Образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Начальное техническое моделирование».


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГБОУ ДОД РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА




Утверждаю
Директор РЦДДЮТ
 _________А.А.Ахмадеев.
« ____ » _________ 2012г





Образовательная программа дополнительного образования детей объединения
«Начальное техническое моделирование».




Составил: мастер производственного обучения
высшей квалификационной категории
Шарифуллин Венер Тагирович







Возраст детей: 16 -18 лет
Срок реализации: 1 год


Утвержден педсоветом
« ___ » _______ 2012г

г. Уфа -2012 г.
Пояснительная записка

Древесина – древнейший из всех материалов, используемых человеком. Всё, что окружало человека 300400 лет тому назад, было сделано из древесины, но и в современном мире древесина занимает важное место. По объёму применения и разнообразию использования с древесиной не может сравниться никакой другой материал.
Древесину применяют для строительства зданий и сооружений различного назначения, для изготовления столярно-строительных изделий (двери, окна, полы, паркет, облицовка и т.д.) и для изготовления мебели. Из древесины делают элементы мостов, судов, вагонов, тару, шпалы, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, карандаши, спички, бумагу, картон, предметы обихода, игрушки и многое другое.
Практически нет такой отрасли народного хозяйства, которая не потребляла бы древесину, где не требовалась бы её ручная и электрифицированная обработка.
Занятия различными видами декоративно-прикладного искусства пользуются устойчивой популярностью у учащихся, где в активном творческом труде они учатся создавать красоту своими руками.
Программа обучения объединения «Начальное техническое моделирование» дает необходимые знания, развивают трудовые навыки в конструировании.
Конструирование - это главным образом деятельность ума, а не рук. Это созидание, разработка, сотворение; это творческая деятельность.
Чем глубже умения и навыки, формируемые в процессе конструирования тем выше эмоциональный канал, тем выразительнее проявляется творчество в труде.
Конструирование (моделирование) технических объектов является основным методом используемый в процессе технического творчества учащихся. Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование и моделирование но и с необходимостью технологической разработки и изготовлением данного объекта.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что реализация проекта технического творчества позволяет удовлетворить тягу к знаниям, овладеть навыками профессиональной деятельности, способствует развитию самостоятельности и активности учащихся.
Целью программы: является конструирование столярных изделий – это значит не только представить в материале его внешний вид, но и определить форму каждой детали. Взаимное расположение всех частей изделия, полностью разработать его.
Данная программа призвана решить следующие задачи:

Развивающие:

Развивать интерес, к изучению современных оборудований, например, таких как ручных инструментов фирмы «FESTOOL» производства Германия.
С комплектом инструментов и универсальным столом MFT-3, возможно организовать весь технологический процесс обработки древесины и древесных материалов.
Благодаря эргономичности и мобильности стола оборудование фирмы «FESTOOL»идеально подходит, для развития предпринимательской деятельности, возможность формировать потребность в частном производстве.

Образовательные:

Правильно организовать деятельность учащихся по самостоятельному овладению знаниями и способами деятельности. Научить учащихся выполнять приемы и навыки работы с электрифицированным инструментом. Правильно организовать рабочее место.

Воспитательные:

Прививать подросткам целый комплекс положительных качеств характера.
Уважение к старшим, к людям труда, честность, бережное обращение с инструментами. Прививать учащимся любовь к труду.
Содействие воспитанию умения работать в коллективе.
Содействие воспитанию устойчивых интересов к техническому творчеству.


Методика

Программа объединения предусматривает теоретические и практические знания.
Теоретическая часть занятия – это краткие рассказы или пояснения руководителя объединения.
В процессе практических занятий учащиеся производят следующие виды работ: сначала идет изготовление изделий по готовым макетам и образцам. Это необходимо для освоения технологии и выбора соответствующего инструмента. Ознакомление с различными породами древесины, их свойствами, декоративными возможностями материала.
Особое внимание должно обращаться внимания на обеспечение безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены учащихся.
На каждом занятии при изучении новой темы мастер производственного обучения знакомит учащихся с общими правилами выполнения каждой технологической операции. Используются активные формы познавательной деятельности: диспуты, обсуждения, встречи со специалистами.
Данная программа рассчитана обучающихся в возрасте от 15 до 17 лет.
Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 144 часа. Занятия проводятся четыре раза в неделю по 2 часа. Это дает большие возможности использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы, глубже изучить и дополнять учащимся теоретические и практические знания.

Ожидаемые результаты по итогам изучения программы:

Учащийся должен знать:

- требования к организации рабочего места;
- свойства материалов и их обработку;
- профессиональные термины;
- допуски и посадки сопрягаемых деталей в конструкции;
- теоретические сведения о разновидностях и типах древесины. Их особенности и характеристики;
- правила техники безопасности при работе ручным и электрифицированным инструментом.

