Программа занятий родительского клуба
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Лебедевка»
Искитимского района Новосибирской области
Родительский клуб
«Успешный родитель»
Составитель: педагог-психолог Шамина И.Е.
2014 год
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя
могут дать детям большое человеческое счастье».
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Какие бы задачи общество не ставило перед школой, но именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Без помощи и поддержки родителей, их глубокой заинтересованности, процесс воспитания и обучения не даст необходимого результата.
В настоящее время в системе образования происходят серьезные изменения. Школа утратила монополию на образование ребенка, так как образовательная организация – это не единственный путь получения образования. Следовательно, учитель – не единственный, а порой и не самый лучший источник знаний. Чтобы школа жила и развивалась в современных условиях, в условиях нового законодательства ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей. В связи с новым законодательством формируется практика привлечения родителей к управлению школой.
С другой стороны, намечается тенденция к отчуждению между родителями и педагогами. Педагоги все больше отходят от педагогического взаимодействия с семьей обучающегося, ограничиваясь информационной и организационной функциями. Это негативно сказывается на воспитании детей и вызывает необходимость пересмотра системы взаимодействия школы и семьи, а, следовательно, и поиска путей новых форм взаимодействия, поскольку первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между школой и родителями. В современных социокультурных условиях важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от педагогов поддержка, помощь и просто добрый совет. Это становится особенно актуальным в условиях сельской местности, где практически все знают друг друга.
Но, к сожалению, вынуждены отметить и тот факт, что в последние годы неуклонно снижается количество родителей, регулярно и охотно посещающих родительские собрания. Для того, чтобы повлиять на ситуацию, необходимо изменить парадигму воздействия школы на родителей на парадигму взаимодействия школы с родителями. При этом поменяется и цель, и позиция, и ожидаемые результаты. И как ожидаемый результат – возрастает доверие, взаимное признание ответственности, усиливается уверенность в необходимости расширения взаимодействия.
Закономерно встает вопрос о формах взаимодействия семьи и школы. Как сделать так, чтобы родители и педагоги стали союзниками, чтобы между ними установились партнерские отношения, ведь только в этом случае деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной. Мы остановились на форме родительского клуба.
Цель клуба:
Оптимизация взаимоотношений родителей и педагогов через совместную деятельность в родительском клубе.
Основные задачи:
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания;
- приобретение родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей, организация психолого-педагогического сопровождения этого процесса;
- развитие воспитательных ресурсов, навыков самопомощи через непосредственное сотрудничество родителей друг с другом;
- формирование способности предупреждать появление сложных кризисных ситуаций, связанных с воспитанием подрастающего поколения;
- развитие непрерывных отношений со школой с целью оказания психолого-педагогической поддержки родителей;
- оптимизация детско-родительских отношений;
- развитие потребности к самосовершенствованию через воспитание своих детей.
Участники Клуба:
- администрация школы, педагог-психолог, учителя;
- родители и обучающиеся.
Принципы организации работы:
- добровольность участия;
- приоритет интересов родителей;
- открытость;
- партнерское общение;
- свобода и ответственность за выбор варианта решения своей актуальной проблемы;
- объективизация (осознание) родительского поведения.
Формы работы:
- групповое обсуждение проблем;
- совместная деятельность родителей с детьми (мастер-классы по различным направлениям деятельности; спортивные состязания, акции, семейные праздники и т.д.);
- лекции, семинары, круглые столы.
Методы работы / инструментарий
- групповое и индивидуальное консультирование;
- тренинги;
- свободное общение;
- деловая игра;
- дискуссия;
- мозговой штурм.
Организация работы родительского клуба:
Основные занятия проводятся 1 раз в месяц.
Ожидаемые результаты:
- повышается психолого-педагогической компетентность родителей в области воспитания;
- совершенствуются методы взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей;
- родители приобретают опыт группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей,
- совершенствуется процесс организации психолого-педагогического сопровождения родителей в школе;
- развиваются воспитательные ресурсы семьи, навыки самопомощи родителей;
- формируется способность предупреждать появление сложных кризисных ситуаций, связанных с воспитанием подрастающего поколения;
- оптимизируются детско-родительские отношения;
- растет гражданская активность родителей.
Примерная Программа Родительского клуба
Встреча 1: Открытие Родительского Клуба.
Презентация Родительского клуба. Цели задачи, организационные вопросы
Тренинг «Конфликты»:
Знакомство, оформление визиток: назвать имя и положительное качество на первую букву имени.
