Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря


Утверждаю
Начальник лагеря
____________
Программа
воспитательной работы
оздоровительного лагеря
«МЕЧТА»
«Навстречу лету»

МБОУ ООШ
с. Никольское
Усманский район
2016 год
Пояснительная записка.
 
Отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
С целью обеспечения отдыха, оздоровления и занятости учащихся в МБОУ ООШ с.Никольское Усманского района была разработана программа каникулярного отдыха, реализация которой призвана обеспечить:
1) увеличение количества школьников, охваченных организованными формами отдыха и занятости;
2) организацию отдыха и занятости детей социально незащищенных категорий;
3) активное участие школьников, посещающих оздоровительный лагерь дневного пребывания, в построении своей пространственно-предметной среды.
  Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса – воспитании, обучении, развитии.
Данная программа  носит  кратковременный  характер,  рассчитана  на  18 дней.
Коллектив оздоровительного лагеря  с дневным пребыванием «Мечта» ставит перед собой цели:
создание условий для качественного отдыха и оздоровления детей и подростков;
профилактика правонарушений среди подростков;
создание педагогической воспитательной среды, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, физического, творческого потенциала детей.
  Базовое содержание воспитания ориентировано на формирование  творческой индивидуальности, развитие эстетической культуры личности. Приоритеты отдаются патриотическому, спортивно-оздоровительному, нравственно-эстетическому, творческому направлениям.
Патриотическое направление

Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.

За летнюю смену в лагере проведены следующие мероприятия:
«Великой Победе посвящается…», «Немного из истории…», литературно-музыкальный час, посвященный памяти павшим героям Великой Отечественной войны, «Великие люди великой страны».
Дню независимости России посвящены конкурс рисунков на асфальте «Я рисую Россию», познавательные часы «12 июня – День независимости Российской Федерации», «Я живу в России», музыкальный час, посвященный Дню независимости России «Россия – ты моя судьба».
«Я рисую Россию»
«Современный флаг России» Конкурс рисунков «Государственные символы России»
Исполнение Государственного Гимна России
Спортивно-оздоровительное направление
В это направление входят мероприятия общелагерного характера, пропагандирующие здоровый образ жизни. Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования, конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской помощи. С помощью спорта и физкультуры в лагере решаются задачи физического воспитания: укрепление здоровья, физическое развитие детей.


На зарядку становись!

Футбол – любимая игра и старшеклассников, и малышей в лагере.

В солнечный день ребята занимаются на спортивной площадке, в дождливую погоду – в спортзале.


«Веселые старты», «Быстрее, выше, сильнее», «Нормы ГТО»
Нравственно-эстетическое направление
Это направление отражает в себе нравственное и эстетическое воспитание детей. Различные мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к себе, к другим людям и к порученному делу, бережного отношения к природе.

В лагере проводятся такие мероприятия познавательного характера как:
викторины «Это интересно», «Вокруг света», «Самый умный»,
веселые конкурсы «Знаешь ли ты?», «Умники и умницы», игра-соревнование «Занимательная математика».
Большое внимание уделяется экологическому воспитанию:
экологические викторины «Что? Где? Когда?», «В мире прекрасного»,
«Эти удивительные растения»; круглый стол «Здоровая планета – в наших руках».
Правовое воспитание – неотъемлемая часть воспитательной работы в лагере. Ребята изучают «Правовую азбуку от «А» до «Я»; проводятся
познавательные игры «Знатоки права», «Хочу все знать!».
Традиционными в лагере становятся час толерантности «Пойми меня», час вежливости «Добрые слова», час общения «Удивительное рядом».


Турнир по ПДД «Много ли слов у тебя в запасе?» проходит в течение нескольких дней. Турнир состоит из пяти туров.

Победители из старшего отряда проводят следующие этапы в младших отрядах.

