Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования как государственная гарантия равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования


Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования как государственная гарантия равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования
(сообщение)
Подготовила: воспитатель МБДОУ
«Детский сад «Березка» с.Засосна»
Часовникова И.В.
2016г.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, что является одной из его целей. Ключевая установка ФГОС ДО – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
Дети с ОВЗ – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность развиваться и учиться в среде обычных дошкольников.
Инклюзия – это включение каждого воспитанника в образовательный процесс с помощью программы, удовлетворяющей его потребности и учитывающей его реальные возможности в специально организованной среде. При инклюзивном подходе выигрывают все дети, потому что он предполагает индивидуальный и дифференцированный методы в организации и проведении образовательного процесса. Инклюзия означает полную интеграцию ребенка с ОВЗ в жизнь группового сообщества других детей. Цель инклюзии – организация предметно-развивающей среды и образовательного процесса с условием успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ. В процессе реорганизации образования с реализацией инклюзивного подхода еще много неотработанных механизмов, и каждая организация выбирает для себя наиболее приемлемый путь.
Еще одной задачей Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования. Уже долгое время в дошкольном образовании есть необходимость в создании потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.
Одаренность – это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах, это выдающиеся врожденные способности.  
Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В дошкольном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Каждый ребенок, приходя в детский сад, получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно – исследовательской, проживая наиболее значимый возрастной период становления человека для его успешности в разных сферах жизнедеятельности. Уже сейчас в ДОУ происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые касаются и развития системы работы с одаренными дошкольниками. Для работы с одаренными детьми воспитатель в настоящее время должен обладать многими качествами и умениями: уметь стимулировать когнитивные способности ребенка; уметь создать благоприятную атмосферу работы с детьми; иметь способность формировать мотивацию различными способами: создавать ситуацию успеха, учитывать интересы и способности ребёнка; тесно сотрудничать с семьей одаренного ребенка.
Педагоги нашего детского сада уделяют большое внимание развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Систематически организовываются конкурсы детских работ, творческих исследовательских проектов, при проведении которых создаются благоприятные условия для формирования у детей таких качеств, как пытливость, инициативность, самостоятельность. В нашем районе уже на протяжении многих лет стало традицией проводить муниципальные конкурсы, акции, проекты. Такие как «Я - исследователь», «Пишем кулинарную книгу», «Берегите лес», «Алая гвоздика» и многие другие. Ребята нашего детского сада совместно с педагогами и родителями постоянно принимают в них участие и добиваются определенных результатов. У нас тесная связь с Засосенской детской модельной библиотекой, домами культуры, где наши воспитанники являются частыми гостями и активными участниками проводимых мероприятий. Так же в этом году на базе нашего дошкольного учреждения завершился долгосрочный проект, сроком с 1 июня 2015 года по 30 июля 2016 года «Реализация комплекса мероприятий «Страна березового детства в детских садах Красногвардейского района». В работу по проекту было вовлечено не менее 80% воспитанников и родителей нашего детского сада, педагоги, представители администрации, управления образования Красногвардейского района. Более подробно о реализации проекта представит в своем сообщении моя коллега, Малафеева Татьяна Ивановна.
Подводя итог, можно сказать, что детально продуманное пространственное окружение ребенка, в котором протекает его жизнь в дошкольной организации, поможет нам развить у каждого из детей разносторонние способности, поможет сформировать образ самого себя и своего места в мире.
Список использованной литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2015. 96 с.
Инклюзивные практики в детском саду: Метод. Рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. (Управление детским садом). (8)
Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.
Методические рекомендации.
Формировать образовательную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, с максимальным привлечением к сетевому взаимодействию объектов социокультурного окружения и их ресурсов.
Создавать адекватные условия для реализации особых образовательных потребностей, для всемерной поддержки самораскрытия детей, их позитивной социализации.