая и нравственная сферы личности детей.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Метапредметные:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения.
2. Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
3. Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
5. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Научные знания:
1. Исторические понятия: геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация, политическая система, гражданское общество, многоукладная экономика, монополистический капитализм, социальная дифференциация, маргинализация населения, личная уния, финансовая олигархия, средние слои, аграрное перенаселение, массовое сознание, общинная психология, полицейский социализм, революция, движущие силы революции, конституционная монархия, политическая партия, программа партии, партийная тактика, Государственная дума, парламентская фракция, переселенческая политика, ортуб, хутор, кооперация, аннексия, мировая гегемония, революционное оборончество, пацифизм, пораженчество, Брусиловский прорыв, кризис власти, радикализация общества, декаданс, символизм, акмеизм, футуризм, модерн; хронологию данного периода.
2. Важнейшие исторические события, их участники, знания необходимых фактов, дат, терминов, описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.3. Представление об исторических личностях и событиях.
Умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности:
1. Умение пересказывать текст учебника, выделять из текста важную информацию.
2. Умение формулировать и доказывать свою точку зрения.
3. Умение сравнивать особенности различных понятий – развитие навыков выделения общих и различных черт.
4. Умение анализировать конкретную ситуацию в указанном историческом контексте.
5. Умение отвечать на вопросы по изученному материалу – развитие навыков нахождения ответа на вопрос в тексте учебника, формирование навыка самостоятельно формулировать вопросы к новому материалу.
6. Умение готовить сообщение по дополнительной литературе – развитие навыка выделения наиболее значимой и интересной информации, формирование умения преобразовывать полученную информацию.
7. Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ и рефератов.
8. Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
9. Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
10. Соотносить и общие исторические процессы, и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические события и явления по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий. 11. Называть характерные, существенные черты: социально – экономического развития и политического строя России начала XX века; положения разных слоёв населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений.
12. Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, феодальные пережитки, модернизаци.
13. Объяснять, в чём состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки, культуры.
14. Приводить изложенные в учебнике оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций.
12. Умение применять полученные знания в исследовательской деятельности по предмету.
13. Умение применять полученные знания при решении заданий ГИА.
Коммуникативные и информационные умения:
1. Умение представлять собственное сообщение – развитие навыка презентации своей работы.
2. Умение работы с определенными компьютерными приложениями – развитие навыков составления авторской презентации, отыскания новой информации.
3. Умение оценивать ответы одноклассников – развитие навыка выделения недостающей информации.
4. Умение работать в группе, в паре, организовывать работу друг с другом.
Формы контроля полученных результатов: индивидуальный устный ответ, выполнение письменных заданий, тестирование, исторический диктант, фронтальный опрос, контрольная работа.

Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся
Для развития творческих способностей учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов нескольких, что даёт большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.
Технология критического мышления. Основные стадии учебного действия «вызов – осмысление – рефлексия». Использовать как приём обучения на уроке или каком-либо его этапе помогает включить в творческий процесс целый класс. Синквейны и использование пятиминутных эссе, небольших дискуссий, побуждают ребёнка искать образы в уже имеющемся личном знаниевом или практическом опыте, применять их в новых условиях и создавать новый ни на что не похожий свой продукт, а это уже творчество. Для развития умения рефлектировать полезен приём З-Х-У (Знаем - Хотим узнать - Узнали).
Игровые технологии. По Г.К. Селевко существуют следующие виды игры: сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации. В качестве примера приведу несколько наиболее часто употребляемых мной игровых приёмов как на целом уроке, так и в отдельных его компонентах. Приём озвучивания репродукций с картин, суд над исторической личностью, явлением.
Метод проектов. (Дж. Дьюи) В основном, используется мной во внеклассной деятельности по истории (социальные проекты, недели истории и правового ликбеза, ролевые/игровые проекты, творческие (драматизация) и др.). Если говорить о классно-урочной деятельности, то с 8-го класса на уроках используются компьютерные учебные проекты, а также творческие проекты (например, урок-реконструкция). Данный метод в целом и в частности на каждом из своих этапов включает воображение, творческую активность учащихся.
