Программа факультативного курса Стильные штучки


Пояснительная записка.
Программа факультативного курса «Стильные штучки» составлена на основе программы элективного курса «Дизайн – технологии» авторов О.И. Нигель, А.А. Сарычева, Н.В. Андреева, И.П. Гречникова, М.С. Горюшкина, Е.Р. Краснушкина, М. ДРОФА 2006 г., государственной программы «Трудовое обучение. Технология», М. Просвещение 1997 г., «Технология. Этот чудесный батик» А.А. Ярыгина, Волгоград, Учитель 2006 г.
Данная программа позволяет учащимся оценить привлекательность такой сферы профессиональной деятельности, как художественно – прикладное и дизайнерское творчество, определить свои возможности и успешность в этой профессиональной области. Курс следует рассматривать как профессиональную пробу в системе «человек – художественный образ». Его системообразующей идеей является интегративный подход к освоению различных технологий, связанных с художественной обработкой материалов, и использование метода проектов в качестве механизма реализации такого подхода. Метод проектов по своей сути является комплексным (интегративным) процессом, формирующим общеучебные и творческие умения, технологическую грамотность, культуру труда.
В программе дизайн представляется как художественное проектирование и конструирование; деятельность, направленную на формирование функциональных и эстетических качеств предметной среды. В программе предложены семь технологий, представляющих различные материалы и способы их обработки (лоскутопластика, батик, декупаж, стилистика цвета, вязание, пейп-Арт, украшения из фетра). Интеграция в данном случае понимается как объединение в едином ансамбле (костюме или интерьере) всех или некоторых из предлагаемых технологий. Целостность объединения обеспечивается соблюдением композиционного и стилистического единства продукта проектной деятельности (дизайн – проекта костюма, интерьера).
Структура курса представлена тремя разделами: «Основы дизайна», «Художественно – прикладные технологии», «Дизайн – технологии».
Раздел I «Основы дизайна» знакомит учащихся с ключевыми понятиями и видами дизайна; особенностями дизайнерской деятельности; профессиями, связанными с деятельностью в области дизайна, и необходимыми для этого качествами личности.
Раздел II “Художественно – прикладные технологии» предусматривает знакомство каждого учащегося со всеми видами художественно – прикладных технологий, представленных в программе. Учащиеся получают общее представление о прикладных возможностях различных технологий художественной обработки материалов и осваивают некоторые способы и приёмы работы с различными материалами. Данный раздел имеет модульную структуру, в которой представлены 5 технологий.
Раздел III “Дизайн – технологии» включает в себя теорию и практику дизайн – проектирования костюма или интерьера (могут быть и другие объекты дизайна). Занятия проводятся в форме деловой игры (описание игры дано в приложении). Итогом работы является защита проектов. Дизайн – проектирование осуществляется на основе ранее приобретённых знаний и умений в области дизайна и художественно – прикладных технологий.
Изучение курса возможно в группах смешанного состава при соответствующем отборе художественно – прикладных технологий.
Формой отчётности, позволяющей оценить успешность усвоения материала курса, является защита дизайн – проекта.
Цель курса:
выявление у учащихся склонности к дизайнерской деятельности; оказание помощи в осознанном и правильном выборе профиля дальнейшего обучения.
Образовательные задачи курса:
активизация творческого потенциала школьников;
получение ими опыта проектной деятельности на основе интеграции нескольких видов художественно-прикладных технологий;
развитие у обучающихся способностей к рефлексивному анализу;
освоение ими базовых теоретических знаний в сфере дизайнерской деятельности;
овладение учащимися прикладными умениями художественной обработки различных материалов;
выявление и развитие у них коммуникативных способностей.
Основные формы обучения:
при освоении художественно-прикладных технологий — индивидуальная и парная;
при дизайн - проектировании — работа в малых группах (3—5 человек).
Основные методы обучения:
метод проектов;
метод проблемного изложения;
эвристическая беседа;
мозговой штурм.
Новизна курса: возможность изучать и использовать в одном курсе несколько технологий, уметь сочетать их. Изучение и использование редких технологий.
Новизна программы заключается в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся узнать для себя много нового, обучиться различным технологическим приемам по изготовлению игрушек, сувениров, картин и предметов украшения интерьера.
При этом это дети не только разного возраста, но и с разными стартовыми способностями. Программа отличается еще и тем, что позволяет в условиях общеобразовательной школы расширить возможности образовательной области технология в разделе декоративно-прикладного творчества.
Изучение курса проходит по блокам, что позволяет изменять отдельные темы в зависимости от веяний моды, интересов обучающихся.