Учащийся должен уметь:

- работать с деревообрабатывающим ручным инструментом;
- работать при помощи шаблонов и без них;
- рационально применять инструменты;
- уметь читать чертеж;
- составлять композиции;














Тематический план
объединения
«Начальное техническое моделирование»
на 2012 – 2013 учебный год.



Темы
теория
практика
всего

1
2
3
4
5

1.Вводное занятие.



2ч.



Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских.
2 ч



2.Организация рабочего места в столярной мастерской. Подготовка инструмента к работе


10 ч

1.
Освоение приемов фугования, развод и заточка пил для поперечного пиления.
1 ч
1 ч
2 ч

2
Освоение приемов фугования, развод и заточка пил для продольного и смешанного пиления.

1 ч
2 ч

3
Приемы заточки инструмента для плоского строгания шерхебеля, рубанка с одинарным ножом.
1 ч
1 ч
2 ч

4
Приемы заточки инструмента плоского строгания рубанка и полуфуганка с двойным ножом.
1 ч
1 ч
2 ч

5
Приемы заточки инструмента для долбления и резания древесины на электрифицированном инструменте.
1 ч
1 ч
2 ч






Темы
теория
практика
всего

1
2
3
4
5

3.Освоение приемов пиления древесины и древесных материалов


10 ч

1

Разметка. Освоение приемов пиления древесины и древесных материалов вдоль волокон.

1 ч
2 ч

2
Освоение приемов пиления древесины и древесных материалов, ручным инструментом, поперек волокон и под различными углами при помощи приспособления.

1 ч
1 ч
2 ч

3
Освоение приемов пиления древесины и древесных материалов при помощи ручного электрифицированного инструмента марки TS 55.


1 ч
2 ч

4
Освоение приемов пиления древесины и древесных материалов при помощи ручного маятникового лобзика марки PS 300.
1 ч
1 ч
2 ч

5
Освоение приемов пиления древесины и древесных материалов при помощи электрифицированного оборудования марки KAPEX KS120 EB.
1 ч
1 ч
2 ч

4.Строгание поверхностей древесины и древесных материалов


14 ч

1
Приемы строгания древесины шерхебелем, рубанком с одинарным ножом.
1 ч
1 ч
2 ч

2
Приемы строгания древесины и древесных материалов фуганком и полуфуганком с двойным ножом.
1 ч
1 ч
2 ч




Темы
теория
практика
всего

1
2
3
4
5

3
Приемы строгания древесины и древесных материалов при помощи медведки, цинубеля,шлифтика.
1 ч
1 ч
2 ч

4
Освоение приемов циклевание древесины и древесных материалов.
1 ч
1 ч
2 ч

5
Освоение приемов строгания древесины ручным электрифицированным инструментом марки HL 850 EB.
2 ч
4 ч
6 ч

5.Долбление древесины и древесных материалов, резание стамеской.


16 ч

1
Разметка. Освоение приемов долбления древесины и древесных материалов глухих гнезд.
1 ч
1 ч
2 ч

2
Разметка. Освоение приемов долбления древесины и древесных материалов сквозных гнезд.
1 ч
1 ч
2 ч

3
Разметка. Освоение приемов резания стамеской криволинейных поверхностей древесины.
1 ч
1 ч
2 ч

4
Освоение приемов долбления древесины и древесных материалов ручным электрифицированным инструментом типа " DOMINO" DF 500 Q-Set.
2 ч
8 ч
10 ч

6.Выборка шипов и проушин в заготовках и деталях из древесины и древесных материалов.


12 ч

1
Ознакомление с основными видами шиповых соединений. Разметка. Приемы запиливание одинарных шипов.
1 ч
1 ч
2 ч

2
Допуски и посадки в столярном мебельном производстве. Освоение приемов выработки сопрягаемых деталей изделия.
1 ч
1 ч
2 ч

3
Наладка ручного электрифицированного инструмента, вертикального фрезера марки OF 2200. Освоение приемов фрезерования внешних криволинейных кромок по упорному кольцу.

4 ч
8 ч




Темы
теория
практика
всего

1
2
3
4
5

7. Сращивание, сплачивание древесины и древесных материалов.


18 ч

1
Освоение приемов сращивания древесины ручным инструментом.
1 ч

2 ч

2
Освоение приемов сплачивания древесины на гладкую фугу и в четверть электрифицированным инструментом HL 850 EB.
2 ч
4 ч
6 ч

3
Освоение приемов сплачивание древесины на шкант типа "DOMINO"электрифицированным инструментом DF 500 Q-Set.
2 ч

10 ч

8. Сверление древесины и древесных материалов.