Учебное исследование. Уже в определении этой технологии говорится о деятельности, связанной с решением творческой или исследовательской задачи с ранее неизвестным результатом, хотя и прогнозируемым. Поскольку экспериментировать в общественных дисциплинах можно только условно, то для нас актуальными являются проблемно-реферативные и исследовательские творческие работы («Личность ХХ века, «Вечные темы в русской культуре» и др.)
Проблемное обучение. (Г.И. Лернер) До 20% классно-урочных занятий по предмету планируется как проблемные уроки. Именно на таких уроках оттачиваются все четыре показателя творческой мыслительной деятельности (беглость, гибкость, оригинальность и точность). На этапе введения проблемной ситуации необходимы «беглость» и «гибкость»; на этапе выдвижения гипотезы – «оригинальность»; на этапе проверка произведённого решения – «точность».
Эвристическое обучение. В эвристическом обучении учебный материал играет роль среды, которая используется для другой цели – создания учеником собственного содержания образования в виде его личных продуктов творчества (по А.В. Хуторскому). Педагогическим инструментарием учителя служат эвристические методы обучения: методы гипотез, символического и образного видения, взаимообучения, самооценки, конструирования понятий, прогнозирования, «мозгового штурма» и др.
Одним из главных условий развития творческой личности является дифференцированное обучение. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника.
Формы организации деятельности:
Фронтальные (при проверке первичного усвоения, при эвристической беседе).Групповые (при проверке домашнего задания, на этапе закрепления знаний, при изучении нового материала).
Индивидуальные (на уроках контроля и обобщения изученного материала, на этапе закрепления полученных знаний).

Система знаний и система деятельности
Система знаний: История Отечества – часть всемирной истории. Историческая наука предполагает овладение учащимися целого ряда понятий, которые являются продуктом других дисциплин: политологии, экономики, обществознания, социологии, культурологии, краеведения, экономической географии. При этом школьники должны уметь видеть сущность предмета истории. Закон ускорения исторического развития, закономерность и эволюционность исторического процесса, роль личности в истории, общечеловеческие и общекультурные ценности – все эти вопросы проходят сквозь содержание данного раздела истории России.
Система деятельности включает развитие критического, аналитического, творческого мышления (гибкость, беглость, оригинальность, точность). Опору на умения и навыки выстраивания причинно-следственных связей между фактом, событием и явлением, умение ставить цель и определять как самостоятельно, так и в группе, пути достижения цели. Формирование умения выдвигать гипотезы, строить аналогии, давать оценочные суждения и т.д. Совершенствование опыта индуктивно-дедуктивного доказательства и доказательства по аналогии. В ходе реализации исследовательских, компьютерных, творческих проектов происходит пошаговая преобразующая деятельность, направленная не только на решение конкретной ситуации или проблемы, но и личностное приращение обучающегося. Используются следующие методы учения: эвристическая беседа, диалог, полилог, работа с учебником, дополнительным раздаточным материалом, репродукциями картин и картами, решение исторических и проблемных задач, доклады-обобщения с презентациями Power Point, выделение в тексте исторических фактов, понятий, теорий, составление на основе текста таблиц, диаграмм, тезисов, краткого и развёрнутого планов. Использование трансфертных листов, приёма «Знал – Хочу узнать - Узнал», создание банка творческих работ.
8. Разработка урока
Урок по «Истории России. XX век» для 9 класса.Тема урока: « Внешняя политика России. Русско-японская война», § 4.
Цель урока:
Познакомиться с событиями, итогами, результатами русско-японской войны 1904-1905 гг. Выявить причины неудач русской армии.
Задачи урока:
Образовательные :Познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России в начале ХХ века.
Подвести учащихся к пониманию причин, хода военных действий Русско-японской войны.
Проанализировать причины поражения России в этой войне.
Воспитательные:
1. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за совершенные подвиги (В.Ф.Руднев, Р.И.Кондратенко, С.О.Макаров,) в русско-японской войне ради мира и, негативное отношение к бездарности (А.Н. Куропаткин) и подлости на примерах исторической действительности.
