Программа летнего оздоровительного пришкольного лагеря Экотоша


Департамент образования администрации города Нижневартовск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2»
Детский оздоровительный лагерь «Ромашка»
Авторская программа пришкольного лагеря «Экотоша»
(срок реализации программы 1 летняя смена)

-7181853089910
Минниахметова И.И.
учитель начальных классов
г. Нижневартовск, 2017г.
Информационная карта программы «Экотоша»
Содержание программы «Экотоша»
Пояснительная записка стр.4
Краткая характеристика участников программы стр.6
Педагогическая идея программы стр.6
Целевой блок программы стр.6
Критерии и способы оценки качества реализации программы стр.7
Содержание и средства реализации программы стр.8
Кадровое обеспечение программы стр.12
Информационно-методическое обеспечение программы. Система анализа реализации программы стр.12
Материально-техническое обеспечение программы стр.13
Список литературы стр.14
Приложение стр.15
Пояснительная записка
Актуальность программы
Летний отдых детей в пришкольных лагерях рассматривают, в основном как организацию досуговой деятельности детей и подростков. Как правило – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Лагерная атмосфера имеет свои потенциальные возможности для развития высокого уровня самоуважения и саморазвития. Одна из воспитательных функций образования направлена на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, к семье, к природе. Условия формирования патриотизма и гражданственности включают в себя возрождение национального самосознания, возрождения национальных идеалов, народных традиций, обычаев, обрядов. Патриотизм начинается с малого – с любви к своей семье, к своей школе, к своему городу, к природе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, к прошлому и настоящему, ко всему.
Родной край – частица нашей огромной страны. Образ того места, где человек родился, вырос, он до конца жизни проносит в своем сердце, так как любовь к Родине – одно из самых прекрасных человеческих чувств.
Сегодня для всех очевидно, что без знания культуры и воплощения ее духовной сущности нельзя решить ни одной проблемы, стоящей перед обществом. Вот почему так остра необходимость возрождения национальной культуры, обычаев, традиций, формирования экологической культуры.
Данным обстоятельством продиктована актуальность развития экологической, гражданской направленности личности в пришкольном лагере. Все это делает актуальным социально – экологическое воспитание личности во время лагерной смены.
Настоящая программа нацелена на организацию активного отдыха школьников, воспитание гражданственно-патриотической, нравственной составляющей личности, укрепление здоровья детей и подростков, формирование ценностного отношения к общечеловеческой культуре, основанное на принципах природосообразности, сотрудничества, деятельности.
Новизна программы
Летом 2016 года в нашей образовательной организации была реализована программа социально – педагогической направленности «Ваг». Программа «Экотоша» модифицированная. В ней не только описаны способы и формы привлечения воспитанников к изучению истории Нижневартовска, этноса и быта народов Севера, но и развитие интересов, склонностей, волевых установок, суждений, нравственных мотивов экологической деятельности. Исходя из анализа работы летней смены 2016г., следует определить приоритетные направления и задачи не только в области изучения истории быта народов севера, но и в воспитании экологической культуры юных жителей г. Нижневартовска. Поэтому данная программа «Экотоша» отличается от предыдущей «Ваг», появлением эффективных педагогических технологий. Именно так можно сформировать экологическое самосознание воспитанников школьного лагеря.
Понятийный аппарат программы
Досуговая деятельность это осознанная активная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей в познании собственной личности и окружающего мира, осуществляемая в условиях непосредственно и опосредованно свободного от работы времени. Как было отмечено выше, в бюджете суточного времени человека обязательно должен быть период для физиологического отдыха, связанного с полным расслаблением. С.А. Шмаков
Гражданственность это качество человека, выражающееся в его активном взаимодействии с государством Толковый словарь Ожигова
Патриотизм нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Свободная энциклопедия Википедия
Социально – экологическое воспитание это целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития личности в контексте социоприродной динамики, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний, способствующих выполнению гражданином обязанностей в области охраны окружающей среды, формированию экологически ориентированного поведения.  Свободная энциклопедия Википедия
Экологическая направленность это особое качество личности, в основе которого лежит совокупность мотивов, определяющих гуманистический характер экологической деятельности, осознание социальной и личной потребности в ее; осуществлении, экологически сообразное поведение человека в природе И.Д. Зверева
Экотоша Это известный в «Сказке» персонаж Эмотивно – мотивационные критерии Предполагают наличие у школьника патриотических чувств и мотивов патриотического поведения. http://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika

2.Краткая характеристика участников программы
Программа является краткосрочной, сроки реализации – 1 смена, охватывающая летний период. Сроки лагерной смены в летний период – 21 день. Количество отрядов летней смены -3 отряда.
