«И учеба, и игра: технология применения дидактического материала и графических тестов на уроках изобразительного искусства».(Методические рекомендации в помощь педагогам изобразительного искусства)
Управление образования Акмолинской области
ГУ «Аккольский районный отдел образования»
«И учеба, и игра:
технология применения дидактического материала
и графических тестов на уроках изобразительного искусства».
(Методические рекомендации в помощь педагогам изобразительного искусства)
г.Акколь
«И учеба, и игра: технология применения дидактического материала на занятиях изобразительного искусства. Методические рекомендации. Составитель: Ахметова Б.Б., педагог студии изобразительного искусства/ Аккольского дома детского творчества
Применение дидактических материалов свидетельствует о реальном и объективном фиксировании результатов, о качественном позитивном изменении рисунков учащихся. Задача данной брошюры - овладения основными знаниями и умениями по изобразительному искусству необходимой для дальнейшего обучения.
Рецензент: Козачук Н.Я., методист Аккольского районного отдела образования
Введение
Без зла смотри на мирозданье,
а разумом добра любви,
мир это море из благих деяний,
построй корабль и по нему плыви.
В любой профессии, в любом труде творческая способность является основой движения вперёд. Уроки искусства и внеклассные занятия таят в себе огромный творческий потенциал. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей.
В системе обучения и воспитания учащихся большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач уроков, внеклассных занятий декоративно- прикладного искусства.
Значение уроков ИЗО для развития творческих способностей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно прикладным искусством, этот вид деятельности в очень высокой степени способствует эстетическому воспитанию школьников. Обучаясь на уроке изобразительного искусства учащиеся стремятся делать красивые вещи, находятся под влиянием условий, формирующих у них эстетические качества: чувство формы, линии, материала, цвета. Всё это воспитывает эстетический вкус; развивает стремление к совершенствованию своих умений.
Обстановка на уроках ИЗО позволяет создать ситуацию успеха, широко применять в работе игровые формы. Игра позволяет активизировать внимание ребят и вовлечь всех участников в творческий процесс. Игра-соревнование: “Кто составит больше оттенков определенного цвета”, например, “зеленой” или “красной” гаммы. В увлекательной форме дети учатся смешению красок; попутно усваивают множество наименований цветовых оттенков; перестают связывать название цвета (зеленый и пр.) с каким-то одним, наиболее типичным оттенком, учатся сознательно различать тонкие оттенки цвета, что помогает им избавиться от (цветовых) стереотипов в изобразительной деятельности. “Цветовые угадайки”: ребенок должен угадать, какие краски из ограниченного набора были использованы, чтобы получить определенный смешанный тон, и воспроизвести этот результат. Умная, творческая, эмоциональная игра может стать не только действенным средством восприятия произведений, но эффективной формой приобретения и расширения знаний по искусству. В игре ученики приобретают художественные знания, повторяют уже изученный искусствоведческий материал. Условия игры заставляют ребят активно мыслить, воспитывают настойчивость, волю, чувство коллективизма.
С целью отслеживания результатов, обязательного минимума содержания образования по изобразительному искусству предлагается внедрить тематический и итоговый контроль, опирающийся на перфокарты и тесты.
Основная цель опыта состоит в получении данных об уровне овладения основными знаниями и умениями по изобразительному искусству необходимой для дальнейшего обучения.
Важной задачей педагога является воспитание и развитие у учащихся уверенности в своих силах, а неосторожная отрицательная оценка может разрушить эту уверенность, обескуражить учащегося, погасить интерес к художественной деятельности. Поэтому и оценка текущей и итоговой работы учащихся должна служить средством поощрения.
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать данному предмету.
Как составная часть процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Главная функция контроля – диагностическая. В зависимости от видов контроля она конкретизируется в ряде задач.
Текущий контроль – это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, это оценка результатов обучения на уроке. Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам, средствам.
Периодический контроль осуществляется после крупных разделов программы, периода обучения. В нем учитываются и данные текущего контроля.
Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий ступень обучения. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.
Перфокарты – незаслуженно забытый метод проверки результатов обучения, это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень его усвоения учащимися.
Этот способ проверки знаний имеет свои преимущества:
объективность оценки результатов;
возможное использование перфокарт на всех этапах обучения от первичного закрепления и систематизации до итогового контроля и оценки знаний;
скорость проверки результатов.