Развивающие:
1. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы.
2. Используя слайдовую презентацию развивать воображение учащихся, умение работать с иллюстрациями как историческими документами.
Тип: урок ознакомления с новым материалом.
По основной дидактической цели:
Урок освоения новых знаний, умений работы с историческими документами и в целом формирования исторического мышления подрастающего поколения.
По способу проведения:
Урок сочетания различных форм занятий (школьная лекция, эвристическая беседа на основе слайдовой презентации, анализ причин поражения России в войне самостоятельная работа с историческим документом (анализ статей Портсмутского мирного договора между Россией и Японией, мнение С.Ю.Витте).По форме проведения:
Урок освоения нового материала.
Форма урока: традиционный урок (школьная лекция) с использованием слайдовой презентации, как вспомогательного средства обучения (ИКТ) - форма интерактивного обучения или занятие в «режиме интерактива» т.е. взаимодействия.
фронтальная работа (работа учителя со всем классом в едином темпе),
( форма обучения по дидактической цели - теоретическая т.е. освоение новых знаний и практическая - формирование исторических умений и навыков т.е. работа с исторической картой, выявление причин поражения России в войне, анализ статей Портсмутского мира)
Примерный план урока:
Внешнеполитическая ситуация (основные направления внешней политики России на рубеже XIX-XX веков);
Причины Русско-японской войны;
Ход военных действий, причины поражения России;
Портсмутский мирный договор.
Оборудование урока:
Карта «Россия в начале XX века»;
Музыкальный фрагмент песни «Варяг»;
Слайдовая презентация «Русско-японская война»;
Распечатка для каждого ученика выдержек из «Портсмутского мирного договора между Россией и Японией».
Основные понятия урока: военно- политический блок, эскадра, флагманский корабль, империалистическая политика, «Безобразовская клика», «Великая Япония», Порт-Артур, Цусимское сражение, Ляодунский полуостров, агрессия, Портсмутский мир.
Исторические персоналии урока: Николай II, В.К. Плеве, В.Ф.Руднев, Р.И.Кондратенко, С.О.Макаров, З.П.Рожественский, А.Н. Куропаткин, С.Ю. Витте.

Структура урока
Этапы
урока Методы обучения Средства Форма организации учебной деятельности Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат
Организационный момент.
Эмоциональный настрой Приветствие. Предлагает
пожелать «своему соседу» успешной работы на уроке Проверяют готовность к уроку. Приветствие учителя выражает уважение, симпатию, желание добра. Это первый ключ к сотрудничеству.
1. Мотивационно-
целевой этап метод стимулирования интереса и мотива-ции учебной деятель-ностивопросы учителя:

Музыкальный фрагмент песни «Варяг» (1куплет и припев)
Репродукция картины В.В Верещагина «Апофеоз войны».
Слайд №1
Слайд№2
Слайд№3 Приём «коммуникативной» атаки
фронталь-ная беседа Добрый день. Перед Вами картина известного художника XІX- начала XX Василия Васильевича Верещагина, которую он посвятил ВСЕМ ЗАВОЕВАТЕЛЯМ.
1. Как она называется?
2. Ее название: «Апофеоз войны». Художник всегда изображал жестокие последствия войны.
3. Подумайте, как будет звучать тема сегодняшнего урока?
Выслушав ответы учащихся, учитель объявляет тему урока.
Изучение нового материала мы начинаем с постановки цели и задач урока
1.как русско-японская война могла повлиять на последующие события российской истории?
2. какие аспекты русско-японской войны мы должны рассмотреть для того, что бы иметь полное представление об этом событии?
Учащиеся, прослушав музыкальный фрагмент,
формулируют тему урока.

Учащиеся формулируют цель и задачи урока.
Под руководством учителя ответы учащихся обобщаются, структурируются: «Что бы иметь полное представление о Русско-японской войне мы должны:
Выяснить причины,
Ход военных действий
Последствия войны». Учащиеся самостоятельно формулируют тему, цель, задачи урока.
