Разработка урока по русской литературе по теме Марина Цветаева: Личность и судьба


Дата:
Открытое внеклассное мероприятие по русской литературе:
( презентация прилагается)


1-й ведущий: Лучшие не доживают, это давно известно. Что же, Господь так нетерпелив? Или здешнее наше обиталище не самое подходящее место для гениальных умов и светлых душ? И намаявшись в убогостиземного пространства, они излечиваются от жизни исчезнув?
1-й чтец читает стихотворение «Знаю: уйду на заре...». Звучит колокольный звон (15 сек).
2-й ведущий: Марина Цветаева. Эффектно и даже вычурно. Даже похоже на псевдоним. Но за цветочным именем душа скитальца в бесконечности страстей. Везде не дома, всегда не богата (если не сказать бедна) и, в общем-то, не слишком удачлива.
1-й ведущий: Г. Эммин писал: «Не жизнь, а лихая кручина Аве, Марина!»
3-й ведущий: Фазиль Искандер, российский прозаик, писал: «Из великих наших поэтов только Маяковский,Есенин и Цветаева писали о самоубийстве, и все трое покончили с собой. Не знаю, пророчество ли это или страшная реальность их жизни: кто часто зависал над пропастью, один раз мог и сорваться»,
2-й ведущий: М. Цветаева писала-. «И к имени моему "Марина" прибавьте: мученица».3-й ведущий: Каждая осень напоминает нам о дне рождения Марины Ивановны Цветаевой жаркими, горьковатыми даже на взгляд гроздьями рябины, вызывая в памяти прекрасные строки. I
2-й чтец (на фоне колокольного звона 15 сек.) читает стихотворение «Красною кистью рябина зажглась...». (После последней строки звучит «Лунная соната» Л. Бетховена 1 мин. 40 сек.).
1-й ведущий: Итак, осень 1892 года. В семье профессора Ивана Владимировича Цветаева родилась дочь Maрина. Имя И.В.Цветаева,европейски известного искусствоведа и филолога, сейчас можно прочитать на мемориальной доске, установленной на фасаде здания Музея изобразительных искусств им.Пушкина, он основатель и создатель этого музея.
2-й ведущий: Мать Цветаевой, Мария Александровна,одареннаяпианистка,ученица Рубинштейна, человек, глубоко и тонко чувствовавший искусство, натура артистичная и чуткая, умерла рано, но влияние ее на дочьнесомненно.
1-й ведущий: Детство, юность, молодость Цветаевой прошли в Москве и в тихой, провинциальной Тарусе, отчасти за границей (Италия, Швейцария, Германия,Франция). Однако именно Москва оставалась всю жизнь любимым и желанным городом.
3-й чтец читает стихотворение «Облака вокруг, Купола вокруг...».
3-й ведущий: Еще будучи гимназисткой, Марина Цветаева выпустила свой первый сборник «Вечерний альбом». Это было в 1910 году. Стихи никому не известной поэтессы не только не затерялись, но и вызвали положительные отклики таких мастеров и требовательных знатоков стиха, как Валерий Брюсов, Максимилиан Волокший, который восторженно писал:
Кто Вам дал такую яркость красок?
Кто Вам дал такую точность слов?
Смелость все сказать от детских ласок
До весенних, полнолунных снов?
2-й ведущий: До революции Марина Цветаева выпустила еще две книги, сумев не только сохранить свой голос среди пестрого многоголосья литературных школ и течений предреволюционной поры, но и развить талант, создав оригинальные,точные по форме и мысли произведения, одно из которых можно назвать провидческим.
1-й чтец читает стихотворение «Моим стихам, написанным так рано...».
1-й ведущий: Жизнь Цветаевой сложилась очень непросто. Октябрьскую революцию она не приняла, и в 1922 году судьба забросила ее за рубеж.Она уехала к мужу Сергею Эфрону, оказавшемуся в эмиграции вПраге.
2-й ведущий:Если сказать, что Марина Цветаева любила Эфрона, это значит почти ничего не сказать: она его боготворила, и все три года отсутствия известий о нем были для нее пыткой, страшнее которой она немогла себе вообразить. Увлечений в ее жизни «топлива» для творческого костра, которое, отгорев, рассеивалось навсегда, было и будет немало; любовь останется одна до конца дней...
2-й чтец читает стихотворение «Писала я на аспидной доске...».
1-й ведущий: В красной Москве она, жена белого офицера Сергея Эфрона, все эти долгие три года чувствовала себя отщепенкой. Лирика Марины Цветаевой лет революции и гражданской войны, когда она вся была поглощена ожиданием вестей от мужа, проникнута печалью ее страстной, почти отчаявшейся надеждой. «Я вся закутана в печаль, писала она. Я живу печалью».
3-й чтец читает стихотворение «Вчера еще в глаза глядел...».
1-й ведущий: И огромная радость, когда пришло известие, что Сергей Эфрон жив.
3-й чтец читает стихотворение «Жив и здоров! Громче громов...».
3-й ведущий: Сначала Цветаева жила в Берлине, потом три года в Праге, в ноябре 1925 года перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая.В самих столицах жить было не по средствам, приходилось селиться в пригородах.
2-й ведущий: Елена Тараховская, поэтесса, вспоминала: «Я спросила: "Марина, неужели вы в Париже не скучали по России?" Она ответила: "Моя родина везде, где есть письменный стол, окно и дерево под окном"».
3-й ведущий: Поначалу белая эмиграция приняла Цветаеву как свою. Ее охотно печатали и хвалили. Но вскорекартина резко изменилась. Независимость поэтессы, ее смелые эксперименты со стихом, сам дух и направление ее творчества раздражали большинство эмигрантских литераторов. Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая пена одиночества. Усиливалась и материальная нужда.
