Интегрированный урок по химии на тему «Вода. Физические и химические свойства воды»


Тема: Вода. Вода в природе. Физические и химические свойства воды.
Цель: расширить знания учащихся о воде как природном оксиде; изучить ее физические и химические свойства. Развивать экологические и гигиенические знания, подвести к пониманию необходимости бережного и экономного отношения к водным ресурсам.
Оборудование: плакат «Круговорот воды в природе», набор химических реактивов, магнитофон, физическая карта полушарий.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Учитель. Сегодня на уроке мы будем изучать тему «Вода. Вода в природе. Физические и химические свойства воды». На урок приглашены учителя биологии, физики, географии, которые будут расширять ваши знания о воде.
Учитель включает магнитофон с записью шума моря и морского прибоя. Шум моря благотворно влияет на организм человека , он успокаивает его.
Учитель географии. Ребята, что мы слышали? А теперь давайте посмотрим на карту. А что мы здесь видим? Видим, что 3/4 суши занято водой. Вода – самое распространенное вещество на Земле. В связанном состоянии вода находится в литосфере, атмосфере, в телах живых организмов. Она входит в состав комет, большинства планет Солнечной системы. Молекулы воды обнаружены даже в межзвездном пространстве. А как называется водная оболочка Земли? Покажите на карте океаны и моря планеты.
Учитель химии. Вода – это особое вещество. Оно может находиться в трех состояниях и переходить из одного состояния в другое. Давайте вспомним, в каком агрегатном состоянии может находиться вода. Благодаря этим свойствам в природе происходит мировой круговорот воды – это непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу через атмосферу и с суши опять в Мировой океан. (Рассказ по таблице «Круговорот воды в природе»).
А что думают о воде биологи?
Учитель биологии. Вода – ценнейший клад планеты Земля. Источником жизни назвал воду итальянский художник Леонардо да Винчи. Жизнь на Земле зародилась в воде. В организме млекопитающих массовая часть воды – 70%, рыб – 80%, медуз - 97%. Потеря воды может вызвать смерть организма. В живых организмах ни один процесс не происходит без воды. Физические свойства воды очень интересны. О них нам расскажет учитель физики.
Учитель физики.
Ученые установили, что чистая вода без цвета и запаха, без вкуса, кипит при температуре 100 градусов и давлении 101,3 кПа, замерзает при 0 градусов. Максимальная плотность ( при 4 градусах С) равна 1Г/см3. Лед имеет меньшую плотность, чем вода и всплывает на ее поверхность. Это очень важно для обитателей водоемов зимой.
Учитель химии. Мы очень много услышали о воде. А что же представляет вода с химической точки зрения? Вода – это природный оксид. Давайте вспомним, что такое оксиды? В каких агрегатных состояниях могут быть они? А что вы знаете о воде?
Учитель. Вода активна в химическом отношении. Она взаимодействует со щелочными металлами, основными и кислотными оксидами, разлагается электрическим током. Докажем это, проведя опыты.
Демонстрация опытов:
а). Взаимодействие воды со щелочными металлами;
б). Взаимодействие воды с основными оксидами;
в). Взаимодействие воды с кислотными оксидами.
Основное свойство воды – это способность растворять твердые, жидкие и газообразные вещества.
Известно, что в воде находятся в растворенном виде 60 элементов. Здесь находится 8 млн. тонн золота, 164 млн. тонн серебра. Сегодня из морской воды добывают хлор, натрий, золото, уран. Воду называют «живой рудой».

Обобщение и систематизация знаний.
Почему воду Леонардо да Винчи назвал «источником жизни»?
Какой воды не хватает на планете?
Можно ли дождевую воду назвать дистиллированной?
Вода не взаимодействует с:
а) кальцием
б) медью
в) оксидом натрия
г) серой
5. Почему лед легче воды?
Домашнее задание. Выучить соответствующие параграфы. Подготовить сообщение по теме «Источники загрязнения воды».
Итог. Учитель подводит итоги работы и предлагает записать выводы урока.
Вода – бесценный дар природы нашей Планете.
Вода – это природный оксид.
Вода химически активна.
Человеку нужно бережно использовать воду.