Актуальность: в последнее время отмечается повышение интереса обучающихся мастерить поделки своими руками, создавать предметы, украшающие быт. В продаже появилось большое количество новых, ярких, необычных материалов для рукоделия. Литература и интернет поражают разнообразием предлагаемых для изучения и овладения мастерством технологий и мастер-классов. Данная программа позволяет охватить некоторые, популярные среди обучающихся, технологии и даёт возможность опробовать их на практике.Содержание программы
Раздел I. Основы дизайна
Тема 1. Дизайн как художественно- проектная деятельность
Дизайн как художественно-проектная деятельность по созданию предметной среды. Принципы дизайна: удобство, экономичность, красота. Основы эргономики. Пропорции. Золотое сечение. Композиция и цвет в дизайне. Стиль. Исторические и современные стили. Роль художественного воображения в дизайне. Профессия дизайнера. Практическая работа: упражнения на развитие воображения; выявление качеств личности, профессионально значимых в сфере дизайна.
Тема 2. Дизайн костюма
Композиция костюма. Элементы костюма: головные уборы, плечевая одежда, поясная одежда. Развитие традиций в современном костюме. Декор в костюме. Практическая работа: выполнение эскизов костюмов с учетом принципов дизайна. Экскурсия на выставку «Дизайн костюма».
Тема 3. Дизайн интерьера
Человек и пространство. Интерьер жилища и общественный интерьер как объекты дизайна. Зависимость дизайна от стиля. Практическая работа: выполнение планов, разверток стен разнообразных интерьеров. Экскурсия на выставку «Дизайн жилого интерьера».
Раздел II. Художественно-прикладные технологии.
Тема 4. Цветовая стилистика.
Основы цвета. Двенадцатичастный цветовой круг. Цветовое конструирование и цветовое воздействие. Цветовая гармония и семь типов цветовых контрастов. Цветовые средства композиции, основные свойства цветов.
Специфические особенности цвета в интерьере. Практическая работа: выполнение фрагмента интерьера в цвете.
Цветовая палитра вашего стиля. Цветовая гамма вашей одежды. Практическая работа: создание цветового образа в одежде.
Тема 5. Лоскутопластика
Лоскутошагистика как вид декоративно-прикладного творчества. Текстильный лоскут как материал для творчества.
Лоскутопластика в дизайне костюма.
Основные подходы к дизайну костюма: создание «лоскутной» ткани; использование лоскутных фрагментов и вставок. Элементы лоскутопластики в декоре костюма. Практическая работа: создание разнообразных фактур из текстильного лоскута, создание изделий мелкой лоскутной пластики. Аксессуары одежды (пояса, бусы, сумочки, галстуки и т. п.). Поиск нестандартных решений применения лоскутопластики в элементах костюма. Изготовление фрагментов костюма в материале.
Лоскутопластика в дизайне интерьера. Виды лоскутопластики. Бесшовный печворк или кинусайга.
Лоскутопластика в декоре жилого и общественного интерьера. Разнообразие предметов интерьера с использованием лоскутопластики (ширмы, абажуры, шторы, объемные декоративные композиции и т.д.). Практическая работа: выполнение образцов (фрагментов) предметов интерьера в лоскутопластике; эскизирование; макетирование; работа с материалом.
Тема 6. Батик
Батик как один из видов декоративно-прикладного творчества. Технологии выполнения батика (узелковая, холодная, горячая) и их особенности. Материалы, инструмент и оборудование. Основы композиций разных жанров (натюрморт, пейзаж, анималистическая). Использование выразительных возможностей росписи тканей в одежде, в интерьере.
Практическая работа: выполнение эскизов разных вариантов батика; выполнение двух-трех вариантов законченных композиций росписи на ткани; освоение техники росписи «по-сырому»; работа с акварелью и гуашью; дополнительные эффекты в росписи тканей; ткань с печатными узорами; роспись ткани с помощью аэрографа; свободная техника письма.
Тема 7. Декупаж.
Декупаж как один из новых «старых» видов декоративно-прикладного творчества Техника декупаж: инструменты и материалы. Объекты декорирования.
Основы декупажа. Построение композиции. Декупаж в интерьере и декоре одежды. Разнообразие предметов интерьера с использованием декупажа. Декупаж по керамике, стеклу, ткани, канве. Практическая работа: выполнение разных вариантов декупажа.
Тема 8. Вязание.
Вязание как один из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Вязание крючком и на спицах. Вязание на руках и на пальцах. Пряжа и её виды. Основные приёмы вязания. Трикотаж сегодня. Вязаные аксессуары (бусы, сумки, косметички и т. п.). Вязание в интерьере – как один из способов декорирования помещения. Вязание в сочетании с различными техниками декора. Изготовление фрагментов костюма в материале. Изготовление украшений при помощи вязания на пальцах и руках без использования спиц и крючка.