1-й ведущий:Из письма 1933 года.- «Нищеты, в которой я живу, вы себе и представить не можете, у меня же никаких средств к жизни, кроме писания. Муж болен иработать не может. Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в день, на них вчетвером(у меня сын Георгий восьми лет) живем,т.е. просто медленно подыхаем с голоду».
3-й ведущий: К материальным лишениям добавлялась постоянная тоска по Родине.
1-й чтец читает стихотворение «Расстояние: версты,мили»
2-й ведущий: Немыслимо трудно работать поэту, когда он остается в таком безвоздушном пространстве, какова эмиграция, без родной почвы под ногами, без родного неба над головой.«Моя неудача в эмиграции,писала в этот период Марина Цветаева, в том, что я не эмигрант,что я по духу,т.е. по воздуху и по размаху,там,оттуда,туда... Здесь преуспеет только погашенное и, странно бы ждать иного!»
1-й ведущий: И все же именно чешский период поэтесса называла самым счастливым в своей жизни здесь ей прекрасно работалось. Она была счастлива еще и потому, что очень любила Прагу, которой посвятила немало поэтических строк. Приезжающий в этот город сегодня может совершить экскурсию по нему,взяв с собой вместо путеводителя томик стихов Марины Цветаевой.
3-й ведущий: Последнее, что она написала в эмиграции, цикл гневных, антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии, которую поэтесса нежно и преданно любила. Это поистине «плач гнева и любви», поэзия обжигающего гражданского накала и трагического отчаяния. Цветаева теряла уже последнюю надежду спасительную веру в жизнь. Эти стихи ее как крик живой, истерзанной души.
2-й чтец читает стихотворение «О, черная гора, затмившая весь свет!..».
1-й ведущий: На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Марины Цветаевой. Дальше осталось просто физическое существование. И того в обрез.Она чувствовала себя ненужной, чужой всюду несмотря на то что у нее были знакомые и даже друзья.И сам характер ее менялся, все сильнее одолевали заботы, не оставалось времени «на чувства», как она говорила; сердце остывало, душа уставала. Сергей Эфрон все больше тянулся к Советскому Союзу; приблизительно в 1 начале 30-х годов он сделался одним из активных деятелей организованного «Союза возвращения на Родину», Цветаева же упорно оставалась вне всякой политики.
2-й ведущий: И все-таки в 1939 году поэтесса восстанавливает свое советское гражданство и возвращается с
14-летним сыном на Родину вслед за дочерью и мужем, которые вернулись еше в 1937 году.Тяжело дались Цветаевой эти 17 лет, проведенные на чужбине. Она имела все основания сказать: «Зола эмиграции... я вся под нею...»
3-й ведущий: Возвращение состоялось в годы жесточайших репрессий. Сергей Эфрон с дочерью Ариадной
оказались арестованными. Цветаева так и не дождалась вестей о муже
1-й ведущий: Перед самым возвращением на Родину поэтессе снится ужасный сон. Сон об умирании; она поняла это и так и сказала в своих записях:дорога на тот свет.«Несусьнеудержимо,с чувством страшной тоски и окончательного прощания.Точное чувство, что лечу вокруг земного шара, и страстно и безнадежно! за него держусь, зная, что очередной круг будет Вселенная: та полная пустота, которой так боялась в жизни: на качелях, в лифте, на море, внутри себя. Было одно утешение: что ни остановить, ни изменить; роковое...»
3-й ведущий: К 1941 году огонь ее души погас окончательно. Никто не сумел и не захотел поддержать его.Погас огонь любви перестали писаться стихи. Исчезли Стихи ослабла воля к жизни.
Грянула война. 8 августа Марина уезжала из Москвы пароходом, и провожал ее Борис Пастернак. Там, в Елабуге, 31 августа 1941 года ее не стало, там она решила, что сну пора сбываться и ушла «во Вселенную».
2-й ведущий: Смерть пришла не «в тяжкой мантии торжественных обрядов».Она оказалась проще и прозаичнее. Грубее. Безжалостнее.
3-й чтец читает стихотворение «Вскрыла жилы: неостановимо...».
1-й ведущий: Борис Пастернак вспоминал: «Вчера ночью Федин сказал мне, будто с собой покончила Марина... Я не хочу верить этому. Если это правда, то какой же это ужас! Ах, какая вина на мне, если это так!Этo никогда не простится мне».
1-й чтец: И родились строки:
Что сделать мне тебе в угоду?
Дай как-нибудь об этом весть.
В молчаньи твоего ухода
Упрек невысказанный есть.
Всегда загадочны утраты.
В бесплодных розысках в ответ
Я мучаюсь без результата:
У смерти очертаний нет.
Тут всеполуслова и тени,
Обмолвки и самообман.
И только верой в воскресенье
Какой-то указатель дан.
2-йведущий: Марина Цветаева погибла, когда реальная жизнь,решительно оттеснив жизнь Духа, одержала победу. Когда не выдержала ее израненная,живая душа...
3-йведущий:По свидетельству высокопоставленного чиновника Министерства безопасности Российской Федерации, в архиве хранится документ,свидетельствующий о том,что кто-то из чекистов посетил Марину Цветаеву буквально за день до ее смерти. Тот же чиновник уверил,что как сам факт разговора,так и его содержание были сознательно задуманы таким бразом, чтобы великая поэтесса приняла единственное решениесамоубийство.
2-й ведущий: Рябину рубили зорькою.
Рябинасудьбина горькая.
Рябина седыми спусками...
Рябина! Судьбина русская...




