Технологические процедуры в границах данного опыта
Спецификация включает инструкцию с описанием назначения перфокарт, условий их применения, структуры с указанием числа заданий в перфокарте, времени выполнения.
В перфокарте художественного характера, также как в любом другом психологическом тесте, полная стандартизация и объективность практически недостижимы. Следует учитывать, что искусство воспринимается сугубо индивидуально и самим экспериментатором. Однако объективность теста значительно увеличивается, если:
установлена цель тестирования;
на эмпирической основе определена степень трудности перфокарты или отдельных итоговых заданий (при необходимости можно отказаться от избыточно легких или трудных заданий, вместе с тем добавить новые, чтобы заполнить пробелы).
Известно, что надежность результатов всякой диагностики в значительной мере зависит и от мотивации испытуемых во время эксперимента. Для детей высокая и положительная мотивация к заданию – обязательное условие достоверности результатов тестирования.
Поэтому процедура обследования должна включать небольшой рассказ учителя о важности старания школьников при выполнении задания.
Процедура данной методики рассчитана на 5–10 минут урока.
Инструкция испытуемым зачитывается учителем. Работа детей должна быть максимально самостоятельной.
По ходу занятия надо подбадривать детей похвалой за сосредоточенность, за хороший темп работы, но не за излишнюю поспешность. Хвалить надо обязательно за то, что действительно хорошо сделано ребенком.
Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном опыте
Анализируя работы, трудно не заметить в рисунке учащегося хорошо выраженной динамичности и плановости в композиции, выявился позитивный рост достижений. Отсюда следует, что контрольно-измерительная процедура на уроках изобразительного искусства фиксирует объективно реальный уровень достижений учащихся и эффективно улучшает качество художественного образования.
Результативность. Применение перфокарт свидетельствует о реальном и объективном фиксировании результатов, о качественном позитивном изменении рисунков учащихся. Преимущество данных рисунков заключается по таким критериальным параметрам средств художественной выразительности, как:
композиционное решение;
характер формы предметов (передача пропорций);
качество конструктивного построения;
выявление объема предметов тоном;
правила перспективы;
выражение эмоционального настроения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Применение перфокарт дает четкое представление о результатах по изобразительному искусству.
2. Перфокарты выявляют наличие обязательного уровня подготовки учащихся по изобразительному искусству.
3. Разработанные перфокарты имеют развивающий и познавательный характер.
Перфокарта №1
Цветовая гамма
1 2 3456
1. Какие из основных цветов являются тёплыми?
2. Какая краска при составлении смешанных цветов создаёт впечатление тепла?
3.Какое настроение в картине создают тёплые оттенки?
4.Какие основные цвета можно назвать холодными?
5.Какую краску необходимо добавить для получения холодных оттенков?
_____________________________________________________________________________
Перфокарта №2
Основные приемы работы акварелью
1. 2. 3.
-6354445
Укажите, какой цифре соответствует каждый из приёмов работы акварелью:
«Пуантилизм» По сырой бумаге
Приём лессировки
2. В переводе с французского слово «пуант» обозначает
Перфокарта №3
Хроматические и ахроматические цвета
2286002146301. 2.
1. Под какой цифрой расположены ахроматические цвета?
2. Под какой цифрой расположены хроматические цвета?
3. Какой английский физик первым открыл явление разложения белого цвета на цвета спектра?
____________________________________________________________________________
Перфокарта №4
Стилизация формы
1 2 3
1.Впишите цифру, соответствующую изображению:
Реалистическое изображение
Абстрактное изображение
Декоративное изображение
2.Какие типы орнаментов вы знаете?
Перфокарта №5
Перфокарта №5
Стилизация формы
1 2 3 4
1.Впишите цифру, соответствующую принципу стилизации:
Превращение объемной формы в плоскостную и упрощение конструкции ;
Обобщение формы с изменением абриса ;
Обобщение и усложнение формы, добавление деталей, отсутствующих в натуре ;
Обобщение формы в её границах .
__________________________________________________________
Перфокарта №6
Природа в живописи
342900527051. 2.
Назовите автора и название картины под №1
Назовите автора и название картины под №2
3. В каком жанре написаны эти картины?
Использование дидактических заданий на занятиях по теме:
« Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета», «Пейзаж - изображение природы», «Орнамент. Стилизация», «Иллюстрации к сказкам», «Жанры изобразительного искусства» .
Дидактические задания
«Цветные задачки»
Цель: Закрепить представление детей об основных и дополнительных цветах. Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Совершенствовать технические навыки владения красками, кистью, палитрой.