12 ч

1
Разметка. Освоение приемов сверления древесины и древесных материалов с ручными инструментами.
1 ч

2 ч

2
Разметка.Освоение приемов сверления древесины и древесных материалов с электрифицированным инструментом дрель и аккумуляторным шуруповертом марки Т 15 + 3.
2 ч
8 ч
10 ч

9. Коллективное обсуждение решений в выборе будущего изделия.


30 ч

1
Ознакомление с видами пиломатериалов для изготовления будущего столярного изделия.
4 ч
6 ч
10 ч

2
Разработка и реализация проекта будущего изделия.
4 ч
6 ч
10 ч

3
Коллективное построение чертежа.
4 ч
6 ч
10 ч

10. Подготовка столярного изделия под прозрачную отделку.


18 ч

1
Освоение приемов шлифования изделия электрифицированным инструментом типа RO150 FEQ
4 ч
6 ч
10 ч

2
Отделка поверхности столярного изделия.
4 ч
6 ч
10 ч

11. Подведение итогов. Выставка.


2 ч.


Всего:
57
87
144


Содержание.
1. Вводное занятие Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских (2 ч.).
2.Организация рабочего места в столярной мастерской. Подготовка инструмента к работе.(10 ч.)
Освоение приемов фугования, развод и заточка пил для поперечного пиления.
Приемы заточки инструмента плоского строгания рубанка и полуфуганка с двойным ножом.
Освоение приемов фугования, развод и заточка пил для продольного и смешанного пиления.
Приемы заточки инструмента для плоского строгания шерхебеля, рубанка с одинарным ножом.
Приемы заточки инструмента плоского строгания рубанка и полуфуганка с двойным ножом.
Приемы заточки инструмента для долбления и резания древесины на электрифицированном инструменте.
3. Освоение приемов пиления древесины и древесных материалов (10 ч.).
Разметка. Освоение приемов пиления древесины и древесных материалов вдоль волокон.
Освоение приемов пиления древесины и древесных материалов, ручным инструментом, поперек волокон и под различными углами при помощи приспособления.
Освоение приемов пиления древесины и древесных материалов при помощи ручного электрифицированного инструмента марки TS 55.
Освоение приемов пиления древесины и древесных материалов при помощи ручного маятникового лобзика марки PS 300.
4. Строгание поверхностей древесины и древесных материалов (14 ч.).
Приемы строгания древесины шерхебелем, рубанком с одинарным ножом.
Приемы строгания древесины и древесных материалов фуганком и полуфуганком с двойным ножом.
Приемы строгания древесины и древесных материалов при помощи медведки, цинубеля,шлифтика.
Освоение приемов циклевание древесины и древесных материалов.
Освоение приемов строгания древесины ручным электрифицированным инструментом марки HL 850 EB.
5. Долбление древесины и древесных материалов, резание стамеской (16 ч.).
Разметка. Освоение приемов долбления древесины и древесных материалов глухих гнезд.
Разметка. Освоение приемов долбления древесины и древесных материалов сквозных гнезд.
Разметка. Освоение приемов резания стамеской криволинейных поверхностей древесины.
Освоение приемов долбления древесины и древесных материалов ручным электрифицированным инструментом типа " DOMINO" DF 500 Q-Set.

6. Выборка шипов и проушин в заготовках и деталях из древесины и древесных материалов (12 ч.).
Ознакомление с основными видами шиповых соединений. Разметка. Приемы запиливание одинарных шипов.
Допуски и посадки в столярном мебельном производстве. Освоение приемов выработки сопрягаемых деталей изделия.
Наладка ручного электрифицированного инструмента, вертикального фрезера марки OF 2000. Освоение приемов фрезерования внешних криволинейных кромок по упорному кольцу.
7. Сращивание, сплачивание древесины и древесных материалов (18 ч.).
Освоение приемов сращивания древесины ручным инструментом.
Освоение приемов сплачивания древесины на гладкую фугу и в четверть электрифицированным инструментом HL 850 EB.
Освоение приемов сплачивание древесины на шкант типа "DOMINO"электрифицированным инструментом DF 500 Q-Set.
8.Сверление древесины и древесных материалов (12 ч.).
Разметка. Освоение приемов сверления древесины и древесных материалов с ручными инструментами.
Разметка.Освоение приемов сверления древесины и древесных материалов с электрифицированным инструментом дрель и аккумуляторным шуруповертом марки Т 15 + 3.
9. Коллективное обсуждение решений в выборе будущего изделия (30 ч.).
Ознакомление с видами пиломатериалов для изготовления будущего столярного изделия.
Разработка и реализация проекта будущего изделия.
Коллективное построение чертежа.
Освоение приемов шлифования изделия электрифицированным инструментом типа RO150 FEQ
10. Подготовка столярного изделия под прозрачную отделку (18 ч.).
Освоение приемов шлифования изделия электрифицированным инструментом типа RO150 FEQ
Отделка поверхности столярного изделия.
11. Подведение итогов. Выставка (2 ч.).