Самоанализ внеклассного мероприятия, посвященного жизни и творчеству М.Цветаевой. (11 классы).


Учитель русского языка и литературы Тулегенова К. С.

Цель мероприятия:
Показать судьбу поэтессы М. Цветаевой в годы сталинизма.
Прививать чувство милосердия и сочувствия к поэтам и писателям этой эпохи.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, проблемный, исследовательский.
Оборудование: мультимедийный комплекс (презентация), цветы, свечи.

Форма мероприятия: заседание литературного кружка.

Мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе. Принимали участие учащиеся 11 “A” класса. Это внеклассное мероприятие было направлено на то, чтобы учащиеся могли знать о тяжелой судьбе, творчестве поэтов и писателей в эпоху сталинизма; на то, чтобы разбудить в их сердцах милосердие и сочувствие. Была сделана замечательная презентация, где к фотографиям и стихотворениям звучала “Лунная соната” Л.Бетховена, на фоне колокольного звона звучало стихотворение “Красною кистью рябина зажглась”.
Закончили мероприятие с зажженными свечами в руках при звучании песни Б. Ахмадуллиной. Мне нравится, что вы больно не мной.
Думаю, что мероприятие удалось, цель достигнута, т. к. в зале стояла абсолютная тишина, а это значит, - что детям было интересно.






































15