А после хорошей работы по озеленению пришкольного участка ребята с удовольствием принимаются за вкусный сытный обед!
Творческое направление
Это одно из важных направлений программы. Оно должно способствовать творческому развитию детей и их  инициативе. Необходимо создать все условия в лагере для реализации этого направления, т.к. мероприятия этого направления  благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и социализации ребенка в жизни. Все мероприятия этого направления носят практический характер.

Музыкальный час – это просто класс!
В лагере проводятся музыкальные конкурсы «Угадай мелодию», «Ищем таланты», «Минута славы», праздничные концерты, посвященные Дню защиты детей, Дню России.

Конкурсы рисунков, творческих работ, коллективно-творческие дела, творческие мастерские очень популярны у ребят.

Нет лучше формы приобщения ребенка к познанию, чем игра. Во-первых, игра выступает как самостоятельная творческая деятельность образования, воспитания, обучения, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки, развивать у них намеченные качества и способности.
Во-вторых, это способ воспитательного воздействия на личность и коллектив. В-третьих – метод стимулирования интереса и творческой активности детей в других видах деятельности.
Интеллектуальное развитие
Оказание помощи учащимся в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять интеллектуальные умения в окружающей среде; развитие умственных и исследовательских способностей.
Досуговая деятельность
Каникулы – время отдыха, и поэтому большую роль играет правильно организованный досуг. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются, заводят новых друзей. Необходимо, чтобы все мероприятия этого направления были веселые, эмоциональные, энергичные, непродолжительные, познавательные. Это направление напрямую связано с другими направлениями программы.
 
Приоритетные ценностные ориентиры могут быть достигнуты при соблюдении следующих условий:
1)  обеспечение разнообразия различных видов деятельности в ходе функционирования деятельности оздоровительного лагеря;
2)  организация социально-значимой деятельности, благоприятствующей обогащению личного ценностного опыта ребенка и его социализации;
3)  обеспечение безопасности жизнедеятельности участников оздоровительного лагеря;
4)  поддержка творчества и инициативы детей и подростков;
5)  развитие самостоятельности, самоуправленческих умений  воспитанников.
Ведущими ценностями в условиях организации отдыха и занятости детей и подростков  в каникулярный период являются:
1)  физическое оздоровление школьников,
2)  сохранение и укрепление эмоционально-психологического  здоровья воспитанников,
3) развитие интеллектуальной сферы, творческого потенциала детей и подростков.
  Задачи программы:
1)  добиться увеличения количества школьников, охваченных организованными формами отдыха и занятости;
2)  организовать отдых и занятость детей «социально незащищенных категорий»;
3)  обеспечить увеличение процента охвата учащихся из семей, находящихся в социально опасном положении, организованными формами отдыха;
4)  содействовать максимальной включенности участников оздоровительного лагеря в построение своей пространственно-предметной среды;
5)  способствовать сохранению и укреплению здоровья детей;
6)  обеспечить предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Прогнозируемый результат:
1)  сохранение количества школьников, охваченных организованными формами отдыха на уровне предыдущего года;
2)  обеспечение непрерывности процесса обучения и воспитания;
3)  увеличение процента охвата учащихся из семей, находящихся в социально опасном положении, организованными формами занятости;
4)  сведение до минимума возможности совершения детьми  правонарушений в каникулярный период;
5)  участие школьников, посещающих оздоровительный лагерь дневного пребывания при школе, в построении своей пространственно-предметной среды;
6)  обеспечение безопасности жизни и здоровья детей и подростков в ходе реализации программы; отсутствие случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
Программа рассчитана на  детей 7-14 лет
Срок реализации  - 18 дней.
Над реализацией программы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив школы.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации.
Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Механизм реализации программы
I этап. Подготовительный
Этот этап характеризуется тем, что за 2 недели до открытия пришкольного оздоровительного лагеря начинается подготовка к каникулярному сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре по подготовке школы к каникулярному сезону;
издание приказа по школе о проведении оздоровительной кампании;
разработка программы деятельности пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Мечта»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.)
II этап. Организационный
Этот период короткий, всего 1 день.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности оздоровительного лагеря в будущем.