Работа с группой: Ассоциации со словом конфликт – запись на доске. Конфликт – это не всегда плохо, это возможность что-то изменить.
Работа в микрогруппах: 1 группа ищет положительные функции конфликта, 2 – отрицательные стороны, 3 группа продолжает предложение: «Дети плохо себя ведут, потому что». Представление мнений групп. Обсуждение.
Упражнение «Неформальное общение». Группа делится на «родителей» и «детей». «Дети» выходят за дверь, каждый придумывает проблему, с которой он хотел бы обратиться к «родителю». «Родители» же получают инструкцию не реагировать на просьбы ребенка под предлогом занятости, усталости и т.п. В течение нескольких минут идет ролевое проигрывание ситуаций. Затем участники меняются ролями. Однако новые «родители» получают противоположную инструкцию: отреагировать на слова ребенка максимальным вниманием, отзывчивостью, предложить свою помощь и поддержку. Обсуждение чувств участников завершается определением понятий формального (закрытого, равнодушного, неискреннего) и неформального (открытого, эмпатийного, искреннего) общения.
7. Упражнение «Стили воспитания». Один участник выходит за дверь, в комнате прячется какой-нибудь предмет, затем доброволец ищет предмет:
- с завязанными глазами, направляемый ведущим;
- направляемый аплодисментами группы, по типу «горячо - холодно»;
- жестко управляемый ведущим, с наказаниями за неправильное направление поиска.
Обсуждение.
8. «Солнышко». На листе бумаги каждый рисует солнышко, пишет в круге имя своего ребенка, на лучах его положительные и отрицательные качества.
9. Обсуждение по группам тем и форм работы Родительского клуба.
10. Продолжение разговора за чашкой чая. Подведение итогов занятия. Этот этап очень важно провести не спеша, чтобы дать возможность родителям осознать и вербализовать свой новый опыт, полученный в процессе занятия, получить поддержку от психолога и других участников. Каждому предлагается ответить на три вопроса: «Что я чувствую?», «О чем я думаю?», «Что я хочу сделать?».
Встреча 2: Конструктивное общение с детьми и подростками
Тема эта неисчерпаема, бесконечна, и сегодня мы поговорим с вами о барьерах в общении с ребенком, а также потренируемся в навыках активного слушания.
Принятие чувств ребенка. Понять ребенка – значит услышать его чувства, проникнуть в глубинную мотивацию его поведения. Необходимым навыком здесь является навык «активного слушания», освоению которого посвящается этот этап занятия. Рассказ психолога о психологических механизмах «подавления» чувств и компенсации составляется в соответствии с образовательным уровнем участников тренинга. Основной его тезис может быть следующим: «Эмоции, которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную сущность. Называние и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости с родителями, сознание того, что тебя слышат и понимают».
В процессе обсуждения этого упражнения родители знакомятся с понятием «активного слушания». Слушать активно – значит улавливать, что ваш ребенок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует на самом деле, и озвучивать эти чувства своими словами, окрашивая свои высказывания пониманием и неподдельной заботой (еще один термин, описывающий это явление – «эмпатия»). Навык активного слушания невозможно выработать одним упражнением, на одном занятии. Поэтому к этой теме необходимо возвращаться на протяжении всего курса.
Упр. 1. Группа делится на пары и участники ведут диалог:
- сидя напротив друг друга;
- один сидит, другой стоит;
- спиной друг к другу;
- на расстоянии 3 метров.
Обсуждение. Когда было комфортнее общаться.
Упр. 2. Один участник выходит за дверь. Задание найти человека, который хочет с ним общаться. Группа получает задание демонстрировать различными способами нежелание общаться с ним, все, кроме одного участника.
Обсуждение. На что ориентировались, что является важным при желании общаться с человеком.
Если вы хотите послушать ребенка:
- повернитесь к нему лицом; ваши глаза должны находиться на одном уровне; ваше положение и поза самые сильные сигналы о том, насколько готовы вы его слушать и услышать.
- желательно, чтобы ответы звучали в утвердительной форме (Не буду больше водиться с Петей.. – Ты на него обиделся. Неправильно: а что случилось? Ты что, на него обиделся? Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.)
- «держать паузу», она помогает ребенку понять свои переживания и одновременно почувствовать, что вы рядом.
- иногда полезно повторить, что вы поняли, а потом обозначить чувство (Не буду больше водиться с Петей. – Не хочешь с ним больше дружить.. Да, не хочу после паузы - Ты на него обиделся).
