Коррекция поведения младших школьников с учетом их темперамента
Коррекция педагогом-психологом поведения младших школьников
с учетом их темперамента
Мир, который мы оставим нашим детям, в значительной
мере зависит от детей, которых мы оставим нашему миру
Федерико Майор, президент организации Фонда культуры мира
В условиях перехода образовательных организаций на стандарты нового поколения, одной из задач современного образования является необходимость формирования у младших школьников универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных. О сформированности совокупности универсальных учебных действий свидетельствует поведение детей, соответствующее принятым в обществе нормам: доброжелательно относиться к другим людям, помогать младшим, уважить старших. В то же время современный школьник должен уметь выражать свои мысли, отстаивать свою точку, устанавливать контакт с незнакомыми людьми и многое другое.
Многие исследователи (Г.Айзенк, Я.Стреляу, В.М.Русалов, В.Д.Небылицын и др.) отмечают важность изучения влияния индивидуальных особенностей личности на динамику развития поведенческих характеристик, потому что в младшем школьном возрасте единственной сформированной подструктурой личности является темперамент. Как известно, темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности. Темперамент обусловлен типом нервной системы человека и отражает преимущественно врожденные характеристики поведения.
Мы провели исследование, проблемой которого стал поиск ответа на вопрос: каким образом педагогу-психологу осуществлять коррекцию поведения младших школьников с учетом их темперамента?
Для ответа на поставленный вопрос мы изучили сущность понятия «темперамент» и охарактеризовали особенности проявления темперамента в поведении младших школьников, определили содержание и формы работы педагога-психолога по коррекции поведения детей младшего школьного возраста с учетом их темперамента, на основе вышеизложенного разработали и апробировали программу поведения младших школьников с учетом их темперамента.
Анализ изученной психолого-педагогической литературы показал, что знание типов и свойств темперамента детей младшего школьного возраста позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать приемами воспитательных воздействий. Отрицательная оценка педагогом ученика с сильной нервной системой оказывает на него стимулирующее действие, но у ученика со слабым типом нервной системы после отрицательной отметки замечены подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Следовательно, различные реакции учеников, требуют различной педагогической тактики.
Мы пришли к выводу, что содержание деятельности педагога-психолога по коррекции поведения младших школьников с учетом их темперамента заключается в следующем:
- проведение диагностики темперамента и индивидуальных особенностей школьника;
- выявление нарушений поведения;
- разработка и реализация коррекционной программы.
Как показал сделанный нами анализ, самым эффективным методом коррекции нарушений поведения является игротерапия. Причем эффективен любой способ коррекции: как индивидуальный, так и групповой. При выборе приемов коррекции нарушений поведения детей должны учитываться не только особенности темперамента, но структура и форма нарушений поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов, а также условия воспитания.
Мы разработали и апробировали программу коррекции поведения младших школьников с учетом их темперамента. Реализация программы заключалась в проведении коррекционно-развивающих занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, а также элементы тренинга. Занятия проводились в группах численностью до 15 человек, включали в себя 8 занятий, продолжительностью 45 минут.
Проведенный нами анализ эффективности программы показал, что высокого и среднего уровня правильного поведения у детей стало больше, а низкий уровень снизился. Дети меньше проявляют агрессию, стали активнее, меньше конфликтуют со взрослыми и сверстниками. Разработанная нами программа на основе учета типа темперамента младших школьников оказала значительное влияние на формирование их поведения.
Педагог-психолог должен постоянно учитывать особенности темперамента детей, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия между участниками педагогического процесса, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций, предупреждения возможного стресса.
Мы не можем изменить темперамент ребенка, но педагог-психолог должен уметь построить с детьми такое взаимодействие, в котором проявятся его лучшие сильные стороны. В этом случае одной из проблем в их жизни станет меньше, следовательно, и мир в котором они живут, станет немного лучше.