А) Планирование деятельности учащихся по изучению темы. Слайд№4 фронталь-ная беседа Составим план урока, с помощью которого будем изучать новую тему.
Составляют совместно с учителем план урока:
Внешнеполитическая ситуация накануне войны;
Причины и характер Русско-японской войны;
Ход военных действий;
Последствия войны.
Учащиеся в совместной деятельности с учителем формулируют план урока. Таким образом, учащиеся обучаются планированию деятельности на уроке.
2.Подготовка к учебно-познавательной деятельности
(к освоению новой темы) репродуктивный
стимулирующий Карта «Российская империя в конце XIX – начале XX века».
Эвристическая беседа Приступая к освоению темы, учащимся предлагается посмотреть на карту Российская империя в нач. XX века» и ответить на вопросы:
- Выделите плюсы и минусы геополитического положения Российской империи.
- Какой «минус», на ваш взгляд являлся самым значимым?
- Какая граница, на ваш взгляд, была более всего подвержена нападению внешнего противника? Почему?
Учащиеся, отвечают на поставленные учителем вопросы.
Сложность защиты такой большой территории
Восточная: отдаленность от центра, слабая защита, близость сильного соперника, желающего расшириться за счет этих территорий.
Учащиеся слушают ответы сверстников.
Созданы условия для освоения новых знаний и познавательной деятельности учащихся
3. Организация деятельности учащихся по освоению нового материала.
А) Причины и характер Русско-японской войны;
информационно-сообщающий
познавательно-поисковый
(т.е учащиеся анализируют информацию и выделяют причины войны) Слайд №5
Слайд №6
Школьная лекция
цель этапа:
подвести учащихся к пониманию причин, характера, хода военных действий, последст-вий Русско-японской войны. Обобщая ответы учащихся, учитель рассказывает об основных направлениях внешней и дальневосточной политики России.
Используя карту на слайдах учитель рассказывает о причинах конфронтации России и Японии.
Обобщая ответы учащихся, совместно формулируется причина Русско-японской войны, ее характер:
Столкновение российских и японских интересов на Дальнем востоке.
Характер войны- захватнический с обеих сторон. Учащиеся слушают рассказ учителя и самостоятельно определяют главные на их взгляд, причины конфронтации России с Японией и записывают в тетрадь (записи могут выглядеть так):
Расширение сферы влияния России на Дальнем Востоке;
Сближение России и Китая;
-заключение секретного договора об оборонительном союзе между Россией и Китаем в 1896 году;
-достижение согласия о строительстве КВЖД через китайскую территорию;
-договор о безвозмездной аренде Ляодунского полуострова и Порт-Артура;
- стремление правительства России ослабить влияние Японии на Дальнем Востоке;
Провозглашение программы «Великая Япония».
Учащиеся зачитывают те причины Русско-японской войны, которые посчитали основными и записали в тетради по ходу изложения нового материала учителем. Аргументировано доказывают свою точку зрения Работают в тетрадях. Осваивают новые знания,
записывают причины и понятия: Ляодунский полуостров, Порт-Артур,
«Великая Япония»
учащиеся осваивают навык выделения главного, умения аргументирован-но доказывать собственную точку зрения.
Совместная работа учителя и учащихся направленная на выявление основной причины и характера войны.
Б) Ход военных действий;
Коммуникатив-ный,
познавательный
(информационно-сообщающий) Слайд №16- 26.

Школьная
лекция с целью ознакомления учащихся с ходом военных действий. Учитель преподносит учебный материал по плану:
Начало военных действий Русско-японской войны (нападение японских миноносцев на русскую эскадру в Порт-Артуре, нападение на «Варяг» и «Кореец»);
Оборона Порт-Артура(герои обороны: С.О.Макаров, Кондратенко С.И.);
Поражение под Мукденом;
Цусимское сражение Восприятие учащимися нового материала.