Три эффекта:
Исчезает, или, по крайней мере, ослабевает отрицательное переживание ребенка (разделенная радость удваивается, горе уменьшается).
Ребенок начинает рассказывать о себе все больше.
Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
Упражнение 3. «Принятие чувств». Участники делятся на микрогруппы по 4-5 человек, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка. Приводим образцы заданий и возможные варианты ответов:
«Не смей его бить! Это же твой брат!» ( «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя»).
«Не бойся. Собака тебя не тронет». («Симпатичный пес... Но если боишься – давай перейдем на другую сторону»).
«Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» («Я бы тоже расстроился. Но может, мы вместе найдем выход?»).
«Подумаешь – укол! Даже малыш не боится, а ты...» («Да, укол – это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку»).
Упр. 4. В парах (родитель - ребенок) придумывают ситуации и отрабатывают навыки активного слушания.
Барьеры в общении или что нам мешает слушать ребенка. Раздаточный материал.
Встреча 3. Конструктивное общение с детьми и подростками
Введение. В прошлый раз мы говорили с вами о барьерах в общении с ребенком, осваивали навыки активного слушания, которые помогают нам понять его переживания. А что же делать с нашими чувствами, которые также переполняют нас в отдельных ситуациях взаимодействия с детьми. Сегодня речь об этом.
Упражнение 1. Разминка: «Что я люблю, и что я не люблю». Каждый участник пишет на одной половине листа 5 предметов, явлений, людей, книг и т.п., на другой половине – что он не любит, прикрепляют на грудь и в течение 5-7 минут ходят, читают друг у друга написанное. Затем возвращаются на свои места, делятся впечатлениями.
Упражнение 2. «Я хороший родитель». Каждому участнику предлагается в течение 1 минуты рассказать о своих сильных «родительских» сторонах. После каждого выступления остальные участники невербально выражают свою поддержку рассказчику (это может быть рукопожатие, дружеское похлопывание по плечу, одобрительный кивок головой и т.д.).
«Я - высказывание» - теоретическая вставка. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Скрыть свои переживания, сохранить спокойствие при сильном волнении все равно не получится. Ребенок без труда «читает» по вашим жестам, позе, интонации что что-то не так. Ведь именно через эти несловесные сигналы передается более 90% информации о нашем внутреннем состоянии. Через некоторое время чувство, как правило, «прорывается» и выливается в резкие слова или действия.
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, или его поведении.
- Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей.
- Меня очень утомляет громкая музыка.
Упражнение 3. Раздаточный материал. Группа делится на пары, тройки и формулирует Я-высказывания, применяет навыки активного слушания в различных ситуациях взаимодействия с ребенком.
Упражнение 4. «Накорми ребенка». Заранее просят участников принести самую разнообразную еду и напитки. В начале упражнения группа случайным образом делится на две подгруппы: кормящие и кормимые)))) (участникам не надо сразу говорить, что это родители и дети, это делается на разборе упражнения). У каждого кормящего должен быть свой кормимый (пусть они сами друг друга выбирают из противоположной группы).
Кормимым завязывают глаза и озвучивают правило молчания (говорить не имеют право ни те, ни другие участники).
Кормящим предлагают накормить своего партнера. В конце упражнения ведущий шепотом предлагает кормящим покормить их кормимых несочетающимися продуктами (шоколад+соленый огурец, например). В целом упражнение длится довольно долго - минут 10-15. Хорошо, если часть пар закончит упражнение самостоятельно (или кормимый начнет сопротивляться или кормящий решит, что пора остановиться). После этого подождать еще несколько минут, давая возможность закончить наиболее терпеливым самостоятельно. Но сильно долго ждать не стоит, остановить упражнение.
Ведущий должен внимательно наблюдать стратегии тех и других.
Далее делимся впечатлениями: и те, и другие рассказывают, как им было в роли, что они чувствовали и т.п.
В разборе можно сделать выводы:
- родительские стратегии в отношениях с детьми (при чем это касается не только еды, но и повседневного поведения, ожиданий, навязывания своих убеждений и верований, желаний и др.);
- стратегии взрослых как детей (т.е. в отношениях с их собственными родителями);
- отношения со значимыми и подчиненными людьми;
- кроме того, можно отметить случаи вранья (сознательного или нет) и оправдания своего партнера - это стратегии презентации своей семьи в обществе.