Практическая работа: выполнение украшений в технике вязания без использования спиц и крючка, работа с материалом.
Тема 9. Пейп-Арт.
Пейп-Арт как новый современный вид бумагопластики. Основы пейп-арта, материалы. Декор предметов, аппликация из скрученных жгутиков. Бутылки, шкатулки, сундуки, украшения. Использование объёмных предметов для декора. Использование техники для создания украшений. Практическая работа: декор предмета интерьера в технике пейп-Арт.
Тема 10. Украшения из фетра.
Фетр – чудесный материал для творчества. Идеи для подарков своими руками. Текстильные украшения из фетра. Практическая работа: изготовление броши из фетра.
Раздел III. Дизайн - технологии
Тема 9. Деловая игра «Дизайн-проект интерьера, костюма»
Условия и порядок проведения изложены в приложении.
Тема 10. Презентация итоговой работы (защита дизайн - проекта)
Методические рекомендации
Решение образовательных задач курса достигается соответствующей организацией занятий. Каждое занятие рекомендуется проводить в логике основной идеи программы — осуществления проектной деятельности учащихся на основе интеграции содержания.
Первое занятие целесообразно начать с раскрытия понятия «дизайн», изучения видов дизайна, выявления в эвристической беседе общих закономерностей дизайнерской деятельности. Затем следует перейти к обсуждению профессии дизайнера и определить качества, которыми должен обладать представитель этой профессии.
На втором и третьем занятиях необходимо более подробно познакомить школьников с такими видами дизайнерской деятельности, как дизайн костюма и дизайн интерьера. При этом изучение теоретического материала целесообразно дополнить посещением соответствующих выставок.
Следующим логическим этапом является изучение четырех видов художественно-прикладных технологий (на уровне получения общего представления и приобретения умений). На этом этапе каждый учащийся должен познакомиться со всеми четырьмя видами художественной обработки материалов, представленных в программе.
Все ранее приобретенные знания, умения интегрируются в процессе выполнения дизайн- проекта. Здесь выделяются две специализации: дизайн-проект костюма,
дизайн-проект интерьера и формируются малые группы. Каждая группа выполняет свой дизайн-проект (костюма или интерьера) под руководством учителя. Внутри группы обязанности распределяют по реальному воплощению идей проекта, но мыслительная деятельность носит коллективный характер. Взаимоотношения в малой творческой группе осуществляются по принципу ответственной зависимости.
Дидактическим стержнем программы является проектная деятельность учащихся, в процессе которой проявляются интересы и склонности, творческие потенции учащихся. Завершающий этап проектной деятельности (защита дизайн - проекта) имеет особо важное значение как рефлексивная форма подведения итогов обучения. Описание хода проектной деятельности приведено в приложении. При групповой организации проектной деятельности оценивают как материализованный результат общих усилий, так и индивидуальное участие каждого с учетом распределения ролей.
Оценку определяют с учетом следующих критериев.
Оценка дизайн - объекта:
функциональность (соответствие назначению, удобство в использовании);
композиционная целостность;
стилистическое единство;
гармония цвета;
оригинальность.Оценка процесса работы:
проблемность (наличие проблемы в замысле);
технологичность (выбор оптимального варианта и его разработанность);
завершенность (законченность) работы;
эвристичность (наличие творческого компонента в процессе проектирования — вариативность первоначальных идей, их оригинальность, нестандартность исполнительского решения и т. д.);
экономичность (оптимальность затрат на материалы и изготовление);
■коммуникативность (высокая степень организованности группы, правильное распределение ролей установление отношений ответственной зависимости).
Оценка защиты проекта:
полнота представления процесса, подходов к решению проблем (аналитическая способность: низкая, средняя, высокая);
рефлексивная оценка участия в общей работе (полная удовлетворенность, удовлетворенность не в полной мере, неудовлетворенность);
вывод о возможности выбора профессии дизайнер (может сделать вывод, не может сделать вывод).
Учебно – тематический план
№ п/пНаименование раздела, темы. Форма проведения
занятия Кол – во часов дата
По плану фактически
Раздел I. Основы дизайна. 6 1-2 Дизайн как художественно – проектная деятельность. лекция 2 3-4 Дизайн – костюма. Традиции в современном костюме. Беседа
работа в малых группах 2 5-6 Дизайн интерьера. Человек и пространство. Беседа,
работа в малых группах 2 Раздел II. Художественно – прикладные технологии. 52 Цветовая стилистика. 8 7-8 Цвет и цветовое воздействие. Цветовой круг. Лабораторно-практическое 2 9-10 Цветовая гармония. Контрасты. Лабораторно-практическое 2 11-12 Цвет в интерьере. практическое 2 13-14 Цвет в одежде. практическое 2 Лоскутопластика. 8 15-16 Элементы лоскутопластики в декоре костюма. практическое 2 17-18 Аксессуары одежды. практическое 2 19-20 Лоскутопластика в дизайне интерьера. практическое 2 21-22 Бесшовный печворк. практическое 2 Батик. 8 23-24 Технология выполнения узелкового батика. практическое 2 25-26 Технология выполнения горячего батика. практическое 2 27-28 Технология выполнения холодного батика. практическое 2 29-30 Использование батика в одежде, интерьере. практическое 2 Декупаж. 8 31-32 Техника декупажа. Декоративные композиции. практическое 2 33-34 Декупаж и посуда. практическое 2 35-36 Декупаж в интерьере. практическое 2 37-38 Декупаж на канве. практическое 2 Вязание. 8 39-40 Вязание как декоративно – прикладное искусство. практическое 2 41-42 Вязаные аксессуары. практическое 2 43-44 Вязание в интерьере. практическое 2 45-46 Смешение техник. практическое 2 Пейп-Арт8 47-48 Пейп-Арт - бумажное искусство. практическое 2 49-50 Имитация ткачества, чеканки, резьбы по дереву. практическое 2 51-52 Декорация стеклянной бутылки. практическое 2 53-54 Декорация шкатулки. практическое 2 Украшения из фетра. 4 55-56 Цветы из фетра. практическое 2 57-58 Модные украшения своими руками практическое 2 Раздел III. Дизайн- технологии. 10 Деловая игра «Дизайн – проект интерьера, костюма». 6 59-60 Подготовительный этап. Работа в малых группах 2 61-62 Этап планирования. Работа в малых группах 2 63-64 Исполнительский этап. Работа в малых группах 2 Презентация итоговой работы. 4 65-66 Защита дизайн – проекта. Публичное выступление 2 67-68 Защита дизайн – проекта. Публичное выступление 2 ИТОГО: 68 Литература для учителя:
Бравина Т. А. Батик. - М.: ГОУ «Поиск», 2005.
Венгер Л. А. Педагогика способностей. — М.: Знание, 1973.
Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / под общ. ред. Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. — М.: Архитекту-ра-С, 2004.
Иттен Иоханнес. Искусство цвета. — М.: Изд-во Д.Дронов, 2001.
Кандинский В. А. Точка и линия на плоскости. —- СПб.: Азбука-Классика, 2004.
Концепция профильного обучения на старшей ступени образования // Профильная школа. — 2003. — № 1.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. — 2002. — № 4.
Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: Знание, 1974.
Михайлов С. М., Кулеева Л. М. Основы дизайна: учебник для вузов / под ред. С. М. Михайлова. — М.: Союз дизайнеров, 2002.
Нагель О. И. Художественное лоскутное шитье (основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): учебно-методическое пособие для учителя. — М.: Школьная Пресса, 2004.
Нестеренко О. И. Краткая энциклопедия дизайна. — М.: Молодая гвардия, 1994.
Метод проектов в технологическом образовании школьников /под ред. И. А. Сасовой. — М-: Вентана-Графф, 2003.
Паранюшкин Р. В. Композиция. — Ростов н/Д: Феникс, 2001.
Пармой Ф. М. Композиция костюма: учебник для вузов. — М.: Легпромиздат, 1997..
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003.
Синеглазова М. А. Распишем ткань сами. — М.: Профиз-дат, 1999.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Основы живописи: учебник для 5—8 классов. — Обнинск: Титул, 1996.
Ярыгина А.А. «Технология. Этот чудесный батик», Волгоград, Учитель 2006 г..
http://www.liveinternet.ru/users/4681586/ ссылка на мой электронный дневник.
http://best-hand-made.net/post189036111?updhttp://www.happy-giraffe.ru/community/24/forum/post/97502/http://mirpiar.com/publ/ukrashenie_iz_molnij_master_klass/85-1-0-2287http://sunduhok.blogspot.ru/2012/06/blog-post_13.htmlhttp://pinme.ru/u/kira1805/peyp-art/http://hmhome.ru/2010/09/12/yolki-iz-fetra/Литература для учащихся:
Крут С. Роспись по ткани – батик, Санкт – Петербург КОРОНА принт 2000.
Интернет: батик в картинках.
