Методика определения уровня развития мелкой моторики — ДОМИК (Н. Н. ГУТКИНОЙ)
Методики - "ДОМИК" (Н. Н. ГУТКИНОЙ)
Методика, направленная на определение уровня развития мелкой моторики
Диагностические особенности.
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей 5,5–10 лет.
Материал. Картинка, изображающая домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.
Ход работы. Взрослый кладет перед ребенком картинку и предлагает ему точно срисовать домик.
Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом
листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с «Домиком») Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: какой рукой он рисует – правой или левой; как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; быстро или медленно проводит линии; отвлекаемость во время работы; высказывания и вопросы во время рисования; сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.
По окончании работы взрослый предлагает ребенку проверить, все ли у него верно. Ребенок может исправить неточности (это необходимо отметить психологу).
Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемых за ошибки.
Безошибочное копирование рисунка оценивается 0 баллов.
Ошибками считаются:
а
4 балла
отсутствие, каких либо детали рисунка.
Оцениваемые детали: правая половина забора, левая половина забора, дым, труба на крыше, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика;
б
3 балла
за каждую увеличенную деталь
увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка.
в
2 балла
неправильно изображенный элемент рисунка
Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши
г
1 балл
неправильное расположение деталей в пространстве рисунка
расположение забор не на одной общей с основанием дома линии, а как бы в подвешенном в воздухе или ниже основания домика;
смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра;
расположение дыма более чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его
д
1 балл
прямые линии
отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления
е
1 балл
разрывы между линиями
разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв).
Если линии штриховки крыши не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за штриховку в целом, а не за каждую линию штриховки отдельно
ж
1 балл
балл за каждое залезание
залезание линий одна на другую
При анализе рисунка следует обратить внимание на характер линий, которые могут говорить как о развитии мелкой моторики, так и о личностных особенностях ребенка.
При интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого.
Ребёнок
5 лет
почти не получают оценку «0».
ребёнок
10 лет
Если же ребенок получает более 1 балла – это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.
Заголовок 215