Встреча 4: Проблемы дисциплины
Упражнение 1. Интервью. В парах участники берут друг у друга интервью, узнавая как формальные сведения о партнере, так и его привычках, хобби, а также его мнение о том, что ему помогает быть эффективным родителем, а что мешает. Через 10 – 15 минут каждый участник представляет партнера общему кругу, стоя у него за спиной.
Рефлексия: какие чувства испытывали, когда представляли вас и когда представляли сами? Что заметили, узнали о ком-то, о себе что-то интересное, новое?
Упражнение 2. «Давление». Один участник сидит, а второй «давит» ему на плечи, затем поменяться местами. Обмен чувствами.
Теоретическая вставка. Предоставление свободы выбора и логические последствия. Наиболее эффективным методом общения с детьми, по мнению специалистов, является предоставление им свободы выбора во всех ситуациях, где это объективно возможно, и возможности испытать на себе последствия избранного ими образа действий.
Установление границ дозволенного поведения. Предоставление свободы выбора и логические последствия – не единственные методы установления необходимой дисциплины. Мы предлагаем родителям познакомиться со «ступенчатой системой установления запрета» по методу Х.Джайнотта:
1. Признать, что некое желание вполне может возникнуть у ребенка ( «Я понимаю, что тебе хочется...»).
2. Четко определить запрет на какое-либо действие ( «Но я не могу позволить тебе это делать сейчас, т.к....»).
3. Указать, каким образом ребенок может осуществить свое желание.
4. Помочь ребенку выразить свое законное недовольство («Конечно, тебе это не нравится...»).
Упражнение 3. «Как можно запретить, не запрещая». Работа с раздаточным материалом. Группа делится на пары, тройки и формулирует высказывания, не употребляя слова нет в различных ситуациях взаимодействия с ребенком.
Упражнение 4. «Дисциплина». Каждый участник кратко описывает на карточке типичную для его семьи ситуацию, когда необходимы какие-либо дисциплинарные меры по отношению к ребенку. Эти карточки перемешиваются, родители распределяются по парам. Каждая пара вытягивает себе карточку с описанием ситуации, которую надо решить с помощью предоставления выбора и логических последствий. Затем происходит групповое обсуждение найденных решений.
Упражнение 5. «О ком я забочусь». Необходимо составить список людей, о которых каждый участник заботится на данном этапе своей жизни. Как правило, люди забывают внести в этот список себя, на что, и призвано обратить внимание данное упражнение.
Встреча 5: Повышение самоуважения детей, оказание поддержки
Упражнение 1. «Праздник хвастунов». В течение минуты необходимо назвать как можно больше положительных эффектов для группы от своего участия в ее работе. Соревновательный контекст этого упражнения позволяет родителям раскрепоститься, творчески подойти к поиску все новых своих вкладов в групповой процесс. Таким образом, раскрывается поле для осознания роли ребенка в создании и сохранении семейной атмосферы.
Способы повышения самоуважения детей. Наши замечания и общение без слов помогают детям быть довольными собой – или чувствовать себя неудачниками. Дети инстинктивно чувствуют, когда родители верят в их способности и таланты, доверяют и уважают их чувство собственного достоинства, когда даже ошибки детей не пугают и не расстраивают родителей, т.к. рассматриваются как необходимый жизненный опыт.
Упражнение 2. «Мозговой штурм». Перед родителями ставится задача найти, как можно больше различных способов поверить в силы ребенка самому и дать ему это почувствовать. Принимаются самые нереальные, нестандартные решения. Важно стимулировать творчество, способность взглянуть на проблему и своего ребенка по-новому.
В дополнение к способам, найденным родителями в результате «мозгового штурма», психолог предлагает познакомиться с понятиями неформального общения, поддержки, семейного совета.
Теоретическая вставка. Основные этапы развития личности ребенка. Лекция психолога решает задачу психологического просвещения родителей, предоставления им информации о содержании этапов развития личности по Э.Эриксону, необходимых условиях их благоприятного прохождения. Возможно расширение этой темы за счет рассказа о внутриутробном развитии плода, другой психологической информации. Преподносить эту информацию необходимо с максимальной корректностью, учитывая уровень личностного развития и актуального состояния родителей.
Групповая дискуссия: «Какие выводы позволяет сделать родителям эта информация?» Часто первая реакция родителей – это ощущение беспомощности, осознание совершенных ошибок, которые очень сложно исправить. Важно так организовать дискуссию, чтобы от фрустрации прийти к позитивному восприятию перспектив взаимодействия с ребенком, осознанию ресурсов, позволивших воспитывать его до сих пор с определенным успехом.
