Программа занятий родительского клуба Лучик


HYPERLINK "http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/87-work-with-family/1383--programma-zanyatij-roditelskogo-kluba-qluchikq" Программа занятий родительского клуба "Лучик"Пояснительная записка.Семья является первичным институтом социализации, обладающим необычайно широким спектром воздействия на личность. Именно в семье начинает складываться жизненный опыт человека, формируются его моральные ценности, потребности, интересы, усваиваются социальные нормы и культурные традиции общества. Отношения, сложившиеся в семье, в основном определяют дальнейшее развитие личности ребенка.
С семьей человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создает свою семью и воспитывает своих детей. Каждая ли семья может сегодня решить возникающие перед ней задачи и проблемы? Все ли родители способны в полной мере справиться со своими функциями в наше сложное время? Практика свидетельствует о том, что многие семьи не справляются. Обедняются внутрисемейные отношения, отсутствует забота о ребенке. Таким семьям необходима помощь.Анализируя банк данных по категориям семей в Слуцком районе, можно констатировать тот факт, что категория неполных семей – самая многочисленная. Растет число юных матерей-одиночек, которые, в основном, заняты устройством личной жизни, а не заботой о ребенке. Это является одной из причин попадания семей в социально опасное положение, распространения социального сиротства. Такие семьи требуют пристального внимания, а родители – сопровождения, поддержки и... воспитания, которое предполагает расширение педагогического поля и воспитательного пространства семьи. Ведь отцы и матери часто поступают неправильно не по злому умыслу, а из-за отсутствия педагогических и психологических знаний. Накопление родителями знаний, а на их основе -- умений и навыков, осуществляется через различные формы взаимодействия, в том числе через работу клубов. Работа клуба «Лучик» направлена на повышение воспитательной культуры родителей, укрепление внутрисемейных связей, оптимизацию детско-родительских отношений.
ПОЛОЖЕНИЕ о клубе «Лучик»
ЦЕЛЬ КЛУБА – оказание практической психолого-педагогической помощи и поддержки родителям (одиноким родителям) путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем. Воспитание родительской ответственности.ЗАДАЧИ:
повышение педагогической и психологической компетентности родителей;
формирование позиции ответственного родителя;
формирование уверенности в себе, своих силах, возможностях;
содействие созданию эмоционально благоприятной атмосферы в семье для успешного воспитания и развития ребенка
развитие навыков продуктивного взаимодействия;
создание условий для установления и развития отношений партнерства и сотрудничества родителей и ребенка
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
Клуб «Лучик» является одной из форм работы по социально-педагогическому сопровождению неблагополучной семьи.
Руководителем клуба может быть специалист СПЦ.
Участники клуба: отцы- или матери-одиночки, родители, заинтересованные в общении, повышении знаний, поддерживающие цели и задачи организации. Основной принцип – добровольность.
Форма деятельности – открытая. Количественный состав – непостоянный.
Периодичность встреч – 1-2 раза в месяц; место встреч – СПЦ.
