Урок по окружающему миру на тему Кошки и собаки
Урок-исследование по окружающему миру.
Тема: «Про кошек и собак».
2 класс.
Цели:
Познакомить детей с некоторыми породами собак и кошек, воспитать любовь к животным, ответственность за них и бережное к ним отношение.
Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.
Освоить первичные навыки проведения исследований.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран.
- Толковый словарь С.И. Ожегова.
- атлас-определитель «От неба до земли» А.А Плешаков (по одному на
парту);
- учебник, тетрадь «Окружающий мир» А.А. Плешаков;
Ход урока
1. Организационный момент.
Встаньте ровно, ребятишки –
И девчонки, и мальчишки!
Руки вверх все, потянулись,
Мне все мило улыбнулись.
Здоровья всем мы пожелаем
И урок наш окружающего мира начинаем. (Слайд 1 )
2 Проверка домашнего задания
- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (О животных живого уголка)
- Сейчас, мы проверим, кто был самым внимательным на предыдущем уроке? И кто хорошо повторил материал дома?
Тест
* Какое животное можно содержать в живом уголке7
1. волка 2. хомяка 3. щуку
* Какую птицу содержат в клетке?
1. воробья 2. дятла 3. канарейку
* Вот стеклянный дом, воды много в нем – это
1. озеро 2. аквариум 3. океан
*Где надо держать хомяков?
1. в коробке 2. в клетке 3. в банке
Самопроверка . Слайд 2
3. Актуализация знаний.
- Сегодня мы продолжим говорить о братьях наших меньших. Как вы эти слова понимаете? Где это вы слышали? А теперь послушайте загадку.
Мохнатенькая, усатенькая,Сядет - песенки поет. Кто это?(кошка)
С хозяином дружит,Дом сторожит,Живет под крылечком,А хвост колечком.(собака)
4. Сообщение и целей урока.- Сегодня на уроке мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами и в городе и в деревне.
- Итак, ТЕМА нашего урока «Про кошек и собак».- А зачем нам нужно изучать эту тему? - Значит наша ЦЕЛЬ – как можно больше узнать о кошках и собаках, о взаимоотношения их с человеком, о проблемах их жизни, они в художественной литературе
5. Введение в тему.
- Дорогие ребята, у нас сегодня будет урок необыкновенный. Сегодня вы будете учиться проводить самостоятельные исследования.
(на экране появляется слово в первой строке «ИССЛЕДОВАНИЕ», остальные термины и этапы исследования появляются постепенно по щелчку «мышкой»)
- Как вы понимаете, что это такое?
(варианты ответов детей)
- А в толковом словаре Ожегова говориться так:
«Исследование – научный труд.
Исследовать – это значит:
подвергнуть научному изучению;
осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового.
- А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ?
(варианты детей)
- Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием.
6. Физкультминутка.
7. Изучение новой темы
- Ребята, сегодня вам предстоит выполнять работу, которую выполняют взрослые люди. Каждый из вас побывает в роли исследователя.
Мы попробуем собрать всю доступную вам информацию по данной теме.
(на доске открывается третья строка – словосочетание СБОР ИНФОРМАЦИИ)
Сбор информации – дело для вас новое и сложное.
Существует много способов получения необходимых данных.
Как вы думаете, с чего нужно начинать работу по сбору информации?
(варианты ответов детей)
- Нужно ПОДУМАТЬ и задать себе вопрос: Что я уже знаю по этой теме?
( один ученик выбирает нужную карточку со схематическим изображение этого слова и вывешивает на магнитную доску)
- Каким образом мы можем еще добыть информацию?
(постепенно вывешиваются карточки в той последовательности, в которой их называют дети)
из книг, журналов, газет, энциклопедий и т.д.
- В настоящее время издается огромное количество детских справочников, энциклопедий, журналов, газет, где, как правило, они иллюстрированные
имеют краткие, доступные тексты.
посмотреть по телевизору
найти и прочитать в Интернете
понаблюдать или провести эксперимент, опыт.
- Этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе.
спросить у другого человека
- Для этого мы должны научиться правильно задавать вопросы и давать правильные ответы сами, если вам задают вопрос.
- В конце любого исследования нужно всю информацию ОБОБЩИТЬ, проанализировать РЕЗУЛЬТАТЫ и сделать ВЫВОДЫ.
(открывается последние строчки схемы)
- Как вы думаете, ребята, что это мы с вами составили?
План исследования.
ИССЛЕДОВАНИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
ТЕМА
ЦЕЛИ
СБОР ИНФОРМАЦИИ
ОБОБЩЕНИЕ, ВЫВОДЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ
8. Практическая работа.