Целевая группа программы – дети от 6,6 до 17 лет, в том числе будущие первоклассники. Группы разновозрастные, что учитывается программой пришкольного лагеря.
3.Педагогическая идея программы
Так педагогическая идея программы состоит в том, что ведущим направлением воспитательной работы этой лагерной смены будет патриотическое, экологическое воспитание, также предполагается широко использовать здоровьесберегающие технологии. Направление актуально и выбрано не случайно. Во-первых, 2017 год объявлен годом экологии, поэтому деятельность отрядов направлена на экологическую деятельность. Во-вторых, в этом году город Нижневартовск отмечает свое 45 – летие. В – третьих, примерная схема мероприятий первой недели, интересна и её познавательно-состязательное содержание соответствует возрастным особенностям школьников, она будет посвящана году Детства.
4. Целевой блок программы
Цель: создание условий для формирования коммуникативного потенциала личности воспитанников; формирование у воспитанников представлений о ценностях культурно-этнического богатства северных народов, познание истории своего родного города, через включение в краеведческую деятельность; формирование у детей экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности.
  Задачи:
формировать коммуникативный потенциал личности воспитанников;
повышать творческую и познавательную активность воспитанников;
познакомить детей и подростков с историей города Нижневартовска и округа;
помочь воспитанникам узнать и освоить культурные традиции своего народа и народов, проживающих на территории ХМАО-Югры, в том числе через связь поколений;
приобщать детей к изучению природы родного края, осознанию связей между человеком и природой, развитие инициативы и самостоятельности.
Предполагаемая результативность
Организуя деятельность воспитанников лагеря, мы планируем следующий результат:
Почетная грамота
«Достойный житель города N»

1.У детей сформированы экологические умения в непосредственном общении с природой.
2.Получение участниками смены умений проведения исследовательской деятельности.
3.У воспитанников сформированы представления о ценностях культурно-этнического богатства северных народов, проявлены творческие способности.
4.Приобретение новых знаний и умений в результате познания истории своего родного города, через включение в краеведческую деятельность.
5.Лагерная смена способствовала развитию личности ребенка.
5.Критерии и способы оценки качества реализации программы
Критерии Показатели Диагностический
инструментарий
1. Развитие личности детей Сформированность ценностного потенциала личности воспитанников Тесты, анкетирование
Сформированность коммуникативного потенциала личности воспитанников Методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся Р.В. Овчаровой
2 Эмотивно - мотивационные Наличие патриотических чувств Методика доктора педагогических наук Н.Е. Щуровой «Размышление о жизненном опыте».
Сформированность мотивов патриотической деятельности 3 Когнитивный Уровень сформированности экологических знаний детей Методика № 1. Анкета в виде теста (авторская методика: Калюкова Е.А., Шишова А.В.)
Эмоционально-мотивационный Отношение младших школьников к природе.
Методика № 2. «Мое отношение к природе» (Иванова М.М.)
6.Содержание и средства реализации программы
В основу организации смены закладывается легенда лагеря. В Югорском крае, в городе N живет юный житель Экотоша. Он очень любознательный и трудолюбивый и к тому же, давно мечтает стать обладателем высокой награды «Достойный житель города N». Но, чтобы стать «Достойным жителем города N», нужно получить три грамоты мунициапального уровня города N.Дети, посещающие лагерь, становятся друзьями юного Экотоши и помогают ему осуществить давнюю мечту.
Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и рассчитана одну смену.
Законы друзей Экотоши
●Закон смены: нельзя нарушать правила дорожного движения, уходить одному с территории лагеря, всегда и везде вместе с отрядом.
●Закон чистоты: соблюдай чистоту во всём и везде, будь опрятным.
●Закон единого плеча: поддерживаем друг друга, не обижаем младших, уважаем старших.
●Закон здорового духа: начинаем день с утренней зарядки, соревнуемся в честной борьбе, заботимся о своём здоровье.
