Долгосрочный проект в логопедической разновозрастной группе №10 «Почемучки» на тему: «Книги – мои лучшие друзья»
МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №4 «Дружба» города Альметьевска»
Долгосрочный проект в логопедической разновозрастной группе №10 «Почемучки» на тему:
«Книги – мои лучшие друзья»
Составила проект:
Воспитатель логопедической
разновозрастной группы
«ЦРР д/с №4 «Дружба»:
Тохтасинова Элеонора Амировна –
первая квалификационная категория;
Альметьевск, 2016г
Тип проекта: информационно – познавательный, творческий.
Участники проекта: дети одной группы среднего и старшего возраста, их родители, воспитатели группы, логопед, сотрудники библиотеки.
Взаимосвязь с социумом: тесное сотрудничество с родителями, родителей с библиотекой.
Сроки реализации проекта: октябрь 2016г – май 2017г.
"Чтобы подготовить человека духовно к
самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книги"
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств: радостей, страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Очень трудно представить себе детство без любимых детских книг и сказок.
Книги нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка, т. к. они делают его мир необычайно интересным и полным удивительных открытий. Не раз мы слышали, что книга – это источник знаний. Книга развивает творческую фантазию, познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству, вводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя за грани личных наблюдений.
Книга учит быть гражданином, давая в образной форме уроки патриотизма, развивает эстетическое восприятие, воспитывает эстетический вкус, выражающийся в оценке доступных ребёнку произведений детской литературы.
Проблематика
Важно формирование читательской потребности ребенка в дошкольный период его развития. Именно в возрасте до семи лет у ребенка вырабатывается свое отношение к книге и чтению, к библиотеке с ее многообразием ярких, интересных книг, к библиотекарям, которые всегда приветливы и с радостью помогают маленькому читателю. И от того, станет ли чтение для ребенка радостным, а посещение библиотеки ярким и интересным событием, зависит посещение ее маленьким читателем в будущем.
В последние годы наблюдается резкое снижение увлеченности и заинтересованности детей книгой. Подобная проблема, так или иначе, сказывается на последующем развитии и обучении ребенка. Причин снижения заинтересованности книгой очень много, это наличие компьютера, телевидения дома, огромный выбор игрушек на любой вкус и цвет, видеоигры, которые чаще всего приносят малышам только вред в дальнейшем обучении в школе, а также негативное воздействие на восприятие окружающей среды. Из-за всего этого разнообразия мы совсем стали забывать о пользе и ценности обыкновенной книги. Самое главное, что в желании открывать книгу и вообще её иметь, не виноват сам ребенок, в этом вопросе часто не заинтересованы сами родители. А ведь именно участие родителей в воспитании интереса у детей к книге играет колоссальную роль. Поэтому в проекте активное участие принимают не только дети, но их родители. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Важно правильно выбрать книгу, увлечь ребёнка, развить способность образного восприятия, научить понимать смысл произведений, вызвать эмоциональную отзывчивость.
Книга была, есть и будет основой на пути к знаниям. Наша задача - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Чтобы воспитать и привить у детей интерес к книге, была выбрана нами эта тема.
Цели проекта
Развитие устойчивого интереса к художественной литературе, познавательной активности, любознательности, развитие общей культуры и эрудиции детей, через знакомство с жизнью книги. Воспитание любви к книге, стремления к общению с ней, возрождение семейного чтения дома. Повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей, работников библиотеки.
Задачи проекта
- Развивать творческие способности при постоянном обращении с книгой, в ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов;
- Развивать творчество, воображение, фантазию;
- Развивать читательскую активность детей дошкольного возраста и их родителей;
- Формировать представление о различных жанрах книг;
- Формировать интерес у родителей к совместной творческой деятельности с детьми;
- Совершенствовать стиль партнёрских отношений семьи с детской библиотекой, способствующей воспитанию у детей интереса к художественной литературе;
- Способствовать возрождению, поддержанию и сохранению традиций семейного чтения;
- Способствовать выражению своего отношения к литературным произведениям в разных видах художественно – творческой деятельности (рисовании, конструировании, аппликации).
