Технологическая карта урока по биологии на тему Природа вокруг нас. Наблюдаем,исследуем


Технологическая карта урока
Тема урока:  Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем.
Класс: 5
Учитель: Парамонова Ольга Александровна
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
 Цели по содержанию:
обучающие: формирование представления об изучаемом предмете, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; ознакомление с учебником: авторами, условными обозначениями, изучение терминологии.
развивающие: определение границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета.
воспитывающие: развитие интереса  к предмету «Биология».
Планируемые  результаты учебного занятия:
Предметные: получить возможность научиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, узнать, что такое методы изучения природы.
Метапредметные:
регулятивные - оценивать свои достижения на уроке
коммуникативные – овладевать способностью слушать собеседника и вести диалог, уметь вступать в речевое общение.
познавательные – развивать навыки самопознания живой природы, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием
Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, готовность к самообразованию, самовоспитанию.Используемая технология: критического мышления, коллективного творческого дела, проблемного обучения.
Информационно-технологические ресурсы: Биология: 5-6 классы. Учебник для ООУ/Т.С Сухова, В.И. Строганов.-М.:Вентана-Граф,2012г-176с., лабораторное оборудование-микроскоп, штатив, стакан, спиртовка, термометр, линейка, весы, пробирка, колба. ПК.
Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Создать  благоприятный психологический настрой на работу Вступительное слово.
Учитель - стихотворение (показ слайдов в соответствии со строчками)
Наша Земля – голубая планета,Воздухом свежим и солнцем одета.Горы, равнины, леса и поля –Всё это наша планета Земля.Вы не найдёте чудесней на светеНашей прекрасной и доброй планеты!!!(Витальева Л.)
– Здравствуйте, ребята.
– С сегодняшнего дня вы начинаете изучать новый предмет, который называется «Биология».  Как вы думаете, что мы будем изучать на этих уроках?
– Какие знания и умения приобретём?
– Какие открытия сделаем?
- Живая природа постоянно задает нам вопросы. И не на все есть готовые ответы. И я надеюсь, что изучая данный предмет, читая учебник, рассматривая внимательно рисунки, выполняя предложенные задания, мы с вами найдем ответы, раскроем секреты, которые хранит природа. Фронтальная форма работы
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
Обсуждают данную информацию, вопросы
Записывают определение в тетрадь.
слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.
Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями
Этап актуализации и пробного учебного действия; Актуализация опорных знаний и способов действий Фронтальная работа с классом по воспроизведению ранее пройденного:
-Что такое живая природа?
-Каковы признаки живой природы?
-Есть ли «белые» места для вас в науке, которую мы начинаем изучать? Самостоятельная работа
Работа в парах и малых группах
Слушают учителя
Воспроизводят информацию
Задают вопросы Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета «Биология».
Познавательные: могут составить произвольное речевое высказывание в устной  и письменной форме
умеют извлечь существенную информацию из разных источников (из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний
Этап выявления места и причины затруднения; Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока Сизый селезень в озере воду крылом расплеснет,
Серебристым дождем брызнет стайка рыбешек,
И комар завопит из прозрачных тенет,
Паучок упадет, как зеленый горошек.
Меж таинственных, кряжистых ив да осин
Ключевой ручеек моет ноги в смороде.
Тянет спиртом от сваленных бурей лесин,
Пляшут весело мошки в хмельном хороводе.
Всюду жизнь! Но умеем ли мы наблюдать?
Как жестоки порой наши вольные руки.
Где, вы, души, готовые петь и рыдать
Над невзрачным цветком в век могучей науки?
(А. Целищев)
«Обратите внимание, ребята на последний абзац стихотворения «…но умеем ли мы наблюдать…», в нем вы найдете ответ на вопрос о теме нашего урока.
Учащиеся высказывают свое мнение на заданный вопрос. Предположения детей, лучшая формулировка темы фиксируется на доске.
– Но природа не сразу открывает свои тайны и не всем. Многие исследователи природы не могли сразу разгадать тайны жизни. Они проводили огромное число опытов, наблюдений, прежде чем они разгадали загадки жизни. Сколько сил, терпения они потратили!
– Хотели бы и вы делать опыты, проводить наблюдения?
– А знаете ли вы, чем опыт отличается от наблюдения?
– Попробуй записать, что ты думаешь об этом в рабочей тетради.
– Итак, кто как думает?
– А теперь рассмотрите рисунок №1 учебника, на котором, на ваш  взгляд, изображен опыт на рисунке А или Б? Ответ свой напишите в тетради, укажите, почему так думаете.
