Статья: «Активизация познавательных интересов гиперактивных учащихся с дефицитом внимания»
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ГИПЕРАКТИВНЫХ УЧАЩИХСЯ С ДЕФИЦИТОМ ВНИМАНИЯ
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось НИКОМУ, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним - вполне посильная задача.
Проблема активизации познавательного интереса учащихся – подростков “стара как мир”, но по-прежнему остается актуальной. Ведь, какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у учащихся нет желания учиться. Именно поэтому “воспитание или возбуждение интереса к предмету” (М.М. Поташник) – ключ к учению, познанию, на наш взгляд. Если в начальной школе дети учатся, как правило, с желанием, то примерно к 5 классу этот огонек постепенно угасает. Подростковый возраст практические педагоги считают самым трудным с точки зрения обучения и воспитания, тем более, если учащийся гиперактивен.
Что такое гиперактивность? В переводе с латинского языка активный значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту развитию ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. В психолого-педагогической литературе для описания употребляются термины: подвижный, импульсивный, шустрик, энерджайзер, вечный двигатель, живчик, вулканчик. Некоторые авторы используют и такие: моторный тип развития, дети с повышенной активностью, дети с повышенной аффективностью.Гиперактивные - это очень часто просто тревожные учащиеся. Их тревога настолько высока и постоянна, что они сами давно уже не отдают себе отчет в том, что и почему их беспокоит. Тревога, как избыточное возбуждение, которое не может найти выход, заставляет их делать множество мелких движений, суетиться. Они без конца ерзают, что-то роняют, ломают, чем-то шелестят, постукивают, качают. Им трудно усидеть на месте, иногда они могут вскакивать среди урока. Их внимание кажется рассеянным. Но далеко не все из них действительно не способны сосредоточиться. Многие - хорошо учатся, особенно по предметам, не требующим аккуратности, усидчивости и умения хорошо концентрироваться.
Активная мыслительная работа учащегося на уроке, познавательная самостоятельность, стойкий интерес к предмету на основе прочных знаний – вот залог успешного обучения без проблем для здоровья. Но как сформировать интерес у гиперактивного студента? Какие методы, приёмы, средства нужно использовать, чтобы они не навредили учащемуся, а наоборот помогли при обучении в лицее.
Основными приёмами, позволяющими проводить качественное обучение гиперактивного учащегося без вреда для здоровья, можно считать: выявление индивидуальных особенностей учащихся, снятие эмоционального напряжения учащегося, создание благоприятного психологического климата на уроке, нестандартные формы проведения уроков или применение обучающих игр, организация проектной деятельности. Например игра с таймером которая повышает мотивацию к контролю за своими реакциями и дает возможность почувствовать удовлетворение от выполненного действия, способствует развитию навыков самоконтроля - это один из ее основных психотерапевтических факторов. Для возбудимого учащегося очень важно почувствовать успех в игре, что даст ему не только ощущение победы, но и своей компетентности.
На учебных заданиях преподавателю бывает очень сложно удержать концентрацию группы, в котором несколько гиперактивных учеников. Учащиеся, склонные к гиперактивности, но без соответствующего диагноза, могут заниматься в любом классе, но при условии, что преподаватель не усиливает их тревогу и не осаживает постоянно. К этому учащемуся лучше всего прикоснуться, усаживая на место, чем сто раз указать на обязанность быть дисциплинированным. Лучше отпустить на три минуты с урока в туалет и обратно, или побегать по лестнице, чем призывать к вниманию и спокойствию. Его плохо контролируемое двигательное возбуждение значительно легче проходит, когда оно выражено в беге, прыжках, то есть в широких мышечных движениях, в активных усилиях. Поэтому гиперактивному учащемуся обязательно надо хорошо подвигаться на перемене (а иногда, по возможности, и во время урока), чтобы снять это тревожное возбуждение.
Многие возбудимые учащиеся имеют заниженную самооценку, поскольку им то и дело приходится слышать от взрослых: "Прекрати сейчас же!" и т. п. Такие дети редко доводят начатое дело до конца и, как правило, не получают удовлетворения от завершения начатого дела или решения поставленной задачи. В результате с годами у них формируются негативная самооценка и склонность к бурным эмоциональным реакциям. Однако многие возбудимые учащиеся могут неплохо контролировать свое поведение, если их к этому мотивировать. Важно понимать, что у гиперактивного учащегося нет намерения демонстрировать вызывающее поведение "назло" учителю, что источники его действий вовсе не распущенность или невоспитанность. На самом деле такому учащемуся просто трудно контролировать собственное возбуждение и тревогу, что обычно проходит к подростковому возрасту. Гиперактивный , к тому же гиперчувствителен, он воспринимает слишком много сигналов одновременно. Его отвлеченный вид, блуждающий взгляд многих вводит в заблуждение: кажется, что он отсутствует здесь и сейчас, не слушает урок, не вовлечен в процесс. Очень часто это совсем не так.
С гиперактивностью не так просто справиться даже хорошему психологу, не то, что учителю. Психологи часто работают с проблемами тревожности и самооценки такого ребенка, учат его слушать, лучше понимать и контролировать сигналы своего тела. Много занимаются с мелкой моторикой, которая часто отстает от остального развития, но, работая над которой, ребенок лучше учится контролировать свою крупную моторику, то есть свои более крупные движения. Гиперактивные часто бывают одарены, способны и талантливы. У них живой ум, они быстро обрабатывают полученную информацию, легко впитывают новое. Но в лицее, такой учащийся будет находиться в заведомо проигрышном положении из-за трудностей в чистописании, аккуратности и послушании. Замечено, что гиперактивным учащимся совершенно необходимо пространство для такого суетного проявления себя. Если дома строго запрещается, путем постоянных одергиваний или иных воспитательных мер, вести себя подобным образом, то они будут значительно более гиперактивными в лицее. И наоборот, если лицей будет строг к ним, они станут предельно активными дома. Поэтому родителям и педагогам надо иметь в виду, что эти дети все равно найдут выход своему двигательному возбуждению и тревоге.
Проблемы гиперактивных не решаются одним человеком. Эта комплексная проблема требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Ее невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями.
Поэтому, для поддержания хорошей физической и психологической формы у учащихся на уроках необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных методов обучения, соответствие их выбора с содержанием материала, целям урока, возрастным особенностям учащихся, уровнем подготовленности и способностям .Рекомендации:
1.Повышение учебной мотивации: применение системы поощрений; использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбора домашнего задания), повышение самооценки учащихся (Задание «Я — звезда»).
2.Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:
- смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости учащегося;
- реализация двигательной потребности учащегося (выполнение поручений преподавателя, требующих двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски и т.д.),
- снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
- выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов;
- инструкции преподавателя должны быть четкими и немногословными;
- проверка знаний — в начале урока;
- избегание категоричных запретов.
Список литературы:Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб.,2002
Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: Учеб. Пособие. М.:Академия, 2005.
Монина Г., Лютова-Робертс Е., Чутко Л. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая помощь. Речь, СПб.,2007
Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. СПб.,1997