- Воспитывать активное тяготение к книге, любовь и бережное отношение к книге.
Ожидаемый результат
Дети интересуются художественной литературой, активны, любознательны, знакомы с жизнью книги. Любят книги, стремятся к общению с ней, возродилось семейное чтение дома. Имеют представления о значении книги в жизни человека. Умеют делать книжки–малышки своими руками, придумывая свой рассказ.
Поэтапный план реализации проекта
1 этап. Предварительная работа:
- Подбор литературы, материал для реализации проекта;
-Создать развивающую среду в группе: подобрать материалы для бесед, атрибуты для сюжетно-ролевых, дидактических игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта;
-Составить перспективный план мероприятий по проекту;
- Вовлечь родителей в проектную деятельность;
- На родительском собрании объявить родителям о совместном проекте «Книги – мои лучшие друзья»;
- Родителям предложить посетить со своими детьми детскую библиотеку;
- Принять активное участие вместе с детьми в мастер-класс в изготовлении книжки-малышки (рисование, аппликация, конструирование);
- Провести анкетирование родителей о наличии и предпочтениях художественной литературы дома;
- Подбор информации для оформления родительского уголка;
- Договорённость с детской библиотекой, о совместном проведении проекта.
- Выявить проблемы: создание мотивации деятельности детей, родителей, воспитателей.
2 этап. Выполнение проекта:
- Организация работы над проектом: систематизирование информации, планирование совместной деятельности.
Перспективный план
Октябрь. Тема: Введение в проект «Что мы знаем о книгах»
Цель: Расширять знания о том, как создаются книги. Познакомить с профессиями связанные с созданием книги (писатель, художник, переплётчик). Учить работать с книгами, обращать внимание на оформление книги, на иллюстрации. Воспитывать интерес к книгам
Познание: беседы «Откуда берется книга», «История появления книг», «Какие бывают книги», «Сказки, стихи, рассказы»
Поисково-исследовательская деятельность: «Путешествие в историю книг»
Речевое развитие: чтение сказок, рассказов, стихотворений, пересказ и придумывание своих произведений, заучивание стихотворения Валентина Берестова «Как хорошо уметь читать»
Заучивание физминутки «Открывай скорее книжку»
Энциклопедии
Социально - коммуникативное развитие: дидактические игры «Жанры книг», «Угадай название книги», «Один - много»
Художественное творчество: Аппликация «Закладки для книг»
Ноябрь. Тема: Сказки и стихи В.Г.Сутеева.
Цель: познакомить с творчеством русского писателя. Развивать умение понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные состояния и характеры героев, используя интонационно-образную речь, развивать мимику и пантомимику.
Познание: Беседа: «Биография русского писателя и поэта»
Поисково-исследовательская деятельность: экскурсии в библиотеку детей и воспитателей, посещение библиотек родителей и детей
Речевое развитие: чтение «Кораблик» «Кот - рыболов» «Умелые руки» «Про Бегемота, который боялся прививок» «Мы уже в школе» «Бабушкин огород», заучивание стихотворения «Картинки в лужах»
Драматизация сказок «Репка», «Колобок»
Вечер чтецов «Стихи и сказки»
Социально - коммуникативное развитие: дидактические игры «Продолжи сказку», «Расскажи сказку»
Художественное творчество Выставка детских рисунков и поделок «Любимые произведения В. Г Сутеева»
Декабрь.Тема: Зимние страницы.
Цель: познакомить детей с произведениями М. Пришвина, Т. Боковой. Учить определять жанр произведений, осмысливать идею произведений, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Учить слушать рассказы и стихотворения, развивать интерес к художественной литературе, учить выразительно читать стихи. Воспитывать интерес к художественному слову.
