Внеклассное мероприятие Пушкин — наше всё?..


ГУ «Карасуская средняя школа
отдела образования акимата Карасуского района»
Внеклассное мероприятие
«ПУШКИН – НАШЕ ВСЁ?.. »
78562203428365
Категория участников:
учащиеся 5-11ых классов.
Разработала:
учитель русского языка
и литературы:
Макушева Е.Г.
с. Карасу,
Цель занятия: Содействовать культурному росту учеников через приобщение к достижениям мировой литературы; Способствовать стремлению к постоянному поиску знаний, самосовершенствованию и самообразованию, способности строить отношения в коллективе; Воспитание интереса к творчеству поэта; дружелюбия, взаимовыручке.
Задачи. Образовательные: повторить материал, связанный с изучением творчества А.С. Пушкина.
Воспитательные: воспитание чувства патриотизма и гражданского долга на примере поэтического наследия А. С. Пушкина; формирование культуры читателя с глубоким и вдумчивым отношением к прочитанному;
Развивающие: развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся;
Оборудование: портрет поэта, выставка книг и рисунков, подсвечник, перо, чернильница, звёздочки, карточки с заданиями и цифрами.
*** Викторина «Эрудит» о жизни Пушкина, о его творчестве…
Представленные ниже вопросы по литературе к викторине «Эрудит-лото»
про Пушкина подойдут для учеников 8-11 классов, хотя, в принципе,
эрудированные школьники из 5-7 классов также могут с успехом
участвовать в данной интеллектуальной игре.
НАЧИНАЕМ С ПРИВЕТСТВИЯ.
Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт. (На доске)
Это имя знакомое с детства-
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.
П. Антакольский.
- Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть, в колыбели, когда пела нам бабушка? Или лёжа в кроватке, слушая дивные сказки мамы? Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал и не любил бы замечательные произведения этого великого русского поэта. Ещё при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии».
Ход работы:
Учащиеся 5-11 классов делятся на три команды. Каждая выбирает себе капитана, спикера, оценщика, секретаря, чтеца, тайм-аута, художника; название команды остаётся то, по предмету, которого они делились на группы.(зеркальце – 7, духи – 7, яблоко -7)
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ :Из года в год на протяжении ШКОЛЬНЫХ лет вы знакомились с произведениями А. С. Пушкина. Много слов сказано о его творчестве, много ещё будет сказано. Известный писатель 20 века С. Я. Маршак высоко ценил творчество поэта, особенно он, восторгался его сказками. Сегодня мы подводим итог всему тому, что вы узнали о жизни и творчестве великого поэта.
Задание 1. “Блиц”.
Каждой команде задаётся по нескольку вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Назовите дату рождения А.С. Пушкина. (26 мая (6 июня) 1799 года).
Что в переводе с греческого означает имя Александр? (защитник)
Как звали няню А.С. Пушкина? (Арина Родионовна).
В каком учебном заведении с 12 лет обучался А.С. Пушкин? (Царскосельский лицей)
Кому посвящено стихотворение, в котором есть следующие строки: “Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!”? (П.Я. Чаадаеву).
Какая война произошла во время обучения Пушкина в Лицее? (Отечественная война 1812 года, война с Наполеоном).
Какой великий поэт присутствовал на экзамене в Царскосельском лицее? (Гавриил Романович Державин).
После написания, какого произведения Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: “Победителю ученику от побеждённого учителя”? (После написания поэмы “Руслан и Людмила”).
Откуда А.С. Пушкин взял сюжет своей баллады “Песнь о вещем Олеге?” (Из Повести временных лет).
Задание 2. “Чтецы”.
Учитель:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо – бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
- Так творил Пушкин свои бессмертные произведения. И сегодня мы собрались, чтобы вспомнить эти произведения, послушать его чудесные стихи. Предлагаю следующий конкурс.
Каждая команда выбирает по 1 человеку из команды для выразительного чтения отрывка из произведения А.С. Пушкина. Максимальная оценка - 5 баллов
«Зимнее утро»
«Пролог к поэме «Руслан и Людмила»
«Унылая пора, очей очарованье»
«К Чаадаеву» или своё на выбор.
Задание 3. Лингвистический конкурс.
В своих произведениях, особенно посвящённых различным историческим событиям, Пушкин часто использует устаревшие слова. Задача – объяснить их, подобрать к ним современный синоним.
Каждый правильный ответ – 1 балл.
ЧЕЛО – лоб.
СЕКИРА - старинное оружие в виде топора на длинной рукояти.
ДОНЫНЕ – до сих пор.
ТРИЗНА – обряд похорон и поминания умершего.
ДРУЖИНА – княжеское войско, приближенные князя.
ДЕСНИЦА – правая рука.
БРАДА – борода.
СЕЧА – битва, бой, сражение.
ПЕРЛЫ – жемчуг.
КРУЧИНА – печаль, грусть, горе.
ОЧИ – глаза.
КОЛЧАН – сумка для стрел.
Задание 4. “Конкурс капитанов”.