Материал: таблица на каждого ребенка, краски, кисти, палитра
(Таблица № 1)
«Составь пейзаж»
Цель: Расширять и закреплять знания о перспективе, линии горизонта, удалённости и приближения предметов, переднем и заднем плане картины.
Материал: Картинная плоскость с изображением неба и земли и чёткой линии горизонта; силуэты деревьев, домов, облаков, гор различной величины (маленькие, средние, большие), (Таблица №2)
«Какого сказочного героя не дорисовал художник?»
Цель: Закрепить представления детей о сказочном жанре. Формировать умение по определенному головному убору узнавать героя сказки и дорисовать его, самостоятельно выбрав изобразительный материал.
Материал: таблица с изображением головных уборов сказочных персонажей, цветные карандаши, фломастеры, пастель, акварель, гуашь, кисти. (Таблица №3)
«Собери натюрморт»
Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Расширять знания о предметном мире, его значении. Собрать натюрморт из разрезанных частей.
Материал: таблица с изображением натюрморта разрезанная на несколько частей. (Таблица №4)
«Придумай и собери портрет»
Цель: Закрепить знания о жанре портрета. Составить портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.
Материал: Разнообразные модификации частей лица по цвету и форме
(Таблица № 5)
«Закончи рисунок»
Цель: закрепить представление о жанре – анималистика. Упражнять в умении дорисовывать вторую половину картинки, повторяя первую. Развивать чувство симметрии, воображение.
Материал: лист с половинчатым изображением картинок, кисти, фломастер.
(Таблица №6)
«Найди нужный элемент»
Цель: Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Классифицировать элементы казахского орнамента, хохломской и дымковской росписи. Учить отличать и объяснять их характерные отличия.
Материал: Карточки с изображением элементов казахского орнамента, хохломской и дымковской росписи. (Таблица № 7)
«Дорисуй элемент казахского орнамента»
Цель: Закрепить знание элементов казахского орнамента. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству Казахстана. Отрабатывать технические приемы рисования, соблюдая симметричность.
Материал: таблица с изображением половины элемента казахского орнамента, фломастеры, цветные карандаши. (Таблица №8)
«Какие жанры перемешались в одной картине?»
Цель: Закреплять знания о жанрах изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, анималистика, сказочный. Находить характерные отличия каждого из них.
Материал: картина, сочетающая в себе все жанры живописи.
(Таблица № 9)
ТЕСТ НА АКТУАЛИЗАЦИЮ ЗНАНИЙ
ВИДЫ НАТЮРМОРТА ВОЗМОЖНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
ИСТОРИЧЕСКИЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
БЫТОВОЙ
ЛИРИЧЕСКИЙ
Тесты по изобразительному искусству
1.Как называется особа женского пола, позирующая художникам?
А. Сиделка. В. Натурщица.
Б. Позёрка. Г. Модельщица.
2.Что говорят о человеке, который драматизирует ситуацию?
А. Точит карандаши. В. Моет кисти.
Б. Сгущает краски. Г. Ломает палитру.
3.Как в повести Н. Носова звали художника, приятеля Незнайки?
А. Карандаш. В. Кисточка.
Б. Тюбик. Г. Мольбертик.
4.Автопортрет - это:
А. Изображение любимого автомобиля.
В. Портрет человека в автомобиле.
Б. Портрет, часто переезжающий с выставки на выставку.
Г. Портрет художника, выполненный им самим.
5.Какое выражение обозначает живопись по сырому - разновидность масляной живописи, требующая окончания работы за один сеанс, до подсыхания красок?
А. Валерия звезда. В. Алла прима.
Б. Алсу красавица. Г. Жасмин браво.
6.С «художествами» какого вируса смогли познакомиться компьютеры?
А. Микеланджело. В. Рафаэль.
Б. Рублёв. Г. Репин.
7.Какая кличка была у второго сенбернара в фильме «Бетховен-4»?
А. Рафаэль. В. Рембрандт.
Б. Микеланджело. Г. Леонардо.
8.Как называется картина Ильи Репина?
А. «Бурлаки на Жигулях».
Б. «Бурлаки на Волге».
В. «Бурлаки на Запорожце».
Г. «Запорожцы на Оке».
9.Кто изображён на знаменитой картине Васнецова?
А. Три богатыря. В. Три мушкетёра.
