Конспект Коммуникативные универсальные действия
1.ПАСПОРТ (общая характеристика)
УНИВЕРСАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ
Обучающийся должен обладать (способностью, готовностью и прочее)
Коммуникативными УУД
(наименование универсального учебного действия)
СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УУД:
(описание)
Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).
В содержание понятия коммуникативной компетенции входят:
языковая компетенция: владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;
социолингвистическая компетенция: способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения;
дискуссионная компетенция: способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований;
речевая компетенция: способность понимать текст, предъявляемый зрительно и со слуха (чтение, аудирование), и порождать речевое высказывание (говорение, письмо);
информационная компетенция: способность ориентироваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности;
социокультурная компетенция: степень знакомства с социокультурным контекстом функционирования языка;
социальная компетенция: способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения).
Место и значимость универсального учебного действия в результате образования выпускника ОУ средней школы.
Три составляющих Коммуникативного УУД:
Коммуникация как взаимодействие – действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию.
Коммуникация как кооперация – согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности (необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности).
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
контролировать действия партнера.
Коммуникация как условие интериоризации – действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Планируемые уровни сформированности универсального учебного действия у обучающихся лицея
Компоненты
Уровни каждого компонента УУД
Результаты
сформированности
каждого уровня УУД
Информационный
Базовый
Умеет читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет использовать речь для регуляции своего действия.
Продвинутый
Умеет задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.
Деятельностный
Базовый
Умеет участвовать диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Может допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Продвинутый
Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.
Творческий
Базовый
Умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической речью. выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Продвинутый
Умеет адекватно использовать все коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой). Владеет диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия. Умеет выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осущесвтлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
2. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УУД
Календарный график (этапы) и возможные траектории формирования данного УУД у обучающегося лицея при освоении ОП среднего образования
№
Компоненты образовательной среды, участвующие в формировании УУД (дисциплины, курсы по выбору и др.)
Дисциплины/Курсы/полугодия обучения
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
1.
1 пол.
2 пол.
1 пол.
2
пол.
1 пол.
2 пол.
1 пол
2 пол.
1 пол.
2 пол.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Формы итоговой аттестации сформированности данного универсального учебного действия и необходимые оценочные средства
[ Приводятся основные типы оценочных заданий, с помощью которых обучающийся сможет продемонстрировать достигнутый уровень сформированности данного универсального учебного действия ]
Компоненты
Формы текущего, рубежного и итогового контроля
Оценочные средства
и образовательные продукты
Информационный, дятельностный, творческий
Тестирование. Индивидуальные беседы. Индивидуальные и групповые творческие задания
Оценочные средства:
Многовариантные тесты.
Альтернативные тесты.
Закрытые тесты.
Тесты идентификации.
Диалог.
Образовательный продукт:
Проект, творческая работа
Основные пути, методы и технологии формирования данного универсального учебного действия у обучающегося лицея при освоении ОП среднего образования.
[ Компьютерные симуляции, психологические и иные тренинги, ролевые и деловые игры, ситуации, кейсы и др. ]
Компоненты компетенции
Уровни
каждого
компонента УУД
Методы и технологии формирования
данного УУД
Информационный
Базовый
Поведенческий тренинг, лекции с обратной связью, техника активного слушания, техника перефразирования, семинары
Продвинутый
Тренинг ассертивности, техника интерпретации высказывания, конференции
Деятельностный
Базовый
Психологические игры, решение коммуникативных речевых задач, работа в парах, дискуссии, навыковые тренинги
Продвинутый
Психологические игры, метод интервью, тренировочные тренинги, проблемное обучение
Творческий
Базовый
Психологические игры, технология мастерских, активно-обучающие тренинги, проектно-групповая деятельность
Продвинутый
Психологические игры, самораскрывающиеся тренинги, проектно-индивидуальная деятельность
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы формирования у обучающихся данного универсального учебного действия при освоении ОП среднего образования
[ Приводится характерное только для данного универсального учебного действия учебно-методическое и информационное обеспечение, необходимое при освоении ОП среднего образования ]
Компоненты
Целевая аудитория
Литература:
Интернет-ресурсы:
Информационный, деятельностный, творческий
Родителям, педагогам
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/ система заданий А.Г. Асмолов,О.А. Каробанова.- М.: Просвещение, 2010 Серия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Примерные программы по всем предметам Редактор И. А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Серия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Редактор И. А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Серия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Под ред. И. А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Серия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Серия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Серия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
()))
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учительский журнал онлайн [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://burmak2.edu.yar.ru
http://www.openclass.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Педагогом, методистам
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1985.
Беглова Т.В. Битянова М.Р. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков: Методическое пособие для психологов и педагогов. М., Генезис, 2005
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: изд-во Пеленг, 1996
К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.
Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская Теория обучения в информационном обществе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Серия: работаем по новым стандартам
С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Серия: работаем по новым стандартам
Формирование исследовательских умений младших школьников/ под ред. Н.Б.Шумаковой; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Серия: работаем по новым стандартам
К.А. Поливанова, Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Серия: работаем по новым стандартам
В.Н.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Урок-презентация в современной школе[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Серия: "Педагогическая мастерская"
Э.Н.Гарсиа Упражнения для интеллектуального тренинга учащихся средней школы - М.:, Аркти 2010
Условия, необходимые для успешного формирования у обучающихся только данного универсального учебного действия при освоении ОП среднего образования
[ Приводятся характерные только для данного универсального учебного действия условия, необходимые для успешного формирования у обучающихся данного УУД при освоении ОП среднего образования ]
В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (Рубцов, 1987, 1998; Цукерман, 1993) формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т.е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре. Так, например, в число основных составляющих организации совместного действия входят:
распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;
обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;
взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (путем взаимопонимания устанавливается соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включенного в деятельность);
коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;
планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);
рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы).
13PAGE 15
13PAGE 14215