Капитанам необходимо написать как можно больше названий произведений А.С. Пушкина в течение 2 минут, тайм-ауты следят за временем. Читают по очереди. Если такое произведение есть у соперника, вычёркивают.
За каждое оставшееся название – 1 балл.
(Выполняют, пока команда делает следующее задание).
РАЗМИНКА – физминутка «Весёлый тренажёр»
Задание 5. “Назови произведение”.
Учащимся предлагаются отрывки из произведений. Необходимо узнать произведение и написать название.
На выполнение задания – 10 минут. Тайм-ауты следят за временем.
Каждый правильный ответ – 1 балл.
(Проверяем сначала задания команды, затем капитанов).
1. “Товарищ, верь, взойдет она,Звезда пленительного счастья.Россия вспрянет ото снаИ на обломках самовластьяНапишут наши имена…” К Чаадаеву.
2. Раздался шум; озаренаМгновенным блеском тьма ночная,Мгновенно дверь отворена;Безмолвно, гордо выступая,Нагими саблями сверкая,Арапов длинный ряд идет…И на подушках осторожноСедую бороду несет;И входит с важностью за нею,Подъяв величественно шею,Горбатый карлик из дверей:Его-то голове обритой,Высоким колпаком покрытой,Принадлежала борода. Руслан и Людмила.
3. По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит. Зимняя дорога.
4. Мчатся тучи, вьются тучи;Невидимкою лунаОсвещает снег летучий;Мутно небо, ночь мутна. Бесы.
5. Мы вольные птицы; пора!Туда, где за тучей белеет гора,Туда, где синеют морские края,Туда, где гуляют лишь ветер …да я!.. Узник.
6. Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит… Зимнее утро.
7. Свет мой, зеркальце, скажи,Да всю правду доложи:Я ль на свете всех милее,Всех румяней и белее? Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
8. Швед, русский – колет, рубит, режет.Бой барабанный, клики, скрежет,Гром пушек, топот, ржанье, стон,И смерть и ад со всех сторон. Полтава.
9. Волхвы не боятся могучих владык,А княжеский дар им не нужен;Правдив и свободен их вещий языкИ с волей небесною дружен. Песнь о вещем Олеге.
Задание 6. Кроссворд.
Каждая команда получает кроссворд. Команда, первая правильно справившаяся с заданием, получает дополнительный балл.
На выполнение задания – 7 минут. Тайм-ауты следят за временем.
(За каждый правильный ответ - 1 балл).

Имение Пушкиных в Нижегородской области (Болдино).
Один из героев произведений А.С. Пушкина, сила которого в бороде (Черномор).
Так называют людей, которым А.С. Пушкин посвятил стихотворение “Во глубине сибирских руд…” (Декабристы).
Один из лицейских друзей Пушкина (А. Дельвиг).
Город, в котором родился А.С. Пушкин (Москва).
Один из героев произведений А.С. Пушкина, погибший от укуса змеи (Олег).
В этом городе находилось учебное заведение, в котором обучался А.С. Пушкин (Петербург).
Один из друзей А.С. Пушкина, осмелившийся посетить его во время ссылки в селе Михайловском (И.Пущин).
Прозаическое произведение А.С. Пушкина, рассказывающее о судьбе разоренного дворянина (Дубровский).
7. Рефлексия. Обратная связь.
Как Пушкин - это «наше все», так неисчерпаема и русская Пушкиниана. Поэзия, обращенная к Пушкину – к живому современнику, к его имени, к его памятнику, к пушкинскому идеалу, - вошла в русскую литературу естественно и составила в ней одну из неиссякаемых традиций.
Есть у каждого свой Пушкин,
В самого себя взгляни:
Есть и у тебя свой Пушкин,
Он твоей душе сродни.
Если из сердец влюблённых
Пушкиных извлечь на свет,
То предстал бы в миллионах
Разных обликов поэт.
Но творит законы гений,
Тем-то гений и хорош,
Что хоть несколько мгновений
Даже самый скромный схож…
С тем, который по заслугам
Почитаем и любим…
Все мы связаны друг с другом
Этим образом одним.
ПРЕДЛАГАЮ ВАМ, СОЗДАТЬ ПОСТЕР И СИНКВЕЙН, КОТОРЫЙ СООТВЕТСТВОВАЛ БЫ НАЗВАНИЮ НАШЕГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПУШКИН – НАШЕ ВСЁ?..»
НА ЭТО ВАМ ДАЁТСЯ 12 минут. Тайм-ауты следят за временем.
Пушкин
Любимый, загадочный
Пишет, убит, жив
Пушкин – наше всё…
поэт
ТЕПЕРЬ ПРОШУ ВСЕ ГРУППЫ ВСТАТЬ И ПРОЙТИ К ДРУГИМ СТОЛАМ И ОЦЕНИТЬ РАБОТУ ДРУГИХ ГРУПП ПО КРИТЕРИЯМ И ВЫЯСНИТЬ СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ ИХ ПОСТЕР ТЕМЕ, КОТОРУЮ ОНИ ЗАЩИЩАЛИ.

