Использование ИКт в образовании


Использование компьютера и ИКТ в образование Понятие информационных и коммуникационных технологийПроцессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Классификация средств ИКТ Совершенствование организации преподавания,Повышение индивидуализации обучения;Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;Индивидуализация работы самого учителя;Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;Усиление мотивации к обучению;Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;Обеспечение гибкости процесса обучения.Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.Средства ИКТ, применяемые в образовании В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере. Негативные последствия воздействия средств ИКТ на обучающегосяИспользование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучаемого.В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и студентов, студентов между собой - и предлагает им суррогат общения в виде “диалога с компьютером”. В самом деле, активный в речевом плане студент, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ, что особенно характерно для студентов открытых и дистанционных форм образования. В течение всего срока обучения студент занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. В целом орган объективизации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Студент не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге.Использование информационных ресурсов, опубликованных в сети Интернет, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств ИКТ срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач стали сегодня уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания. При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать:доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.Дистанционные технологии обучения Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:предоставление учебников и другого печатного материала;пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;видеопленки;трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям;кабельное телевидение;голосовая почта;двусторонние видеотелеконференции;односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;электронные (компьютерные) образовательные ресурсы. Мультимедиа - это:технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).Понятие мультимедиа Этапы разработки мультимедийных образовательных ресурсов:1. Педагогическое проектированиеразработка структуры ресурса;отбор и структурирование учебного материала;отбор иллюстративного и демонстрационного материала;разработка системы лабораторных и самостоятельных работ;разработка контрольных тестов.2. Техническая подготовка текстов, изображений, аудио- и видео-информаци.3. Объединение подготовленной информации в единый проект, создание системы меню, средств навигации и т.п.4. Тестирование и экспертная оценка системы обработки статической графической информации;системы создания анимированной графики;системы записи и редактирования звука;системы видеомонтажа;системы интеграции текстовой и аудиовизуальной информации в единый проект.Средства, используемые при создании мультимедийных продуктов: ВыводТаким образом, можно сделать следующие выводы:1 использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.2 компьютер и интерактивное оборудование может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.3 рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы, адекватные психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.4 необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка. В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.