Материально – техническом обеспечении
объединения «Начальное техническое моделирование»
Мастерская №2 ручной обработки древесины, площадь 74.2 кв.м.
Препараторская- 23,3 кв.м.

Оборудование:

1. Верстак столярный 13 шт.
2. Стол – верстак MFT -3 1 шт.
3. Верстак слесарный 2 шт.
4. Промышленный заточной станок JBG 10A 1 шт.
5. Стол письменный 2 шт.
6. Доска ученическая 1 шт.
7. Шкаф двухдверный 1 шт.
8. Шкаф книжный 2 шт.
9. Стеллаж 1 шт.
10. Планшет 15 шт.
11. Стул мягкий 2 шт.
12. Табурет 12 шт.
13. Станок шлифовально –полировальный 1 шт.
14. Пылеудаляющий аппарат CTL 33E / CTL 1 шт.
15. Пила усоторцовочная KAPEX KS 120 1 шт.

Материалы и инструменты:

Электрифицированный ручной инструмент фирмы «FESTOOL» производство Германия.

1. Электропила TS55 1 шт.
2. Вакуумная зажимная система VAC SYS SE 1 1 шт.
3. Маятниковый лобзик. PS 300 Q 1 шт.
4. Ручной фрезер типа OF2200 1 шт.
5. Кромочный модульный фрезер MFK 700 EQ-Plus 1 шт.
6. Фрезер дюбельный DOMINO DF 500 Q-Set 1 шт.
7. Рубанок марки HL 850 1 шт.
8. Шлифовальный инструмент типа RO 150 FEQ 1 шт.
9. Шуруповерт Т 15 + 3 1 шт.




















Отчет педагога дополнительного образования за I-ое полугодие 2012/2013 учебного года

Наименование объединения «Начальное техническое моделирование»
Руководитель: Шарифуллин Венер Тагирович
Количество групп – 2, всего – 24 чел (по журналу),
- юношей -24чел.;
- из многодетных – 3 чел.;
- малоимущих семей – 5 чел;
- из неполных семей – 5 чел;
- дети-сироты – 1 чел;
- находящиеся на учете в КДН – нет
Сохранность контингента (отношение числа принятых в начале года к количеству оставшихся из первоначально принятых): 100 %
Возраст обучающихся, на который рассчитана программа: от 16 лет и старше
Срок реализации: 1 год















Список литературы.

Для педагогов.

1.«Подготовка учителя технологии» Научно методическое пособие.Бирск2005г.

2. Г. Я. Федотов «Дерево. Техника резьбы», М. Издательство «Эксмо - Пресс», 2001 г.
Б. Нейл «Стильные штучки из дерева», М. Издательство «Аст - Пресс» 2006 г.
3.Г. Я. Федотов «Деревянная пластика», М. Издательство «Эксмо - Пресс», 2004 г.
4.А. С. Хворостов, Д. А. Хворостов «Искусство деревянной мозаики», М. Издательство «Культура и традиции», 2001 г.
5.А. А. Абросимова, Н. И. Каплан «Художественная резьба по дереву», М. Издательство Высшая школа, 2004 г.
6.Е. С. Двойников, И. В. Лямин «Художественные работы по дереву», М.2002 г.
7.А. И. Калугин, Ю. В. Плотников «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательном учреждении», М. 2006 г.
8.Учебные модульные программы.

Для обучающихся

1.Григорьев М.А. Столярные работы. – М.: Лада; Цитадель-Трейд, 2004.

2.Крейндлин Л.Н. Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы. – М.: Проф-Обр-Издат., 2001

3.Л. А. Логачёва «Основы мастерства резчика по дереву», М. Издательство «Народное творчество», 2005 г.
4.А. В. Ополовников «Русское деревянное зодчество», М., 2003 г.
5.А. Ф. «Резчик по дереву» М. 1988 г.
6.М. А. Григорьев «Материаловедение для столяров и плотников», М.2001г.
7.Работы по дереву: Столярные работы, резьба по дереву, инкрустация. – М.: Махаон, 2000. – 512 с.
8.Рыкунин С.Н., Кандалина Л.Н. Технология деревообработки. – М.: Издательский центр Академия, 2005.
9.Степанов Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 328 с.



















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515