Выставить командам баллы от 0 до 5, руководствуясь следующими критериями.
Соответствие теме.
Эстетичность.
Идея.
Новизна.
Актуальность.
СинквейнСуществительное – Пушкин
Два прилагательных
Три глагола
Фраза, предложение или высказывание из 4ёх слов.
Синоним к 1ому существительному
После выставления оценок друг другу защита постеров и представление синквейна.
Итоги.
Награждение победителей.
- Лучшим знатоком творчества А. С. Пушкина являются…
 Задание 5. “Назови произведение”.
Учащимся предлагаются отрывки из произведений. Необходимо узнать произведение и написать название. Каждый правильный ответ – 1 балл. (Проверяем сначала задания команды, потом капитана). 10 минут
1. “Товарищ, верь, взойдёт она,Звезда пленительного счастья.Россия вспрянет ото снаИ на обломках самовластьяНапишут наши имена…” 2. Раздался шум; озаренаМгновенным блеском тьма ночная,Мгновенно дверь отворена;Безмолвно, гордо выступая,Нагими саблями сверкая,Арапов длинный ряд идёт…И на подушках осторожноСедую бороду несёт;И входит с важностью за нею,Подъяв величественно шею,Горбатый карлик из дверей:Его-то голове обритой,Высоким колпаком покрытой,Принадлежала борода. 3. По дороге зимней, скучнойТройка борзая бежит,Колокольчик однозвучныйУтомительно гремит. 4. Мчатся тучи, вьются тучи;Невидимкою лунаОсвещает снег летучий;Мутно небо, ночь мутна. 5. Мы вольные птицы; пора!Туда, где за тучей белеет гора,Туда, где синеют морские края,Туда, где гуляют лишь ветер …да я!.. 6. Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит… 7. Свет мой, зеркальце, скажи,Да всю правду доложи:Я ль на свете всех милее,Всех румяней и белее? 8. Швед, русский – колет, рубит, режет.Бой барабанный, клики, скрежет,Гром пушек, топот, ржанье, стон,И смерть и ад со всех сторон. 9. Волхвы не боятся могучих владык,А княжеский дар им не нужен;Правдив и свободен их вещий языкИ с волей небесною дружен. 1 капитан
2 спикер
3 оценщик
4 секретарь
5 чтец
6 тайм-аут
7художник
1 капитан
2 спикер
3 оценщик
4 секретарь
5 чтец
6 тайм-аут
7художник
1 капитан
2 спикер
3 оценщик
4 секретарь
5 чтец
6таймаут
7художник
Задание 6. Кроссворд.
Каждая команда получает кроссворд. Команда, первая правильно справившаяся с заданием, получает дополнительный балл.
(За каждый правильный ответ - 1 балл).

Имение Пушкиных в Нижегородской области
Один из героев произведений А.С. Пушкина, сила которого в бороде
Так называют людей, которым А.С. Пушкин посвятил стихотворение “Во глубине сибирских руд…”
Один из лицейских друзей Пушкина
Город, в котором родился А.С. Пушкин
Один из героев произведений А.С. Пушкина, погибший от укуса змеи
В этом городе находилось учебное заведение, в котором обучался А.С. Пушкин
Один из друзей А.С. Пушкина, осмелившийся посетить его во время ссылки в селе Михайловском
Прозаическое произведение А.С. Пушкина, рассказывающее о судьбе разорённого дворянина
Зеркальце зеркальце зеркальце зеркальце зеркальце зеркальце зеркальце зеркальце
духи яблоко духи яблоко духи яблоко духи яблоко духи яблоко духи яблоко духи яблоко духи яблоко
Выставить командам баллы от 0 до 5, руководствуясь следующими критериями.
Соответствие теме.
Эстетичность.
Идея.
Новизна.
Актуальность.
СинквейнСуществительное – Пушкин
Два прилагательных
Три глагола
Фраза, предложение или высказывание из 4- ёх слов.
Синоним к 1- ому существительному
Выставить командам баллы от 0 до 5, руководствуясь следующими критериями.
Соответствие теме.
Эстетичность.
Идея.
Новизна.
Актуальность.
СинквейнСуществительное – Пушкин
Два прилагательных
Три глагола
Фраза, предложение или высказывание из 4- ёх слов.
Синоним к 1- ому существительному
Выставить командам баллы от 0 до 5, руководствуясь следующими критериями.
Соответствие теме.
Эстетичность.
Идея.
Новизна.
Актуальность.
СинквейнСуществительное – Пушкин
Два прилагательных
Три глагола
Фраза, предложение или высказывание из 4- ёх слов.
Синоним к 1- ому существительному
Выставить командам баллы от 0 до 5, руководствуясь следующими критериями.
Соответствие теме.
Эстетичность.
Идея.
Новизна.
Актуальность.
СинквейнСуществительное – Пушкин
Два прилагательных
Три глагола
Фраза, предложение или высказывание из 4- ёх слов.
Синоним к 1- ому существительному