Наши верные друзья на улицах дорог
Классный час
на тему:
«Наши верные друзья
на улицах
и дорогах».
( 4 класс)
Классный час на тему: «Наши верные друзья на улицах и дорогах».
Цели: работать над усвоением правил дорожной грамотности и навыков безопасного поведения на дороге; знакомить со значением дорожных знаков, их названиями и группами; развивать наблюдательность и внимание.
Оборудование: запись мелодии, костюм светофора, костюм милиционера, костюм «пешеходный переход», дорожные знаки, макеты светофора.
Ход классного часа.
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в большой город.
- Прошу вас пристегнуть ремни безопасности, закрыть глаза. Поехали.(звучит мелодия).
- Вот мы и в городе. Что вы видите на улице?
- Прошу Вас встать свободно, закрыть глаза и начать передвигаться с одного места на другое.
- А теперь откройте глаза и снова походите.
Понравилось ли вам передвигаться по классу таким образом? Какие ощущения вы испытывали, когда ходили с закрытыми глазами? (Ответы учеников.)
- Как вы думаете, если у пешеходов и водителей транспортных средств будет беспорядочное движение, что произойдет? (Дорожно-транспортное происшествие, авария,)
- Что помогает участникам дорожного движения не попасть в ДТП? (Светофоры, регулировщик, знание правил дорожного движения, дорожные знаки.)
Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы с вами, ребята, познакомимся поближе с нашими верными друзьями на улицах и дорогах.
- Первый помощник на улицах города – светофор. (старшеклассник в форме светофора):
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут, и помогут
Говорящие цвета.
Красный цвет вам – нет!
Сдержанно и строго,
Жёлтый цвет даёт совет –
Подождать немного,
А зелёный цвет горит –
Проходите – говорит.
Светофоры бывают транспортные и пешеходные. (Показ рисунка).
Транспортные светофоры, в зависимости от числа сигналов, подаваемых в одном направлении, бывают одно-, двух- и трехсекционные, а также с дополнительными секциями - со светящимися стрелками справа и слева.
Светофоры, имеющие только мигающий желтый сигнал, сообщают водителю о том, что перекресток нерегулируемый и пересекать его надо с особой осторожностью. Особую осторожность нужно соблюдать и пешеходам.
Пешеходные светофоры в отличие от транспортных имеют два сигнала: зеленый с надписью - «Идите» или силуэтом идущего человека и красный с надписью - «Стойте» или с силуэтом стоящего человека.
-Милиционер (выходит старшеклассник в форме милиционера и с полосатым жезлом в руках).
В снег и дождь, в грозу и бурю
Я на улице дежурю.
Мчатся тысячи машин
-ЗИСы, ЗИМы, М-один,
Пятитонки и трамваи,
Я проезд им разрешаю.
Если руку подниму
-Нет проезда никому.
- Пешеходный переход (или дорожная разметка).
(Старшеклассник, на костюме которого закреплены белые полосы).
Зебра в Африке живет,
Полосата очень,
Воду пьет, траву жует,
Порезвиться хочет.
А на улице у нас,
Здесь, у перекрестка,
Точно зебра, в самый раз –
Переход в полоску.
Хотя «зебра» не живая,
И не в Африке живет,
Но она всегда укажет
Пешеходный переход.
На дорогах, где большое движение транспорта, пешеходные переходы делают над дорогой – надземные, пешеходные переходы.
В крупных городах на улицах, где очень большое движение, пешеходные переходы делают под землёй – подземные пешеходные переходы.
Физкультминутка.
- Давайте проверим, какие вы, ребята, послушные пешеходы.
Игра «Красный – зелёный».
Показывают зелёный круг – дети шагают у парт, красный – стоят у парты.
Ученик.
Столько знаков вдоль дорог
Можно растеряться,
Их обязан твердо знать,
Чтоб домой добраться.
Учитель приступает к объяснению нового материала.
Историческая справка. Первые дорожные знаки на Руси возникли в XVII в. при царе Алексее Михайловиче. Недалеко от Москвы, в селе Коломенском, он построил себе сказочной красоты дворец. Царь часто приезжал туда на отдых и охоту. И вот между Москвой и Коломенским он велел поставить через каждую версту высокие нарядные столбы.