– Теперь полистайте учебник, выберите по 1-2 примера наблюдений и опытов, условные обозначения. Запишите по одному примеру. Обучающиеся обсуждают вопросы, самостоятельно пытаются сформулировать и  записать тему урока
Слушают, работают по заданиям в рабочей тетради.
отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
высказывают свои мнения на основе работы с учебником, высказываниями одноклассников, учителя Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания
Коммуникативные
Работа в партнёрстве
Регулятивные
целеполаганиеЭтап построения проекта выхода из затруднения; Включение учащихся в целенаправленную деятельность – Ребята, представьте, что вы ставите какой-нибудь опыт или наблюдаете за каким-нибудь явлением в природе. По какому плану вы будете работать: что будете делать сначала, чем завершать работу?
- Сложный вопрос? А поможет нам на него ответить учебник, с.4, найдите ответ.
-Часто для проведения опыта требуется специальное оборудование. На наших уроках мы будем использовать следующее лабораторное оборудование: штатив, стакан, спиртовку, пробирку, колбу.
-Иногда исследователи используют измерительные приборы. Какие измерительные приборы вам известны? Что ими можно измерить
 - К сожалению, не все объекты живой природы мы можем рассмотреть невооруженным взглядом. Помогают нам преодолеть это затруднение увеличительные приборы - лупа, световой микроскоп. С этими увеличительными приборами ты познакомишься уже в этом году. Научным же работникам требуется более мощный прибор -  это электронный микроскоп 
(демонстрация слайда презентации).
-А теперь послушайте загадки и, конечно, попытайтесь их отгадать:
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой! (Хомяк)
И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина. (Белка)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Заяц)
 Учитель открывает слайд презентации с картинками животных.
- А сейчас я вам раскрою один секрет. Когда я вам загадывала загадки, я использовала еще один метод изучения природы – описание. Попробуйте и вы дать такое описание одного из животных, изображенных на слайде, по которому одноклассники могли бы определить, о ком идет речь. Обучающиеся работают по учебнику, выполняя задания
 Изучают приборы, с последующей взаимопроверкой
названий и устройства
Обучающиеся готовят описание устно, эту работу можно проводить в группах или парах. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы: Учитель даёт задание:  Кто может стать исследователем?
(если нужно, консультирует) Учащиеся составляют инструкцию – работают индивидуально и в группах
Обсуждается Коммуникативные
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков Организация самостоятельной работы по заданиям базового уровня
Живая природа-это….
Неживая природа – это….
Признаки живой природы - …..
Методы изучения природы - ……
Опыт – это….
Наблюдение – это…..
Описание – это…. Самопроверка взаимопроверка по ключам. Познавательная
Регулятивная
(самооценка)
Этап включения в систему знаний и повторения; Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Чтобы понять, чем методы изучения природы отличаются друг от друга мы выполним задания и самостоятельно определим с помощью какого метода каждая группа детей изучила природу.
Задание 1. Группа детей получила задание: подойти к аквариуму и изучить как плавают рыбки, как они едят.
Как мы назовем этот метод познания природы?
Задание 2. Группа детей получила задание: Перед вами стаканы с водой, глина и речной песок; деревянные опилки, кнопки и магнит. Глину и песок растворите в воде. С помощью магнита попробуйте кнопки очистить от опилок.
Как мы назовем этот метод познания природы?
Задание 3. Группа детей получила задание: Вам даны измерительная линейка, термометр весы. Каждый ученик группы измеряет свой вес, рост и температуру. Можно ли это изучение назвать экспериментом? Если нет, то назовите этот метод.
(Самопроверка)
Подведение результата изучения темы.
Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос.
Выражение решения в виде схемы на доске.
Учитель предлагает учащимся вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личностного продвижения к цели.
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
-Чьи версии подтвердились? Обучающиеся выполняют. Анализируют
Сильные обучающиеся могут выполнить роль консультантов. Личностные
Оказание помощи, оценка личностного продвижения к цели.
Познавательные 
(каждый выбирает задания по возможности)
Регулятивные 
Новая задача, новая цель.
Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Обратите внимание на домашнее задание. Вы дома проведете исследование.  Найдите в учебнике это задание.
Задаётся д/з: параграф 1; стр.5, Проведи дома исследования. Обучающиеся слушают, консультируются, задают вопросы Коммуникативные
Обсуждение выполнения д/зЭтап рефлексии учебной деятельности на уроке. Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе – Вот и подошёл к концу наш первый урок биологии. Что вы узнали на нём?
– Какие открытия сделали?
– Какие методы позволяют нам изучать природу?
- Кому открывает свои тайны природа, какими качествами должен обладать человек?
– С каким настроением вы уходите с урока?
Оценивание и выставление оценок, обсуждение. Фронтальный метод
Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение