Комплексная коррекционно-развивающая программа с применением оборудования сенсорной комнаты


Казенное образовательное учреждение Воронежской области «Борисоглебская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"
Комплексная коррекционно-развивающая программа с применением оборудования сенсорной комнаты для детей подросткового возраста .Педагог-психолог
Осадчева Н.А.
2016 – 2017
учебный год
Пояснительная записка
Психическое здоровье детей и подростков — актуальная проблема образования, особенно когда речь идет о детях-сиротах, лишенных родительской поддержки. Воспитанники учреждений интернатного типа пережили множество психологических травм: утеряны родители, дом, семья, близкие, друзья. Многие из них имеют перинатальные травмы, затяжные формы заикания, тики, энурез и другие системные расстройства. В результате социальной депривации возникают серьезные нарушения личности. Им свойственны взрывы эмоций - бурная радость, гнев на фоне отсутствия глубоких устойчивых чувств. Общение таких детей с окружающими характеризуется назойливостью, неутолимой потребностью любви и внимания. При этом со временем устанавливается потребительское отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка. В результате материнской депривации у детей-сирот отсутствует доверие к другим людям и к самому себе.
У большинства подростков наблюдаются нарушение ориентировки в пространстве и времени, неустойчивость внимания, утомляемость, импульсивность поведения, трудности в освоении школьных навыков. Они нуждаются в упрощенных вопросах и инструкциях к заданиям.
Данная программа предназначена для детей 12-15 лет с интеллектуальными нарушениями, воспитывающимися в условиях интерната. Занятия по предлагаемой программе - дополнительное средство помощи детям в системе лечебно-реабилитационных мероприятий.
В основу программы положена комплексная реабилитация детей, когда психологическая коррекция и нейропсихологическая реабилитация в сочетании с социотерапевтическим воздействием позволяет ребенку быстрее адаптироваться к условиям жизни и обучения и реализовать свое естественное стремление к развитию и самосовершенствованию.
Цель:
-реабилитация и коррекция психоэмоциональной сферы детей с посттравматическими расстройствами; компенсация нарушенных функций; профилактика формирования вторичных неврологических нарушений.
Задачи:
-обучение подростков использованию социально – приемлемых способов снятия внутреннего напряжения;
-стабилизация эмоционального состояния, снижения уровня тревожности и агрессии;
-перестройка коммуникативного поведения, формирование навыков стрессоустойчивого поведения.
Оборудование:
На занятиях используется все оборудование темной сенсорной комнаты:
• пуфик-кресло "Груша";
• двухметровая пузырьковая колонна с рыбками;
• сухой бассейн с шарами;
• сенсорная тропа для ног;
• зеркальный шар;
• настенное панно "Жар- птица";
• светильники «Пламя» и «НЛО»;
• музыкальный центр;
• набор музыкальных дисков с релаксационной музыкой;
• набор мячей-гигантов и мячей-ежиков;
• водный фонтан;
• установка для ароматерапии и т.д.
Структура занятий.
1. Приветствие. Развитие психофизического компонента. Дыхательные упражнения. Стимулирующие упражнения. Кинезиологические упражнения. Разминка. Самомассаж.
2. Основная часть занятия. Развитие познавательной сферы. Игры на развитие внимания, моторной памяти, формирование зрительного восприятия, функций мышления.
3. Разгрузка. Обучение приемам релаксации и саморегуляции, развитие навыков партнерского взаимодействия. Эмоциональная оценка занятия. Прощание.
Состав группы.
Подростки от 11 до15 лет в количестве 5-6 человека.
Временные характеристики.
Программа рассчитана на 9 занятий по 40 минут с периодичностью 1 раз в неделю. Учителя и воспитатели получают информацию о содержании программы, присутствуют на занятиях. Занятия с психологом могут сочетаться с работой во второй половине дня.
Методы и приемы работы.
Игровая терапия, релаксационные методики, дыхательные упражнения. Обучение массажу.
Актуальность данной программы в том, что она позволяет выполнять следующие процедуры психологического и психокоррекционного воздействия: релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование чувствительности и двигательной активности подростков; фиксирование внимания и управления им, поддержание интереса и познавательной активности; повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развитие воображения и творческих способностей подростков; коррекцию психоэмоционального состояния.
Оценка эффективности работы.
Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики, проводимой перед началом занятий и по их завершению, по результатам анкетирования педагогов (экспертная оценка), наблюдений за воспитанниками на каждом занятии.
Прогнозируемые результаты.
Развитие межгеманитарного взаимодействия, гармонизация деятельности центральной нервной системы, приобретение навыков познавательной саморегуляции, снижение тревожности, восстановление психологического статуса.
ПРИМЕРНОЕ РАЗВЕРНУТОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ В ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ
№ Тема и цель занятия Краткое содержание Прогнозиру-емый результат Кол. час.
1 Занятие 1.
Цель:
Развитие меж-полушарного взаимодействия мелкой мотори-ки; развитие концентрации и распределения внимания; мо-торной и образ-ной памяти; на-блюдательнос-ти; преодоление состояния пси-хомышечного напряжения.
Часть 1.
Глазодвигательные упражнения.
Дыхательные упражнения.
Кинезиологические упражнения.
Игры и упражнения с мячами «Знакомство», «Нас объединяет».
Часть 2.
Игры упражнения.
«Запомни маршрут»,
«Разведчик»,
«Наблюдатель».
Часть 3.
Игры и упражнения «Круг дружбы», «Напряжение-расслабление».