●Закон колокольчика: будь весел, принимай участие в праздниках, конкурсах, твори и выдумывай.
●Закон зелёного друга: береги природу, не обижай братьев меньших.
Население города N составляют «Рукодельцы» (отряд академии ремесел), «Спасатели» (отряд юных помощников безопасности), «Патриот» (отряд юных патриотов).
1 отряд «Рукодельцы». В рамках социального партнерства с АУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» в течение учебного года и в каникулярный период в МБОУ «Гимназия №2» реализуется инновационный проект (приказ от 04.09. 2016 г. №640), организуется работа летней творческой школы художественно – эстетической направленности «Академия ремесел».
2 отряд «Экологи». Воспитанники данного отряда помогают разрабатывать и внедрять единую систему профилактической работы экологической культуры и здорового образа жизни.
3 отряд «Патриот». Воспитанники данного отряда оказывают помощь
в организации спортивных игр, туристических эстафет, подвижных игр разных народов, мероприятий.
Лагерная смена делится на 3 семидневки: 7 дней в мире Детства, 7 дней истории города N, 7 дней на зеленой планете. По итогам каждой недели каждый отряд должен получить грамоты муниципального уровня города N.Конечный результат – почетная грамота муниципального уровня от Экотоши «Достойный житель города N».
1 семидневка «7 дней в мире Детства»
Цель: создание условий для формирования коммуникативного потенциала личности воспитанников
Основные дела лагеря Задачи дня: Результат
1 день Игры в отрядах на сплочение «Будем знакомы».
Организационное мероприятие (игра-вертушка) «Жизнь в нашем городе «N» (мы расскажем, как устроена жизнь в городе «N», вспомним правила дорожного движения, правила пожарной безопасности. познакомится с другими детьми отряда, создать информационный уголок отряда. Оформлен отрядный уголок, в котором указаны название и основные правила.
2 день Здравствуй, лето!»
Игра-эстафета «Школа светофорных наук»;
Спортивные состязания между отрядами "Богатырская сила"
Вертушка по отрядам сплочение отрядных коллективов, Выявлен отряд - победитель в спортивном состязании «Богатырская сила»
3 день Посещение кинотеатра «Мир». Обсуждение и оформление стен газеты «Новости дня» повышать творческую и познавательную активность воспитанников Оформлена стен газета по итогам дня
4 день Участие в городском конкурсе «Юные инспекторы дорожного движения» формировать коммуникативный потенциал личности воспитанников Активное участие в городском конкурсе
5 день Спортивные соревнования «Зарничка» (маскировка на местности). Спортивная эстафета. формировать коммуникативный потенциал личности воспитанников Выявлен самый спортивный, сплоченный отряд
6 день Подготовка к торжественному открытию лагерной смены повышать творческую и познавательную активность воспитанников Распределение ролей участников
7 день «Мы вместе» праздничный концерт, посвященный открытию лагерной смены. повышать творческую и познавательную активность воспитанников Вручение 1 грамоты муниципального уровня
2 семидневка «7 дней истории города N»
Цель: формирование у воспитанников представлений о ценностях культурно-этнического богатства северных народов, познание истории своего родного города, через включение в краеведческую деятельность
Основные дела лагеря Цель и задачи дня: Результат
1 день Посещение выездного музея под открытым небом «Сибирские Увалы»
Подведение итогов. Развивать интерес к истории родного города, через краеведческую деятельность Оформлен отрядный уголок, в котором указаны название и основные правила.
2 день Встреча с семейной некоммерческой (родовая) общиной коренных малочисленных народов ханты «Хунзи» Нижневартовского района
Познавательная викторина «Культура народов ХМАО» помочь воспитанникам узнать и освоить культурные традиции своего народа и народов, проживающих на территории ХМАО-Югры, в том числе через связь поколений Выявлен отряд - победитель в интеллектуальном состязании «Культура народов ХМАО»
3 день Связь поколений, создание семейного альбома в отрядах
повышать творческую и познавательную активность воспитанников Созданы альбомы с фотографиями, рассказами о своих родных.
4 день День России: «Символы России» (совместно с городской центральной
библиотекой).