Учащимся предлагается по ходу изложения новой темы, делать краткие записи в тетради : даты сражений, фамилии героев. Не все, а наиболее важные, ключевые - на взгляд ученика. Работа предполагает ответственное отношение учащихся к освоению темы, вырабатывает навык анализа, осмысления материала, выделения главной мысли. Например:
27.01. 1904г- корейский нейтральный порт Чемульпо, нападение 14 японских кораблей на крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». Учащиеся осваивают новые знания, учатся анализировать.
Через анализ исторических фактов вырабатывается навык выделения главного и систематизации исторических фактов. Отбор фактов для формулировки последующего вывода.
контрольно-стимулирующий Беседа По ходу изложения каждой части новой темы учитель задает учащимся вопросы направленные на контроль усвоения учениками знаний. Это позволяет :Учителю - контролировать процесс осмысления, понимания учениками темы и либо «двигаться»дальше, либо вновь вернуться к неосвоенному фрагменту темы.
Ученикам - закрепить освоенные знания, либо уточнить, то что ими упущено , непонятно. Вопросы к учащимся зависят от уровня (возможности) усвоения темы в классе и поэтому индивидуальны. Они позволяют учителю «дозировать » учебный материал и помогают учащимся «ориентировать-ся» в изучаемом событии
репродуктивно- познавательный Беседа После изложения новой темы учитель выясняет, какие исторические даты, понятия, фамилии исторических личностей учащиеся зафиксировали в тетрадях, а так же уровень их понимания.
Начало военных действий
Оборона Порт-Артура
Мукденское сражение
Цусимское сражение Ученики называют понятия, даты, исторических деятелей.
26-27 января 1904- нападение на русскую эскадру в Порт-Атуре27 января 1904г - порт Чемульпо.
В.Ф.Руднев, агрессия.
17 июля 1904г-начало осады Порт- Артура ,Ляодунский полуостров,
Р.И.Кондратенко,
С.О.Макаров, Эскадра,
флагманский корабль,
25 февраля 1905- поражение русской армии под Мукденом, А.Н. Куропаткин,
14-15 мая 1905г,
З.П.Рожественский. Учащиеся закрепляют значение усвоенных понятий. По ходу беседы восстанавливают в памяти упущенные моменты.
В) Последствия войны
(Портсмутский мирный договор) информационно-сообщающий
частично-поисковый метод
(сравнения,анализ а) документа Слайд № 27 - 29
Самостоятельная работа учащихся в парах Рассказ учителя о заключении Портсмутского мира. На слайде № 14 требования выдвинутые Японией России.
Определяя итоги войны, учащиеся обращаются к слайду № 14 (требования Японии) и документу «Портсмутский мирный договор» от 23 августа (5 сентября) 1905 г. приложение №1
В) анализируя документ учащиеся отвечают на вопросы поставленные учителем:
Определите, какие требования Японии были не удовлетворены Россией.
Перечислите потери России, закрепленные в этом документе.
Какие позиции на Дальнем Востоке России удалось отстоять?
Есть ли в тексте договора какие-либо положения, выгодные России?
Как вы думаете, устранял ли этот договор противоречия между Россией и Японией? Учащиеся зачитывают требования , поставленные Японией России.
Работают над текстом договора в парах.
Обсуждают документ в парах. Отвечают на вопросы учителя
Ученики сравнивают требования Японии и условия договора. Учащиеся учатся анализировать фрагмент документа и делать на основе этого выводы. Систематизации знаний учащихся способствует работа с документом.
Г) Причины поражения поисковый и систематизирующий Слайд № 28. Выскажите свое мнение:
Почему Россия потерпела поражение в войне с Японией? Указывают причины поражения России в Русско-японской войне:
Неподготовленность к войне на Дальнем Востоке;
Слабость путей сообщения и экономического развития в этом регионе;
Отсталость военной экономики;
Плохая подготовка части офицерских кадров и др. Развитие аналитических способностей учащихся.