Метод проектов в технологическом образовании школьников /под ред. И. А. Сасовой. — М-: Вентана-Графф, 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Деловая игра
«Дизайн-проект интерьера, костюма»
Цель: формирование умения объединять различные модули содержания в учебном проекте на основе интегративного подхода.
Учебная деятельность: продуктивная.
Форма: малые группы.
Метод: метод проектов.
Игра проводится по типу творческой мастерской. Каждый участник выполняет свою часть работы на исполнительском этапе, а обсуждение идеи проекта, планирование хода работы и оценка результатов проводятся в ходе коллективной мыслительной деятельности. Роль учителя: ведущий — на первом (подготовительном) и последнем (подведение итогов) этапах, наблюдатель-консультант — на исполнительском этапе.Содержательное обеспечение игры: информация, усвоенная учащимися на предыдущих занятиях; приобретенный опыт художественно- творческой и дизайнерской деятельности; источники дополнительной информации (книги, журналы, фотографии, слайды, видеофильмы).
Оптимальная наполняемость учебной группы 12—14 человек.
Ход игры.
Подготовительный этап
Учитель предлагает учащимся выполнить проект по одному из двух направлений: дизайн костюма или дизайн интерьера. Для этого они должны объединиться в группы по 3—-4 человека с учетом взаимных симпатий и выбранного направления проектирования. Учитель предоставляет в распоряжение школьников словарь терминов и делает установочное сообщение, в котором, используя метод проблемного изложения, раскрывает содержание и сущность проектной деятельности, называет ее этапы и характеризует каждый из них. Обучаемые должны самостоятельно сформулировать, что они будут делать на каждом этапе, таким образом обеспечивается включенность каждого учащегося в предстоящую деятельность. Учитель должен подчеркнуть значимость последнего этапа работы (презентации, защиты проекта) в оценке работы группы в целом и каждого из ее членов в отдельности. Далее учитель ставит перед школьниками проблему: как выполнить дизайн-проект костюма или интерьера на основе интеграции изученных ранее художественно-прикладных технологий. Каждая группа изучает проблему, рассматривает различные аспекты, ищет варианты ее решения. В итоге должен быть сформирован мысленный образ будущего результата проектной деятельности, сформулирована тема проекта и определена цель.
Этап планирования
Каждая группа определяет задачи проектирования и создает банк идей. В ходе обсуждения участники вырабатывают план действий, определяют технологию работы, распределяют роли между собой. Учитель помогает конкретизировать цели и при необходимости корректирует работу групп.
Исполнительский этап
Разработка эскизов, схем, моделей, макетов, кратких описаний. Выбор лучшей (оптимальной) идеи в соответствии с критериями функциональности, эстетичности, простоты исполнения, экономии материалов и времени.

Технология работы над дизайн- проектом костюма:
■построение силуэта и определение пропорций в костюме;
• творческая трансформация первоисточников при создании костюма;
выбор декоративной отделки модели;
выполнение эскиза модели костюма с использованием нескольких видов художественно-прикладных технологий;
изготовление фрагмента декора из выбранных материалов.
Технология работы над дизайн- проектом интерьера:
определение объектов проектирования с учетом функциональных особенностей помещений (жилой интерьер — прихожая, кухня, детская, спальня, мастерская, уголок отдыха и др.; общественный интерьер — вестибюль школы, класс, коридор, кабинет технологии и др.);предварительное эскизирование;
выполнение планировочных чертежей, разверток стен;
изображение интерьера в перспективе или аксонометрии по желанию;
декорирование интерьера с использованием нескольких видов художественно-прикладных технологий (эскиз, коллаж, макет).
Этап получения результатов и выводов
Каждая группа учащихся при участии учителя оценивает результаты своей работы (дизайн-объект и процесс совместной проектной деятельности), делает выводы. Оценку определяют по критериям, приведенным в методических рекомендациях.
Этап презентации (защита проекта)
Каждая группа представляет свой проект. Общий доклад делает один из участников, выбранный группой. Остальные члены творческой группы докладывают по своей части работы, дают оценку своего участия, делают вывод о привлекательности для них профессии дизайнера.
Учитель анализирует работу каждой группы и отдельных участников в соответствии с критериями проектной деятельности (активность, креативность, объем и достоверность использованных источников, потенциал продолжения работы, качество отчета). Затем он дает рекомендации в индивидуальной беседе каждому учащемуся с точки зрения возможности приобретения им профессии дизайнера. Источниками оценивания при этом являются: наблюдение за ходом работы (включенность, активность, интерес, креативность, сотрудничество) и процедурой защиты проекта (оценка продукта, процесса, самооценка участия).