Подготовка материалов к историческому альманаху «День рождения города Нижневартовска» Развивать интерес к истории родного города, через краеведческую деятельность Собраны материалы к историческому альманаху
5 день Мастер – класс по декоративно - прикладному искусству народов ханты под руководстовом семейной некоммерческой (родовая) общиной коренных малочисленных народов ханты «Хунзи» Нижневартовского района помочь воспитанникам узнать и освоить культурные традиции своего народа и народов, проживающих на территории ХМАО-Югры, в том числе через связь поколений,
повышать творческую и познавательную активность воспитанников. Выставка
6 день Посещение музея имени Шуваева Развивать интерес к истории родного города, через краеведческую деятельность Собраны материалы к историческому альманаху
7 день Исторический альманах «День рождения города Нижневартовска» повышать творческую и познавательную активность воспитанников, через представление своего отрядного альманаха. Вручение 2 грамоты муниципального уровня
3 семидневка «7 дней на зеленой планете»
Цель: формирование у детей экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности.
1 день Конкурс рисунков «Волшебные краски природы» повышать творческую и познавательную активность воспитанников Выставка рисунков
2 день Пропаганда здорового образа жизни. Флэш моб повышать творческую и познавательную активность воспитанников; приобщать детей к осознанию связей между человеком и природой. Демонстрация своих достижений в спорте, выставка плакатов пропагандирующих здоровый образ. Спортивный танец всех участников лагеря на спортивной площадке гимназии.
3 день Посещение в ЦДТ, живого уголка приобщать детей к изучению природы родного края, осознанию связей между человеком и природой Собраны материалы для дня науки
4 день Экологическая акция "Живи, Земля!" направлена на привлечение внимания окружающих к проблемам охраны окружающей среды, на формирование экологической культуры личности; призывает к бережному отношению к природе. Выставка поделок из бросового материала «Живи, Земля!»
5 день Митинг памяти совершенствование умений проведения исследовательской деятельности Собраны материалы для дня науки
6 день День науки. Защита исследовательских проектов по секциям: «Красная книга ХМАО»; «Братья наши меньшие», «Пусть будет наш город зеленым». совершенствование умений проведения исследовательской деятельности Вручение 3 грамоты муниципального уровня
7 день Праздничный концерт «Закрытие лагерной смены» Подвести итоги лагерной смены, вручить почетные грамоты от Экотоши. Вручение Почетной грамоты «Достойный житель города N»

7.Кадровое обеспечение программы
1. Начальник лагеря
2. Организатор
3. Воспитатель
4. Воспитатель
5. Воспитатель
7. Инструктор по физической культуре
8. Информационно-методическое обеспечение программы. Система анализа реализации программы
Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).
Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится и в конце занятия.
Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим, историей города.
Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.
Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.
Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения.
Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.
Рисование: сюжетов национальных сказок, орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, закрепления названий элементов орнаментов северных народов.
Создание фотоальбомов – проводятся с целью закрепления полученных знаний при целевой прогулки или экскурсии.
Анализ реализации программы, проводится после проведения диагностики, полученные результаты, позволяют корректировать и планировать деятельность воспитанников.
Диагностический материал Методика проведения
1. Социализация воспитанников Состояние межличностных отношений Социометрия
Сформированность лагерного коллектива Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»
Уровень развития самоуправления Методика М.И. Рожкова
2. Здоровье воспитанников Динамика заболеваемости в течение смены Статистический учёт, наблюдение, комплексная диагностика (динамометрия, спирометрия и т.д.)
Развитие физического потенциала детей и подростков Динамика оздоровления 3. Создание условий для активного досуга Удовлетворённость участников жизнедеятельностью в лагере Методика Е.Н. Степанова
Интересы и увлечения воспитанников Методика «Цветик-семицветик»
Уровень творческой активности воспитанников Методика М.И. Рожкова и др.
4. Психо-эмоциональное состояние воспитанников Преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности, подавленности «Радуга настроения» (модификация методики «Цветопись» Лутошкина А.Н.)
9. Материально-техническое обеспечение программы
Материально-техническая база Применение
Кабинеты Комнаты отрядов, штаб
Спортивный зал Занятия спортом, состязания
Спортивная площадка Проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания
Школьный двор Отрядные дела, игры-путешествия, линейки
Актовый зал Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей
Медицинский кабинет Медицинский контроль мероприятий лагерной смены
Школьная столовая Завтрак, обед, полдник
Библиотека Поиск необходимой информации, проведение досуга
Компьютерный класс Поиск необходимой информации, проведение досуга
Техническое оснащение Просмотр презентаций, фильмов; звуковое и видео- сопровождение мероприятий
10. Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1988.- 208 с.