Снятие ста-тическогонапряжения глаз. Гармониза-ция деятель-ности нерв-ной системы.
Сплочение группы; эмо-циональное и мышечное расслабле-ние. 1
2 Занятие 2.
Цель: развитие эмпатии, кор-рекция внима-ния, координа-ции движений в пространстве, снятие психо-физического на-пряжения.
Часть 1.
1.Глазодвигательные упражнения.
Дыхательные упражнения.
Кинезиологические упражнения.
Самомассаж.
Игры и упражнения с мячами «Запоминай и повторяй», «Нас объединяет».
Часть 2.
«Наблюдай и угадывай»
Часть 3.
Игры и упражнения
«Отдохни», «Расслабься».
Снятие психомышечного напря-жения.
Развитие внимания; стимуляция скорости реакции;
координация движений.
1
3 Занятие 3.
Цель: развитие межполушар-ного взаимо-действия; раз-витие мышле-ния; стимуля-ция движения глаз; снижение психоэмоцио-нального на-пряжения.
Часть 1. 1.Глазодвигательные упражнения.
Дыхательные упражнения.
Кинезиологические упражнения.
Самомассаж.
Игры и упражнения с мячами «Придумай движение».
Часть 2.
«Возьми в путешествие».
Часть 3. «Расслабление на солнечной полянке».
Снижение психоэмоци-онального напряжения, тревожности.
1
4 ЗАНЯТИЕ 4
Цели:
развитие меж-полушарных связей; сниже-ние психомы-шечного на-пряжения.
Часть 1.
1.Глазодвигательные упражнения.
Дыхательные упражнения.
Кинезиологические упражнения.
Часть 2.
Массаж по кругу.
«Удержи ленту-гусеницу». «Цепочка».
Часть 3.
«Поплавок в океане» Гармониза-ция деятель-ности дыха-тельной, нервной и сердечно-сосудистой систем. Устранение состояния психоэмоци-онального напряжения, тревожности. 1
5 ЗАНЯТИЕ 5
Цели: развитие внимания; устранение состояния психоэмоционального напряжения, снятие нагрузки; повышение настроения, работоспособ-ности; звуковое и вербальное благотворное воздействие на психику.
Часть 1.
1.Глазодвигательные упражнения.
Дыхательные упражнения.
Кинезиологические упражнения.
Часть 2.
Игры и упражнения. «Развлеченье»
«Слушай и хлопай», «Отдых на мяче».
Часть 3.
«Расслабление в лесу» Преодоле-ние состо-яния тре-вожности; развитие умения оказывать поддержку. 1
6 ЗАНЯТИЕ 6
Цели: развитие творческого (наглядно-образного) мышления; развитие воображения; выражение эмоциональной поддержки; преодоление состояния психомышечного и психоэмо-ционального напряжения.
Часть 1.
1.Глазодвигательные упражнения.
Дыхательные упражнения.
Кинезиологические упражнения.
Часть 2.
Игры и упражнения. «Поддержи меня»,
«Наблюдаю за звездой».
Часть 3.
Расслабляющее упражнение «Шум прибоя». Улучшение осанки, стимуляция движений диафрагмы; улучшение кровообращения в гла-зах; гармо-низация деятельности дыхатель-ной, нерв-ной, сердеч-но-сосудис-той, зритель-ной систем.
1
7 Занятие 7.
Цели:развитие визуального восприятия, развитие моторно-слуховой памяти, формирование наглядно-образного мышления, устранение состояния психомышечного напряжения. Часть 1.
1.Глазодвигательные упражнения.
Дыхательные упражнения.
Кинезиологические упражнения.
Часть 2.
Игры и упражнения.
«НЛО»
«Звездное небо»
«Слушай команду»
Часть 3.
«Необычная радуга»
Снятие психоэмоци-онального напряжения, тревожности.
1
8 Занятие 8.
Цели: развитие активного внимания, коррекция моторно-слуховой памяти,
Формирование абстрактно-логического мышления, развитие глазодвигательной координации, обучение приемам саморегуляции Часть 1.
1.Глазодвигательные упражнения.
Дыхательные упражнения.
Кинезиологические упражнения.
Часть 2.
Игры и упражнения.
«Слушай и выполняй».
«Наблюдай за рыбками».
«Команда и командир».
Часть 3.
Расслабляющее упражнение
«Порхание бабочки». Снижение тревожности, восстановле-ние психо-логического статуса.
1
9 Занятие 9.
Цели:
развитие произвольного внимания, развитие внимания, связанного с координацией слухового, зрительного, двигательного анализаторов, развитие визуальной слуховой памяти. Часть 1.
1.Глазодвигательные упражнения.
Дыхательные упражнения.
Кинезиологические упражнения.
Часть 2.
Игры и упражнения.
«Управляй телом»
Повторяй за мной»
«Смотри и наблюдай»
Часть 3.
«Полет высоко в небе». Снижение тревожности, восстановле-ние психо-логического статуса, гар-монизация деятельности центральной нервной системы.
1

Учебно-методическое обеспечение
В.А. Корнеева «Сенсомоторные нарушения психического развития у детей младшего школьного возраста» в книге «Психотерапия психоматических расстройств у детей». Москва 2004.
«Подросток на перекрестке эпох». Под редакцией Кривцовой С.В. Генезис 1997 г.
Сиротюк А.Л. «Коррекция, обучение и развитие школьника». Москва, 2002 г.
Сиротюк А.Л. «Коррекция развития иттеллекта дошкольников». Москва, 2003 г.
Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гипперактивность». Москва, 2002 г.