- Я предлагаю исследовать вместе тему «Собаки и кошки » (С ОПОРОЙ НА СХЕМУ и карточки со способами сбора информации)
ПОДУМАЕМ, что мы уже знаем о собаках и кошках?
- это домашние животные, значит – имеют дом.
- собаки бывают маленькие, средние и большие по размерам.
- разный окрас
- шерсть бывает гладкая, короткая и длинная, не имеют шерсти.
- имеют разный характер: добрые, ласковые и злые, агрессивные
- Подумайте и пробуйте по образцу схематически изобразить то, что вы уже знаете о кошках.
(работа проводиться в парах, можно использовать те же карточки, затем выполненная работа проверяется коллективно)
1. Информация о кошках и собаках.
Какой породы бывают кошки и собаки?
Найти и прочитать в интернете
- Чем отличаются собаки и кошки?
-Вот здесь мы можем воспользоваться способом получения информации
«Спроси у другого человека»
Кошка живёт рядом с человеком очень давно, более 400 лет, но так и осталась «неприрученным домашним животным» - маленькой пантерой. Если собаку можно дрессировать, научить каким-то командам, то кошки дрессуре поддаются с большим трудом, ведут себя как хотят, спят где хотят и едят только то, что хотят.
- Каким способом воспользовалась я? («Получение информации из книги»)
Ребята, но кошки и собаки живут не только у нас дома. Они ещё живут в мультфильмах, сказках, рассказах.
А однажды было так. Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест. Видит, на окне кот сидит. Большой-пребольшой, полосатый. Кот говорит дяде Федору:
Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится.
Кот Матроскин
Его любимая фраза: «Ребята! Давайте жить дружно!»
Кот Леопольд
Герой американского мультсериала мышь Джери? Том
Где жил и чем занимался самый знаменитый кот Пушкина? У лукоморья. Песнь заводит. Налево сказки говорит.
9. Игра-физкультминутка на внимание «Кошки - собаки».
(Все дети встают и делятся на 2 группы: кошки и собаки, выбранная учителем группа, по команде быстро выполняет задание.)
10. Итог урока.
- Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы, и не подведены итоги. Информацию необходимо проанализировать и обобщить.
а) Составление вывода урока. Групповая работа.
В конвертах находятся заготовки для составления синквейна:
1-я группа – кошка, нежная, пушистая, мурлычет, играет, лечит, Кошки, ловят вредных, мышей, радость.
2-я группа – собака, умная, преданная, защищает, спасает, охотится, Собака, охраняет, наш, дом, друг.
Учитель. – Найдите слово, которое отвечает на вопрос «кто?» и прикрепите на доску сверху.
– Найдите два слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и прикрепите их под этим словом во второй ряд.
– Найдите три слова, которые отвечают на вопрос «что делают?» и прикрепите в третий ряд.
– Из оставшихся слов составьте предложение из 4-х слов и прикрепите в четвёртый ряд. Начинайте со слова, напечатанного с заглавной буквы.
– Как одним словом передать свое отношение к тому, о ком составляем наше пятистишье. Прикрепите его в 5-ый ряд.
Дети представляют по группам получившиеся синквейны.
кошки
пушистые, нежные
мурлычут, играют, лечат
Кошки ловят вредных мышей.
радость
собаки
умные, преданные
защищают, спасают, охотятся
Собаки охраняют наши дома.
Друзья
- Кошки – для нас радость, собаки – друзья. Они любят нас, помогают нам. Домашние животные нуждаются во внимании человека Сколько радости доставляет нам общение с ними! Так давайте, ребята, и мы будем любить и заботиться о них, оказывать помощь обездоленным собакам и кошкам.. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни. Помните: мы в ответе за тех, кого приручили.
- Важнейшим результатом нашего урока стало знакомство с общей схемой исследований. В дальнейшем каждый из вас научится проводить самостоятельное исследование по разным темам. Спасибо за работу!
11. Домашнее задание.Нарисовать домашнего питомца, составить и записать рассказ о нем по плану (выдается каждому ученику):
Порода.Кличка.Возраст.Внешний вид.Особенности характера.
12. Рефлексия. Оценка работы.
- На партах у каждого из вас лежит солнышко. Если урок вам понравился, нарисуйте радостное солнышко. Если вам было всё равно, нарисуйте серьёзное солнышко. А если урок вам не понравился – грустное.
(Рисунки вывешиваются на доску.)
- Молодцы, ребята, вы отлично поработали. Наши гости очень довольны вами. Большое спасибо тем ребятам, которые подготовили рассказы и стихи о животных, участвовали в выставке рисунков и поделок. Урок окончен.
15