2. Богданов Г.П. Игры и развлечения в группах продлённого дня: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
3. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Учебно – методическая работа. Воспитательная работа. 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.-352 с.
4. Дереклеева Н.И. Справочник завуча начальной школы: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 336 с.
5. Детские подвижные игры народов СССР/ Сост. А.В. Кенеман. –М.: Просвещение,1989-239 с.
6.Каникулы: игра, воспитание: О пед. Руководстве игровой деятельностью школьников: Книга для учителя/ Под ред. О.С. Газмана.- М.: Просвещение, 1988.- 160 с.
7. Нетопина С.А. Школьникам об учёбе и отдыхе: Книга для учащихся 4-7 классов.- М.: Просвещение, 1983.- 80 с.
8. Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время.- М.: Просвещение, 2007
9. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: Учебно- методическое пособие. –М.: ВЛАДОС, 2003.- 176 с.
10. Путешествие в страну игр и театра: сценарии общешкольных мероприятий/авт.-сост. Е.А. Гальцова.-Волгоград: Учитель, 2007.-138 с.
11. Шин С.А. Лучшие сценарии школьных праздников для учащихся 1-11 классов. –Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 480 с.
Приложение 1
Режим работы пришкольного лагеря
8.30-8.45 -Сбор воспитанников
8.45-9.00-Утренняя зарядка
9.00-9.30-Завтрак
9.30-10.00-Отрядные дела, планы на предстоящий день
10.00- 13.00- Занятия по интересам. Время для игр, развлечений, исследований, работа кружков. Проведение общелагерных мероприятий.
13.00-13.45-Обед
13.45-14.45-Веселый час, работа кружков
14-15-14-30-Подведение итогов дня, планирование дел на
следующий день, уход домой.
Приложение 2
Диагностический материал. Развитие личности детей
Методика «Лесенка» (В.Г. Щур).
Методика диагностики самооценки Дембо – Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) обучающимися ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки).
Ход выполнения задания
Инструкция к тесту
«…Представьте себе такую условность: на верхнем полюсе находится самый здоровый человек в мире, внизу – самый больной человек, а между ними все остальные люди, в том числе и мы с вами.
Отметьте черточкой на шкале, как вы себя оцениваете в данный момент по каждому параметру».
Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества можно условно изобразить вертикальной линией. Нижняя точка будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее.
Линии обозначают:
- здоровье;
- ум (способности);
- характер;
- счастье;
- авторитет у сверстников;
- внешность;
- уверенность в себе
Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества в данный момент времени.
Задание: на листе изображено семь линий, длина каждой 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально – с целой группой, так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ребенок выполнил первую шкалу.
Обработка результатов: обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная «здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Размер каждой шкалы 100мм, соответственно ответы получают количественную характеристику (например, 54мм – 54 балла).
Высота самооценки определяется от 0 до отметки на линии.
Оценка и интерпретация отдельных параметров:
- уровень самооценки менее 45 – низкий;
- уровень самооценки 45 – 59 – средний;
- уровень самооценки 60 – 74 – высокий;
- уровень самооценки 75 – 100 – очень высокий
Количество баллов от 45 до 74 (средняя и высокая самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 45 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности, «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценка окружающих.
Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти дети составляют «группу риска». За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности позволяет не прилагать никаких усилий.
При адекватной самооценке (45 – 74) человек правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи. Старается ставить для себя достижимые цели.
Для определения самооценки младших школьников можно использовать методику «Лесенка» (В.Г. Щур)
Методика "Лесенка "Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.
Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.
На второй, чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.
На какую ступеньку поставил бы ты себя?
Обработка результатов:
1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);
4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);
8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).
ТЕСТ «Размышляем о жизненном опыте»
(составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой)
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся.
Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу лист букву «м» - мальчик, «д» - девочка).
Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в бланке для ответов.
На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?
обойду не потревожив;
отодвину и пройду;
смотря какое будет настроение.
Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?
ничего, какое мое дело;
не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
подойду и непременно заговорю.
Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?
тороплюсь в школу;
если кто-то бросится на помощь, я тоже подойду;
звоню по телефону 03, останавливаю прохожих
Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?
предложу свою помощь;
не вмешиваюсь в чужую жизнь;
если попросят, я, конечно, помогу.
Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?
сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;
оборачиваюсь и предлагаю половину;
не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.
Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?
очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
ничего: жизнь вообще несправедлива;
вступаюсь за обиженного.
Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?
они мои, раз я их нашел;
завтра спрошу, кто их потерял;
может быть, возьму себе.
Сдаете экзамен. На что рассчитываете?
на шпаргалки, конечно: экзамен – это лотерея;
на усталость экзаменатора: авось пропустит;
на свои знания.
Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?
найду что-нибудь рядом с домом;
поищу высокооплачиваемую работу;
хочется создавать нечто ценное на земле.
Какое из трех предложенных видов путешествия Вы выберете?
по России;
по экзотическим странам;
по одной из ведущих развитых стран.
Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?
поболтаюсь немного, потом видно будет;
ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
Некий волшебник прелагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?
соглашусь с благодарностью;
сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
отказываюсь решительно.
Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?
забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
выполняю, конечно;
увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.
Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?
да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
не знаю, как придется;
зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что Вы делаете в данный момент?
поднимаю рук и сообщаю о своем желании сделать работу;
сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
Вы с товарищами собрались поехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?
еду на дачу согласно плану;
не еду, остаюсь, конечно;
жду, что скажет мой товарищ.
Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?
бездомный щенок;
взрослый пес с известным Вам нравом;
дорогой щенок редкой породы.
Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?
напомню о праве на отдых;
делаю раз надо;
посмотрю, что скажут остальные.
С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому отнесетесь?
отвечаю тем же;
не замечаю, это не имеет значения;
разрываю связь.
Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?
играю, конечно;
разумеется, не играю;
когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.
Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтёте?
самому (самой) приготовить все блюда;
закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;
пригласить гостей на кофе.
Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-либо особым обстоятельствами. Как встречаете такое сообщение?
бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
обеспокоен, строю планы самообразования;
буду ожидать новых сообщений.
Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из ваших товарищей?
ужасно завидую, мне неудобно;
я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
я, как все, аплодирую.
Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют им подарок. Что делаете?
отдаю - здоровье дороже;
постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;
подарков не отдаю, вступаю в борьбу.
Когда наступает новый год, о чём чаще всего думаете?
о новогодних подарках;
о каникулах и свободе;
о том, как жил и как собираюсь жить в новом году.
Какова роль музыки в вашей жизни?
она мне нужна для танцев;
она доставляет мне наслаждение духовного плана;
она мне просто не нужна.
Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?
снятся родные места;
хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
не замечал (не замечала).
При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?
нет, если мои дела идут хорошо;
да, в настоящее время довольно часто;
не замечал (не замечала).
Вам предлагают послать книгу в далёкое горное село. Что делаете?
отбираю интересную и приношу;
ненужных мне книг у меня нет;
если все принесут, я тоже кое-что отберу.
Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле, пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имён великих людей?
да, безусловно, могу;
нет, на свете много интересного;
не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.
Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит вам в голову?
у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
человеку просто повезло прославиться;
глубоко удовлетворён и не перестаю удивляться.
Большое спасибо за ответы!
Бланк ответов
Номер вопроса буква ответа
а) б) в)
1. * 2. * … 31. *
Обработка полученных данных.
Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.
Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчёта исключаются.
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека»,является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа а). Сосчитать * на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.
Графа б). Сосчитать * на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28.
Графа в). Сосчитать * на вопросы 2,3,6,8,9,11,12,19,24,31.
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:
Графа а). Сосчитать * на вопросы 2,3,5,7,8,12,13,16,18,20,22,23,24,31.
Графа б). Сосчитать * на вопросы 1,4,6,9,11,19,27,29,30.
Графа в). Сосчитать * на вопросы 14,15
Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается:
Графа а). Сосчитать * на вопросы 6,9,10,11,17,19,21,25,26,28.
Графа б). Сосчитать * на вопросы 2,3,8,10,12,14,15,17,21,24,25,26,31.
Графа в). Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 7, 10, 13, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 25, 26,27,28,29.