4.Первичное осмысление и
закрепление связей и отношений в объектах изучения. поисково- познавательныйСлайд№28 цель этапа: проверить уровень осмысления изученного материала, а так же реализации поставленных в начале урока целей
Выполнение учащимися заданий устно, в форме диспута:
Карл Клаузевиц заметил, что всякая эпоха имеет свои войны. Рассмотрите с этой позиции Русско-японскую войну.
По мнению С.Ю.Витте, «несчастная война на десятки лет приблизила революцию». Раскройте смысл этого высказывания. Почему война была «несчастной для России»?
В июне 1904г. С.Ю.Витте писал Куропаткину: «Толчок к развязке будет зависеть от хода военных событий, во всяком случае, придется пережить трудные времена. Особливо я опасаюсь за внутреннее положение». Оправданы ли, на ваш взгляд, опасения С.Ю.Витте? Обоснуйте ваше мнение. Размышляют, высказывают свою точку зрения и пытаются её отстоять.
Поставленные задания способствуют формированию у учащихся умений оценивать общественные явления прошлого, доказывать правоту своих взглядов.
5. Рефлексия
(подведение итогов урока) преобразовательный
метод самоконтроля Учащимся предлагается оценить свою деятельность, используя вопросы:
Что нового вы узнали?
Доволен ли своей работой на уроке?
С какими трудностями встретился на уроке?
О каких событиях вы хотели бы получить дополнительную информацию? Отвечают на вопросы. Рефлексия, формирование умений оценивания себя в собственной деятельности.
6. Постановка домашнего задания. Слайд№31 Домашнее задание:
§ 4, стр 27-31. (вопросы и задания на стр.32).
Записывают домашнее задание в дневник. Домашнее задание дано вариативно.
Приложение № 1
ПОРТСМУТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЯПОНИЕЙ
25 августа ( 5 сентября ) 1905 г.
Статья I
Мир и дружба пребудут отныне между их величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными.
Статья II
Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее...
Статья III
Россия и Япония взаимно обязуются:
1. эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова...
2. возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.
Российское императорское правительство объявляет, что оно не обладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо... исключительными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом равноправности. <...>
Статья V
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда...Статья VI
Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь (Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу...Статья VII
Россия и Япония обязуются эксплуатировать принадлежащие им в Маньчжурии железные дороги исключительно в целях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических.
Установлено, что это ограничение не касается железных дорог на территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова. <...>
Статья IX
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. <...>
Статья XI
Россия обязуется войти с Японией в соглашение в видах предоставления японским подданным прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом. <...>
Сборник договоров России с другими государствами. С. 337-341.
Используемые электронные пособия и литература:
Для учителя:
Электронное пособие: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки Отечественной истории XIX-XX вв».
Электронное пособие: «Энциклопедия История России 862-1917».
Электронное пособие: «История России 9-11 классы».
Программа А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «ИСТОРИЯ. 6-11 классы для общеобразовательных учреждений», М: «Просвещение» 2011г.
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России. XX век », М:«Просвещение» 2011 г.
Е.В.Симонова., УМК «Поурочные разработки по истории России», 9 класс, М: «Экзамен»,2008г.
В.В.Кириллов, М.Н.Чернова «История России 1800-2002 гг.»: Поурочные методические разработки уроков, - Ростов н/Д: Феникс, 2002 г.
О.В.Арсланова, А.В.Подзеев «Поурочные разработки по истории России (XX- начало XXI века)»: 9 класс.-М.: ВАКО, 2007г.
С.Г. Манвелов «Конструирование современного урока», М: «Просвещение», 2002г.
Н.И.Шевченко «Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания», М.: «Русское слово», 2008г.
Д.Б.Павлов., Петров С.А. «Тайны русско-японской войны 1904-1905гг.» Сборник документов. М.,1993г.
Для учащихся:
А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России. XX век », М:«Просвещение» 2011 г.
Д.Б.Павлов., Петров С.А. «Тайны русско-японской войны 1904-1905гг.» Сборник документов. М.,1993г.
Электронное пособие: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки Отечественной истории XIX-XX вв».
Электронное пособие: «Энциклопедия История России 862-1917».
Электронное пособие: «История России 9-11 классы».