Презентация по междисциплинарному курсу Теоретические основы специальной педагогики и психологии на тему Предмет, цель и задачи специальной педагогики и психологии
Предмет, цель и задачи специальной педагогики и психологии
План1. Готовность педагогических работников к коррекционно-педагогической деятельности в условиях ДОУ2. Предмет специальной педагогики и психологии3. Цель и задачи специальной педагогики и специальной психологии4. Предметные области современной специальной педагогики и специальной психологии
Детская популяциянормально развивающиеся детиодаренные детидети с различными нарушениями в развитии (дети- инвалиды)
Факторы риска отклоняющегося развития:отягощенная наследственность;патология беременности или родов;хронические заболевания у родителей;неблагоприятная экологическая ситуация;профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка;- алкоголизм, наркомания у родителей до рождения ребенка.
Статистика рождения детей с патологией.Данные НИИ детства:-ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией;-8-10% имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию;- 4-5% составляют дети-инвалиды.
Специальная педагогика-отрасль педагогики, занимающаяся проблемами воспитания, образования и обучения различных категорий детей (детей с отклонениями в развитии, поведении, эмоционально-волевой сферы, одаренных детей)
Специальная психология- раздел психологии, посвященный изучению психологических особенностей детей с различными отклонениями в развитии, нарушения в развитии у которых связаны с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы
Цель специальной педагогики и специальной психологии-достижение человеком (ребенком) с отклонениями в развитии максимально возможной самостоятельности и независимой жизни
Задачи специальной педагогики и специальной психологии:1. Разработка теоретических и методологических основ содержания специального образования детей с отклонениями в развитии.2. Выявление общих и специфических закономерностей психического развития ребенка с отклонениями в развитии в сравнении с нормально развивающимся ребенком.3. Разработка коррекционно-педагогических технологий воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.4. Разработка диагностических методик и способов педагогической и психологической коррекции различных типов нарушений в развитии у детей.5. Создание необходимой учебно-методической базы в подготовке специалиста к коррекционно-педагогической работе с детьми с отклонениями в развитии.
Предметные области современной специальной педагогики и специальной психологии:олигофренопедагогика, олигофренопсихология;сурдопедагогика, сурдопсихология;тифлопедагогика, тифлопсихология;тифлосурдопедагогика, тифлосурдопсихология;логопедия;отрасль специальной педагогики и специальной психологии применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;отрасль специальной педагогики и специальной психологии применительно к лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с РДА, нарушением поведения);отрасль специальной педагогики и специальной психологии применительно к лицам со множественными нарушениями (находится в стадии становления).
Основные категории нарушений развития у детей1. Нарушения интеллекта (умственно отсталые дети, дети с ЗПР);2. Сенсорные нарушения (нарушения зрения, слуха);3. Нарушения речи;4. Нарушения опорно-двигательного аппарата;5. Эмоциональные расстройства;6. Тяжелые множественные нарушения.