Познание: Беседа «Творчество писателей»
Речевое развитие: чтение: М. Пришвин. «Лисичкин хлеб», из серии «Времена года: Последнее тепло. Земля и небо. Крапива. Последние грибы. Замерзает река. Пороша»
Т. Бокова заучивание стихотворения о хлебе, заучивание стихотворения «Праздник урожая»
Драматизация: «Спор овощей» (показ для младшей группы) Социально-коммуникативное развитие: дидактические игры «Сад-огород», «Жанры произведения» Мастер-класс: «Книжка-малышка» (воспитатели для родителей и детей)
Декабрь. Тема «Мой любимый и родной город-Альметьевск» Цель: расширять знания о родном городе, знакомить с творчеством писателей – земляков. Познание: Беседа «Альметьевские писатели - детям» Поисково-исследовательская деятельность: экскурсия в библиотеку «Игра путешествие по городу» Речевое развитие: чтение стихов и рассказов о городе, заучивание стихотворений о городе Социально - коммуникативное развитие: Дидактическая игра «Найди рифму» Художественное творчество: выставка детских рисунков «Мой город самый, самый», фотовыставка «Я и мой город»
Январь. Тема «Русские народные сказки»
Цель: расширять знания о русских народных сказках, Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования, оценивать характер героев.
Познание: Беседа «Как появились сказки», «Сказка ложь, да в ней намек»
Речевое развитие: чтение сказок «Сивка Бурка», «Царевна Лягушка», «Лиса и журавль», «Война грибов», «Бобовое зернышко», заучивание отрывка из сказки «Сивка Бурка»
Драматизация отрывка из сказки «Сивка Бурка»
Социально - коммуникативное развитие: дидактические игры «Угадай сказку», «Расскажи сказку»
Викторина «В Мире сказок»
Художественное творчество Выставка рисунков по сказкам
Февраль. Тема «Сказки А. С Пушкина»
Цель: познакомить детей с произведениями русского писателя А. С Пушкина. Продолжать учить определять жанр произведений, оценивать характер персонажей, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций, развить актёрские и творческие способности.
Познание: Беседа «А. С. .Пушкин - детям», «Герои сказок добрые и злые», «Придумай свой конец сказки»
Речевое развитие: чтение «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике Балде», заучивание отрывка о «Рыбаке и рыбке», «У Лукоморья дуб зеленый»
Драматизация диалога золотой рыбки и старика.
Социально - коммуникативное развитие: дидактические игры «угадай сказку», «Жанры произведения»
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Викторина «Путешествие по сказкам»
Художественное творчество Выставка поделок и рисунков по сказкам А. С. Пушкина
Март. Тема «Все работы хороши»
Цель: познакомить детей с творчеством В. Маяковского расширять и конкретизировать представления о профессиях людей, дать детям обобщенное представление о поступках людей, научить правильно их оценивать; уточнить понимание детьми обобщенного понятия «культура поведения»,
Познание: Беседа «Кем быть», «В. Маяковский детям», «Мои поступки»
ОД «Город мастеров»
Рассматривание иллюстраций «городецких мастеров»
Речевое развитие: чтение стихов В.Маяковского «Кем быть», «Что такое хорошо и что такое плохо»
Социально - коммуникативное развитие: Дидактические игры «Жанры произведений», «Кому что надо для работы» Художественное творчество: выставка рисунков силуэты «городецких мастеров»
3 этап. Активизация проекта. Практическая деятельность по решению проблемы. Деятельность педагогов: организация экскурсий в библиотеку со всей группой детей, оформление выставок рисунков, фотовыставок и книжек – малышек. Презентация проекта. Деятельность детей: активное участие в проекте. Деятельность родителей: организация похода со своим ребенком в библиотеку, участие в конкурсах рисунков, изготовление костюмов для театрализации сказок, книжек-малышек. Подготовка к презентации: активизация материала.
4 этап. Заключительный. Защита проекта: применение умений и навыков на практике. Фото-презентация.
Методическое обеспечение проектной деятельности.
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы. М. «Мозаика – Синтез» 2010 г. 2. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в старшей группе» 3 Голицына Н. С.; «Конспекты комплексно-тематических занятий»; 4. Интернет ресурсы; 5. Периодические издания;