Кто из вас знает, что такое верста? (Верста старая русская мера длины, равная 1,06 км.) Каждому прохожему и проезжему они были видны издалека. Сколько проехали верст от столицы до загородного дома в Коломенском? Ответить на вопрос труда не составляло: достаточно было подсчитать количество верстовых столбов. Позже такие столбы поставили и на других дорогах. Добрую службу служили они путникам, а в ночное время, в метель помогали они находить дорогу. И по сей день стоят на дорогах их потомки, только теперь их зовут километровыми указателями.
Все знаки по своему назначению делятся на группы.
Предупреждающие знаки – белого цвета с красной каемкой, имеют треугольную форму. Они предупреждают приближении к опасному участку .
Запрещающие знаки круглой формы с красной каемкой. Они запрещают водителям и пешеходам выполнять какие-то действия, ограничивают их движение.
Информационно –указательные знаки - вводят или отменяют определённые режимы движения. В основном это квадратные знаки синего цвета, но в этой группе встречаются и прямоугольные дорожные знаки.
Знаки сервиса- информируют участников дорожного движения о расположении соответствующих объектов. Эти знаки имеют прямоугольную форму синего, внутри которого расположен белый квадрат.
Всего имеется 152 знака - постепенно мы со всеми познакомимся.
А теперь начнём знакомство с дорожными знаками.
Учитель зачитывает стихотворение, показывает дорожный знак и просит учеников объяснить, к какой группе дорожных знаков он относится.
Школьница и школьник
Забежали в треугольник,
Все водители на свете
Понимают это... (дети).
Нарисован человек.
Землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может быть, здесь ищут клад
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь.
Мне сказали:
Что ты, что ты.
Здесь дорожные работы.
Вот так знак!
Глазам не верю:
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопленье?
Может быть, зимою вьюжной
Знак шоферам греться нужно.
Почему же в летний зной
Знак не сняли с мостовой?
Оказалось, этот знак
Говорит шоферу так:
Здесь шлагбаум переезд.
Подожди пройдет экспресс.
Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил.
Моя проблема решена,
Стоянка здесь разрешена.
В этом месте, как ни странно,
Ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя...
Что за место здесь такое?
Под дорогою нора.
Кто быстрее всех смекнёт,
Почему по ней с утра
Ходят люди взад-вперед?
Что за знак такой висит?
Стоп машинам он вел ит.
Пешеход идите смело
По полоскам черно-белым.
Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма
И ходить опасно прямо,
Там, где строится район,
Школа, дом иль стадион.
Не помыл в пути я руки,
Но ел фрукты, овощи,
Заболел и вижу вдруг
Пункт медицинской помощи.
Для закрепления темы учитель предлагает детям игру.
Игра «Нарисуй знак».
- Нарисуйте в воздухе предупреждающие знаки.
- А теперь запрещающие знаки.
- А теперь закройте глаза и нарисуйте в воздухе правой рукой запрещающий знак, а левой – предупреждающий знак (одновременно).
Правильность помогают оценивать учащиеся-старшеклассники с соответствующими знаками на груди.
- Молодцы! Вы замечательно справились с заданием.
Старшеклассники:
По городу, по улице,
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правил ты,
Легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным
И помни наперёд:
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Надо лучше знаки знать,
Надо знаки уважать!
Учитель:
Помните, ребята, запрещается снимать и повреждать таблички с обозначением знаков.
- Мы побывали в городе. Пора домой. Пристегните ремни. Закройте глаза. Поехали! (Звучит музыка)
- Вот мы и дома. У каждого из вас на парте волшебный светофор ( три круга).
- Если во время нашей поездки вам было неуютно и неинтересно, то вы поднимаете красный кружочек.
- Если вам было интересно, но что- то не понравилось, то поднимете жёлтый кружок.
- А если вам очень понравилось, вам было интересно, вы узнали для себя что-то новое, то вы поднимаете зелёный кружок.
У детей, поднявших красный круг, спросить, почему они сделали такой выбор.
15