Статья на тему: Роль истории в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи.


Роль истории в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи.
В настоящее время Россия переживает духовный кризис. Распались коммунистические ценности, нет либеральной альтернативы. Дискредитированы понятия справедливости, общественного блага, прослеживается упадок морали.
В российском обществе возникла опасная для развития молодежи по своим социальным последствиям социальная ситуация. Появляются со стороны общества новые требования к личности подростка. Происходит разрыв связи и преемственности между поколениями, теряются традиционные ценности. В российское общество внедряются чуждые ему духовные ценности (вестернизация), которые вытесняют и подвергают забвению культуру и традиции отечественной истории. Остановить негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение морально – психологического климата.
В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальной является проблема духовно-нравственного воспитания современной студенческой молодежи. Это обусловлено несколькими причинами:
во-первых, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения (Д.С. Лихачев);
во-вторых, чтобы сформировать культурную компетентность будущего специалиста;
в-третьих, чтобы устранить пропасть между образованием и воспитанием, возникающую в последние десятилетия.
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Сегодня образование (даже высшее) не гарантирует защиту от интеллектуальной, профессиональной и культурной ограниченности.
Отсутствие у будущего специалиста или деформация духовно-нравственных ценностей может в скором времени негативно отразится на последствиях его профессиональной деятельности. Каково сегодняшнее общество – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество.
Для России XXI век – это время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания прав и свобод человека главной высшей ценностью.
Изменения в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, адаптация на рынке труда. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.
Безусловно, приоритетная роль в преодолении возникшего кризиса в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи принадлежит социально-гуманитарным наукам. Особенно истории, которая уже в силу специфики своего предмета в значительной степени обращена к личностным качествам студента, его мировоззренческим и нравственным установкам и ценностям. Перед нашим обществом стоит важная цель – формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. Две наиболее важные социальные роли должен освоить современный молодой специалист – роль гражданина и роль патриота.
Учебная дисциплина «История» обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания молодежи. Основной целью преподавания этого учебного предмета является:
формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;
воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков;
привитие понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;
формирование собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям;
создание условий для социальной адаптации молодежи;
воспитания сознательных граждан, толерантных по отношению к другим народам и культурам, способных к самостоятельному и ответственному выбору.
Преподавание истории должно быть выстроено таким образом, чтобы, помимо простого интереса, у молодежи формировалось чувство любви и гордости за принадлежность к самобытной российской культуре.
Преподавателя истории должны волновать вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у учащихся гражданских позиций. Воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе колледжа. Исторической науке и включенной в нее аспекту краеведческой деятельности принадлежат огромные возможности позволяющие воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать студентов к культурному наследию страны и «малой родины». В учебных материалах «Истории» можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала на уроках истории необходимо и педагогически оправдано.
Цель преподавателя истории – научить студентов любить, уважать свой народ, землю, Родину. Ведь обращение к прошлому, позволяет узнать свои корни, чтобы создать достойное будущее.
На занятиях по дисциплине «История» применяются самые различные формы работы. Студенты готовят сообщения, рефераты, отчеты и доклады, где им дается возможность сравнивать, анализировать события прошлого, делать вывод: какой могла бы быть Россия сегодня, отстаивать свою точку зрения. Студенты пишут историческое сочинение, где сравнивают жизнь прошлую с настоящей Россией и находят, чем можно гордиться. Особенно благодатна тема «Великая Отечественная война». Ведь эта трагедия коснулась семьи каждого студента. Учащиеся готовят исследовательской работы в форме сообщений, презентаций. Пишут сочинения о своих родственниках, которые участвовали в Великой отечественной войне, используя информацию, полученную в беседе с родственниками, с ветеранами войны и труда, Интернета. Ведут беседы, связывая учебный материал с современными тенденциями российского общества. Учащиеся анализируют документы и материалы, что позволяет им высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою историю. Составляют родословные (генеалогическое древо).
Курс истории дополняется темами по краеведению (истории Воронежского края). Это развивает интереса к истории родного города, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине как части огромной России. В курсе используются такие формы занятий как экскурсии по краеведческим объектам, викторины, поездки по историческим и святым местам (Задонск, Графское, Владимир, Суздаль, Боголюбово, Москва, Тула, Прохоровка, Волгоград). Используются информационно – коммуникационные технологии. Студенты с удовольствием делают компьютерные презентации, которые иллюстрируют их исследовательские работы. При изучении дисциплины используется мультимедийный учебник «История России XX век» (Антонова Т.С., Данилов А.А., Харитонов А.Л., Косулина Л.Г. 4 диска). При рассмотрении тем посвященных современной России, активно используются материалы средств массовой информации (Как федеральные, так и местные). Постоянно проводятся творческие недели дисциплины и внеклассные мероприятия, посвященные историческим событиям. Студенты участвуют в научно-практических конференциях:
Это развивает навыки самостоятельной работы, участия в дискуссиях, работы в группах, выражения собственной позиции. Дисциплина «История» имеет широкие возможности для нравственного воспитания. Необходимо наиболее полно реализовать их, постоянно заострять внимание молодежи на духовно-нравственных аспектах иных исторических событий, учить анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём.
Воспитательным аспектам исторической дисциплины принадлежит особая роль. Ведь еще Н.Г. Чернышевский написал: «Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории своей Родины».
Она призваны ориентировать на высшие духовные ценности, на решение личностных и социальных проблем. Любую тему важно пронизывать высокими нравственными целями, одухотворенным смыслом, гуманистическими ориентациями. Нужно пытаться научить современного молодого человека мыслить нешаблонно и масштабно, самостоятельно принимать ответственные решения.
Одна из главных задач, стоящих перед преподавателем сегодня - помочь студенту научиться думать творчески, оптимально овладевая информационно-ёмкими и ценностно-значимыми знаниями. Приобретённые знания служат опорой становлению готовности подростков жить в новых экономических и социально-политических реалиях, быть устремленным в будущее, видеть и пытаться решать глобальные проблемы, полноценно жить в настоящем, способность адаптироваться к существующим условиям.
Литература:
Анасьева А.Н. Воспитание патриотизма и гражданской позиции на уроках истории и обществознания и во внеурочных мероприятиях. www.krsh1.net.ru.Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи проблемы и стратегия//Преподавание истории и обществознания в школе 2007 № 7
Левкина Т. Патриотическое воспитание при изучении Отечественной истории // Воспитание школьников 2007 № 10
Москвичев Л.Н. Социально-гуманитарное образование в условиях современной культуры // Образование в условиях формирования нового типа культуры: III Международные Лихачевские научные чтения. — СПб.: СПбГУП, 2003.-С. 121-124.
Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы: государственная программа// Народное образование 2001 №7
Федосова Н.А. Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе. www.verav.ru