Члены клуба имеют право вносить предложения по организации работы клуба, тематике занятий, форме их проведения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
 
№ Тема занятия Форма проведения сроки
1 «Я и мой ребенок» Установочное занятие с элементами тренинга Сентябрь
2 «Я – родитель, а это значит…» Круглый стол с участием специалистов (юрист, сотрудник РОВД, врачи, соц.работник и др. Октябрь
3 «Как быть уверенным в себе» Занятие с элементами тренинга Ноябрь
4 «Как быть с эмоциями» Занятие с элементами интерактивной игры декабрь
5 «Терпение. Нежность. Внимание.»Занятие с элементами ролевой игры Январь
6 Приглашаем в гости мам Совместное занятие родителей и детей Февраль
7 Вместе весело шагать Совместное занятие родителей и детей Март
8 «Счастлив тот, кто счастлив дома» (конфликты) Лекция-беседа Апрель
9 Необычайное путешествие Совместное занятие родителей и детей Апрель
7 «Трудная тема» (преодоление конфликтов) Семинар-практикум Май
8 «Как избавить себя от манипулирования» Занятие с элементами тренинга Июнь
9 «Общаться с ребенком. Как?» Круглый стол Август
10 «Я тебя понимаю» Совместное занятие родителей и детей с элементами тренинга Сентябрь
11 «Жизнь по собственному выбору» Дискуссия Октябрь
12 «Будь собой и стань еще лучше» Занятие с элементами тренинга Ноябрь
13 «Мы – вместе» Семейный праздник Декабрь
Возможно проведение заседаний по темам, предложенным родителями.Разработаны занятия по предложенным темам.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРАВИЛА НАШЕЙ ГРУППЫ
1. Доверительный стиль общения. Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей и участники как можно больше доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на «ты». Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и консультанта, независимо от возраста.2. Общение по принципу «здесь и сейчас». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся с другими людьми. Это срабатывает механизм психологической защиты. Но основная задача нашей работы — превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя с разных сторон, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и сейчас.3. Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т. е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность и откровенность.4. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился с нами во время занятия. Это помогает нам быть искренними, способствует нашему самораскрытию. Мы не боимся, что наши высказывания могут стать известны другим людям, помимо членов группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.5. Определение сильных сторон личности. Во время занятий каждый из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы вместе работаем. Каждому члену группы — как минимум одно хорошее и доброе слово.6. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты плохо поступил».Как можно больше контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то приятнее общаться. Но во время занятий мы стремимся общаться со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.7. Активное участие в происходящем. Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное. Получив много положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.8. Уважение к говорящему. Когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говорящему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.
СЕМЬ ГЛАВНЫХ ПРАВИЛЧто значит для меня моя семья?Конечно – счастье и уют домашний,Семь правил обязательно храня,Лишь только семь, но очень – очень важных.Во-первых, это главное, - любовь.Всем сердцем и душою всей, и разумом.Не просто, чтоб бурлила страстью кровь, А трепетно, и каждый день по-разному.Второе – дети. Что за дом без них?Пустыня без колодца – не напиться.А дети – это жизнь, это родникИ продолженье рода. Пусть струиться!Потом – забота. Лишь онаОчаг семейный сбережет от ветра.Старайся, чтоб с улыбкою веснаБыла всегда с тобою, а не где-то.Четвертое – терпение. ОноПоможет пережить невзгоды, беды …И отогреет солнышком окно, Что инеем заледенело белым.А пятое – ответственность и долгВ фундаменте семейном веский камень.Они помогут защитить любовь, От ветра уберечь душевный пламень.Шестое – уваженье. Только с нимПриобретешь успех, признанье общее.Всегда, считаясь с мнением других, Научишь, чтоб с твоим считались собственным.И, наконец, седьмое – чистотаВезде – в дому, в душе твоей и помыслах…Вот так я представляю свой очаг, Где я любима, счастлива где полностью.
Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:
Дети должны быть для нас прежде всего не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами – они должны быть просто детьми.
Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек и выходок.
Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны (обусловленная любовь), это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, наши дети будут избавлены и от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.
Психологи советуют мамам и папам:
Для установления взаимосвязи с детьми, для того, чтобы найти с ними общий язык, - СМОТРЕТЬ ДЕТЯМ В ГЛАЗА! Пусть ваш взгляд будет открытым и любящим.
Для ребенка ВАЖЕН ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ. Не обязательно целовать и обнимать ребенка – достаточно дотронуться до его руки, похлопать по плечу, взъерошить волосы – ваше прикосновение делает его более уверенным в себе. Особенно важен такой контакт, когда ребенок болен, устал, когда ему грустно.
Важно не количество времени, проведенного с ребенком, а КАЧЕСТВО ОБЩЕНИЯ. Надо уметь ВДУМАТЬСЯ в то, что ребенок хочет, ВСЛУШАТЬСЯ В ЕГО СЛОВА.
Давайте учиться любить детей так, чтобы они поняли это, почувствовали вашу любовь, - тогда и они станут в будущем хорошими родителями.