Домашнее задание.
1) «Знаем ли мы своих детей?» - родителям предлагаются вопросы для определения степени осведомленности их в различных сферах интересов и предпочтений ребенка. Отвечая на вопросы, родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и за ребенка, оставляя место для реального ответа ребенка, который они получат уже дома. Вот примерный перечень вопросов для школьников и их родителей:
· Мое любимое животное и почему. Мое нелюбимое животное и почему.
· Мой любимый цвет и почему. Мой нелюбимый цвет и почему.
· Моя любимая музыка. Музыка, которая мне не нравится.
· В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как...., а не нравится...
· Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал... Почему?
Встреча 6. Праздник Семьи.
Цель: - отработка навыков сотрудничества и равноправных взаимоотношений с ребенком;
- закрепление позитивного опыта неформального общения;
- создание атмосферы взаимопонимания и доверия между членами семьи.
Ведущий: Никто кроме тебя твою Жизнь Праздником не сделает. Тебя могут позвать на праздник. И ты можешь прийти и будешь со всеми этот Праздник творить... А можешь быть гостем на Празднике Жизни, наблюдателем... А можешь и не пойти – твое право, твой выбор... А можешь устроить Праздник для других, вместе с другими. И это будет САМЫЙ-БОЛЬШОЙ-ПРАЗДНИК для тебя. Устрой праздник для тех. кто рядом, для тех, кто в этом нуждается. Научи других устраивать Праздник. И твоя жизнь станет Праздником.
Торжественное вручение благодарностей за участие в работе Родительского клуба. Этот ритуал преследует цель не столько выдачи каких-либо документов, сколько создания атмосферы праздника и закрепления ощущения успешности родителей. Дети, пришедшие на праздник, получают от группы заранее приготовленные подарки, сувениры, символизирующие добрые и открытые взаимоотношения, любовь.
Психологические игры и упражнения. Применение конкретных методик с целью сплочения детей и родителей, получения ими опыта сотрудничества зависит от личных и профессиональных предпочтений психолога.
1. «Пластилиновая композиция» или изготовление открытки своими руками
(Н.А.Сакович. "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования").
Необходимые материалы: картон для труда, пластилин, различные виды макаронных изделий по 100 г, различные виды круп по 100 г, другие мелкие предметы: бусинки, пуговицы, кнопки и др.
Участникам раздают по листочку картона и пластилин. Каждый может взять кусок пластилина понравившегося цвета и размять его в руках так, чтобы он стал мягкий. Затем пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается, слоем в 3 миллиметра. При этом можно использовать и другие цвета, он не обязательно должен быть однотонным.
После этого предлагается набор крупы, макарон и мелких предметов. Вдавливая их в пластилиновую основу, участники создают композицию на свободную или заданную тему.
Ритуал завершения праздника. Возможно использование следующего приема: все участники праздника садятся в круг, передают друг другу зажженную свечу и говорят о том, как они представляют себе счастливую семью. Чаепитие.
Встреча 7. «Мы рады встрече с Вами!»
Упражнение 1. Знакомство. Нарисуй имя и расскажи о нем.
Упражнение 2. Игра-разминка. Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим. Обычно игра проходит очень весело, способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.
Упражнение 3. Ожидания от работы группы
Диагностика: Методика диагностики родительского отношения А.Я.Варга – В.В.Столина. Интерпретация полученных результатов.
Встреча 8. «Воспитание нравственности»
Вступительное слово ведущего.
Упражнение 1. Каждый участник пишет на листочке качества, которыми должен обладать 17-летний человек. Обсуждение.
Упражнение 2. Работа в микрогруппах:
- высоконравственный человек – это
- причины падения нравственности
Обсуждение полученных результатов.
Просмотр видеофильма «Виртуальная агрессия». Обсуждение.
Упражнение 3. Работа в микрогруппах – пути решения проблемы, рекомендации родителям.
Литература
Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. – М.: Семья и школа, 1995.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Мн.: Попурри, 1998.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, 1998.
Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка. Книга для родителей. – М.: Прогресс, 1986.
Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с ней справиться. – СПб.: Питер, 1996.
Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии, - М.: Класс, 1998.
Нельсон Д., Лот Л., Глен С. Воспитание без наказания. – ИнтерДайджест, 1997.
Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. – М.: Культура, 1994.
Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. – М.: ООО «Апрель пресс» : ЭКСМО-пресс, 2000.
Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. – М.: Класс, 1995.
Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. – М.: Класс, 1997.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999.
15