Б. Три поросёнка. Г. Три толстяка.
10.Назовите фамилию таможенника из фильма «Белое солнце пустыни»?
А. Репин. В. Шишкин.
Б. Верещагин. Г. Айвазовский.
Применение различных видов техники рисования и графических тестов
на занятиях ИЗО
Рисование "волшебными красками"
Рецепт: 2 столовые ложки муки, смешать с 1,5 столовой ложки соли, добавить треть чайной ложки подсолнечного масла и немного воды. Замесить. Постепенно тесто нужно разбавлять водой, чтобы оно стало жидковатым, как густое тесто для блинов. После этого добавить 2 столовые ложки клея ПВА. Далее в тесто добавить гуашь того цвета, который нужно создать. Рисуют на картоне, краски не размазываются, а выливаются на картон.
Техника "Овощных печатей"
Из овощей вырезаются печати, с их помощью создают композиции (листы капусты моркови, свеклы и т.д.). Опыт овощного рисования может показаться нелепым, однако именно способствует процессу формирования адекватной самооценки на бессознательно-символическом уровне. Ведь печати обычно ставят те, кто обладает соответствующим социальным статусом, а следовательно и адекватной самооценкой. Так, исподволь, мы помогаем детям конструктивно и творчески утверждать себя.
Техника "Монотипия"
Термин монотипия произошел от греческого слова один, единый отпечаток. Количество красок в монотипии любое. На листе бумаге ставим несколько довольно больших капель жидко разведенной краски. Сгибаем листок пополам и плотно сжимаем. Развернув, видим необычные причудливые изображения. Далее придумать рассказ о рисунке.
Коррекционные графические тесты
Графическое взаимодействие «Встреча»
Двое участников садятся друг против друга, каждый выбирает себе одну геометрическую фигуру.Участники по оереди рисуют свои фигуры на листе, своим цветом (например, один – зеленные круги, другой красные квадраты). Фигуры каждого могут быть любого размера и как угодно пересекать и перекрывать фигуры партнера. Проишедшее на бумаге, обсуждается участниками.Таким образом межличностное взаимодействие творчески выражается на бумаге, осознается, Картина контакта – буквально «на ладони»: противоборство, согласие, уход, доминирование и т.д. Эта техника плодотворна при общении двух детей.
Графическое взаимодействие «Комикс»
Лист бумаги делится на нумерованные квадраты – последовательность события во времени. Каждый придумывает себе героя и рисует его, распологая в соответствующем ландшафте. Герои встречаются на бумаге и начинают взаимодействовать. Оба участника рисуют дальнейшие приключения героев, на ходу придумывая сюжет, каждый рисует своего героя в разных ситуациях. Во время такого увлекательного дела происходит многое: и отработка совместного взаимодействия, и осознание себя и своего характера через визуальный образ, осознание контакта с партнером, развитие сюжетного мышления ( то есть способность моделировать свое будущее), а также построение совместной творческой деятельности.
«Моя страна, моя игра»
Каждый рисует карту своей выдуманной страны и нумерованные ходы, чтобы передвигаться по ней. Играем в эту страну по правилам придуманным автором.. Здесь каждый ребенок осознавал свое психическое пространство через образ ландшафта свободно подбирая прихотливые графические средства для выражения образов мира и себя. Красота своего мира – это возможность увидеть себя изнутри и предъявить другим. Формулируя правила передвижения по своему миру, человек помогает другим понять себя.
Сюжетно – ролевая игра «Моя сказка»
Каждый пишет названия предметов и явлений, о которых он мог бы рассказать историю. Карточки собираются и перемешиваются. Каждый по очереди вытягивает по три кар точки и тут же импровизирует историю с участием написанных на них понятий. После того как все истории выслушаны, начинается их последовательная исцинировка в пантомиме, где автор действует как режиссер. Он сам выбирает себе актеров. Личное содержание концентрируется в емких понятиях-символах.Устанавливается связь между случайным набором понятий, преобретая опыт парадокса, развивается воображение и фантазия. Формируется пластический образ, налаживается связь между миром абстрактно- словесных поятий и живой реальностью.
ЛИТЕРАТУРА
1.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование. 1998 – 134 с.
2. Красильников И. Творческое задание на уроках искусства.// Искусство в школе. 2001, №3. – С.13-14.
3. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» «Искусство»./ Учебно-методическая газета для учителей МХК, Музыки, ИЗО. 2007-2008г.- С.